Сметное дело
Что изменится в закупках при строительстве с июля 2019?
Опубликовано: 14.06.2019 13:51
Обновлено: 14.06.2019 13:51

С 1 июля 2019 г. Указом от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223) определен новый порядок регулирования закупок товаров, работ, услуг при строительстве, финансируемых полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.

Отметим, что ранее закупки товаров (работ, услуг) для строительства, финансируемые полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, осуществлялись с применением норм:

  • с 01.01.2017 до 01.01.2019 — Указа от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»;
  • с 01.01.2019 по 30.06.2019 — Закона № 419-З, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку, и постановления Совмина от 22.08.2012 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» № 778.

Указ № 223 носит временный характер, и период его действия заканчивается 30 июня 2021 г.

Таким образом, с 1 июля 2019 г. закупки при строительстве с привлечением полностью или частично бюджетных средств осуществляются путем проведения:

  • подрядных торгов или переговоров в случае закупки работ, услуг при строительстве;
  • торгов, переговоров либо биржевых торгов – при закупке товаров для строительства (кроме государственных закупок медицинских изделий).

Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве Совмином еще не определен. При этом установлено, что при проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве Указ от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» не применяется.

Заказчик обязан проводить подрядные торги, за некоторым исключением, при стоимости строительства объектов 6000 БВ и более.

Проведение торгов либо биржевых торгов обязательно, если стоимость строительства объекта также составляет 6000 БВ и более, при этом заказчик размещает необходимые для строительства заказы:

Пунктом 1.6 Указа № 223 установлено, что с 01.07.2019 заказчик вправе самостоятельно выбрать процедуру закупки при строительстве, в т.ч. провести переговоры, в случаях, если заключаются договоры на:

Из нововведений по данному пункту является право самостоятельного выбора заказчиком процедуры закупки при строительстве, если заключается договор на:

  • внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика;
  • выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в т.ч. сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в т.ч. сметную, документацию в порядке, установленном законодательством;
  • аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ.

Также закупки при строительстве осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов, если:

  • подрядные торги, торги, биржевые торги не состоялись (участник-победитель не определен или отказался от заключения договора);
  • генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с субподрядчиками на выполнение (оказание) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству.

Пунктом 1.8 Указа № 223 установлены случаи, когда заказчик имеет право не проводить процедуры закупок при строительстве, предусмотренные данным Указом, а также процедуры госзакупок, если необходимо осуществить выбор:

  1. генеральной подрядной организации при строительстве жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, осуществляющей строительство жилых домов из указанных конструкций собственного производства, если такое строительство обусловлено требованиями разработанной в установленном порядке градостроительной документации. Соответствующее право определяется в решении местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного участка;
  2. генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, инженера (инженерной организации) при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы. Соответствующее право определяется Совмином;
  3. генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций при заключении договоров о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства таких объектов в соответствии с перечнем объектов, определяемых Совмином по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Соответствующее право также определяется Совмином;
  4. специализированных организаций, подчиненных МЧС, при проведении работ по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, в отношении которых принимались решения об отселении. Соответствующее право определяется МЧС;
  5. организации при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав (систему) которого входит заказчик, а в случае отсутствия такого государственного органа (организации) – по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения заказчика). Соответствующее право определяется заказчиком;
  6. генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций при заключении договоров о строительстве национального павильона на международных выставках «ЭКСПО». Соответствующее право определяется заказчиком по согласованию с организационным комитетом для подготовки и проведения национальной экспозиции на международной выставке «ЭКСПО» на конкурсной основе. Порядок проведения такого конкурса определяется заказчиком по согласованию с указанным организационным комитетом;
  7. поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг при реализации проектов государственно-частного партнерства. Соответствующее право определяется заказчиками – частными партнерами.

Изменения коснулись участников закупок при строительстве. Так, п. 1.9 Указа № 223 устанавливает перечень лиц, которые не смогут быть участниками, а именно:

  • эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
  • юрлицо и (или) ИП, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;
  • организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юрлица, к которому присоединяется другое юрлицо;
  • юрлицо (ИП), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в т.ч. признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юрлица, находящегося в процедуре санации;
  • лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве.

Для целей закупок при строительстве Указом № 223 даны определения, такие как вид товаров, закупка товаров при строительстве, преференциальная поправка, услуга, техническая модернизация, участник, участник-победитель.

Отдельно следует отметить, что введены термины аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), процедуры закупки, частного партнера, эксперта, экспертной организации.

Необходимо подчеркнуть, что нормы Указа № 223 не распространяются на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до 01.07.2019. При этом следует учитывать, что процедура закупки при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении.

Кроме того, закупки же товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и ИП, т.е. без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, как и ранее, будут осуществляться на основании локальных нормативных правовых актов (далее – ЛНПА), утверждаемых руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Минстройархитектуры от 26.03.2018 № 04-3-01/3918).

Получите доступ к закрытым разделам

Оформите демо-доступ к следующим закрытым разделам:

• Бератор

Руководство по всем вопросам работы сметчика в формате пошаговых алгоритмов

• Журнал

Свежие выпуски легендарного журнала "Сметное дело" и большой архив аналитических материалов

• Сервисы

Калькуляторы, расчеты, помощники, справочники

• Законодательство

Обновляемая база НПА Республики Беларусь

• Ответы на ваши вопросы

Большой архив ответов на интересные вопросы ваших коллег

Заполните форму

электронная почта обязательна
необходимо ввести пароль
необходимо ввести номер мобильного телефона


Другие материалы по теме
В помощь сметчику
Новости
Вопросы и ответы