Сметное дело
Руководство пользователя
Экономия подрядчика: завышение стоимости объекта или прибыль?
Опубликовано: 22.03.2016 11:50
Обновлено: 22.03.2016 11:50

Подрядная организация осуществляет строительство объекта за счет средств бюджета. Неизменная договорная (контрактная) цена (далее – неизменная цена) рассчитана в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 10.11.2014 № 1061 (далее – Положение № 1553). За счет эффективной организации работ были сокращены сроки выполнения строительно-монтажных работ, вследствие чего фактические затраты на перевозку рабочих оказались ниже затрат на перевозку, предусмотренных неизменной ценой.

Следует ли в акты выполненных работ включить фактические затраты на перевозку, или экономия средств по этой статье относится на финансовые результаты деятельности подрядчика? Если не уменьшать стоимость работ, не будет ли это считаться завышением стоимости работ в соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления Минстройархитектуры от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» (далее - постановление № 12)? 

Порядок формирования неизменной цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов установлен Положением № 1553, согласно которому цена предложения подрядчика может определяться 3 методами:

  • ресурсным;
  • путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ;
  • путем сочетания вышеуказанных методов.

При этом в цену предложения подрядчика включаются все ресурсы и статьи затрат, необходимые для выполнения комплекса работ, предусмотренного конкурсной документацией при проведении процедур закупок в строительстве согласно Положению о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, в редакции от 30.07.2015 № 650 (далее – Положение № 88).

В случае признания подрядной организации победителем процедуры переговоров цена предложения подрядчика становится неизменной ценой – одним из существенных условий договора.

Случаи корректировки неизменной цены перечислены в п. 10 Положения № 1553. При строительстве объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств для договоров, заключенных после 01.01.2015, корректировка неизменной цены производится в случаях изменения:

  • проектной документации по инициативе заказчика в установленном порядке;
  • налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
  • прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке Минстройархитектуры на основании установленных Минэкономики среднегодовых прогнозных индексов цен в строительстве;
  • сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, в результате несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

Если договор строительного подряда был заключен до 01.01.2015, то неизменная цена кроме вышеуказанных случаев может также корректироваться при изменении стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда). Акты выполненных работ за отчетный период формируются на основании графика строительства (производства работ), составленного на основании неизменной цены.

Таким образом, включение в акты выполненных работ фактических затрат по перевозке рабочих (и, как следствие, изменение неизменной цены) будет являться нарушением норм Положения № 1553.

Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», в редакции от 14.01.2014 № 26, как превышение, так и снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относятся на финансовые результаты деятельности подрядчика. Исключение составляют случаи, когда выполняется строительство жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой (в этом случае подрядчик возвращает заказчику денежные средства, не использованные на цели строительства). Аналогичная норма содержится в п. 62 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 01.04.2014 № 301 (далее – Правила № 1450), с уточнением «если иное не определено законодательством или договором».

Пунктом 2 ст. 664 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что в договоре строительного подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами. Если такое распределение договором не предусмотрено, вся экономия относится на финансовую деятельность подрядчика.

Постановлением № 12 установлено, что при строительстве объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств завышением стоимости строительства являются фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:

1) стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком, – в настоящее время независимо от источников финансирования стоимость работ на строительство объектов, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 01.01.2012, рассчитывается в соответствии с Положением № 1553. Расчет, как правило, выполняется на основании сметной документации, представляемой заказчиком либо разрабатываемой силами подрядчика. Причем для объектов, строящихся за счет бюджетных средств, сметная документация разрабатывается в обязательном порядке в соответствии с требованиями ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 27.03.2014 № 85, с учетом изменения № 4;

2) не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями, – при расчете цены подрядчика стоимость материалов, изделий и конструкций и (или) выполнения отдельных видов работ (услуг) может приниматься на основании данных республиканской нормативной базы текущих цен, данных бухгалтерского учета подрядчика, проведенного подрядчиком мониторинга или данных о поставках и предварительно согласованной их стоимости с организациями, с которыми подрядчик планирует сотрудничать при строительстве объекта. Во всех случаях документы, подтверждающие использованные для расчета данные, как и сами расчеты, должны быть представлены организаторам процедуры закупки в строительстве (п. 36 Положения № 88) по их запросу или контролирующим органам при соответствующей проверке;

3) фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.

Итак, если цена предложения подрядчика была сформирована в соответствии с Положением № 1553, подтверждена соответствующими расчетами и обоснованиями, определена как неизменная цена по результатам проведенной в соответствии с Положением № 88 процедуры закупок в строительстве, то включение в акты выполненных работ фактических затрат по фактически выполненным и ранее не оплаченным работам (в рассматриваемом случае – затрат на перевозку рабочих, но в целом также и затрат по другим статьям, изменение которых не должно служить основанием для корректировки неизменной цены) противоречит действующим нормативным актам. При этом предъявленная к оплате стоимость выполненных работ не должна превышать неизменную цену, если не выполнялась ее корректировка на рассмотренных выше основаниях.

В то же время следует помнить, что согласно ст. 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа.

Светлана Филоненко, ведущий инженер проектно-сметной документации

Другие материалы по теме
В помощь сметчику
Вопросы и ответы