Сметное дело
Руководство пользователя
Исключаем затраты по эксплуатации не используемых машин и механизмов
Опубликовано: 28.10.2015 00:00 - 3964 просмотра
Обновлено: 28.10.2015 00:00

Подрядная организация производит электромонтажные работы на строительстве объекта, финансирование которого осуществляется за счет бюджетных средств. Сметная документация разработана в базисном уровне на 1 января 2006 г. 

Должна ли подрядная организация при составлении актов выполненных работ исключать эксплуатацию машин и механизмов, которые фактически не использовались, но учтены ресурсно-сметными нормами (далее – РСН) по смете? 

Пунктом 3.2 Методических указаний по применению ресурсно-сметных норм (РСН 8.01.104-2007), утвержденных приказом Минстройархитектуры от 12.11.2007 № 364, в редакции от 28.08.2015 № 220 (далее – приказ № 364), закреплено, что внесение изменений в РСН в части исключения затрат на эксплуатацию машин и механизмов, задействованных для выполнения всего комплекса технологических процессов, производится проектной организацией на стадии разработки проектно-сметной документации.

В случае, когда разделом проекта «Организация строительства» (далее – ПОС) предусмотрены особые условия в части использования машин и механизмов, отличных от указанных в РСН, производится их корректировка в зависимости от применяемой техники, технологии и организации работ, так как РСН предусмотрены усредненные условия и методы производства работ.

Соответственно, разработчиком проектно-сметной документации корректировка не проводится, если ПОС не предусматривает особые условия.

Пунктом 9 технической части сборника № 8 «Электротехнические работы» (РСН 8.03.208-2007) установлено, что при применении РСН данного сборника для определения стоимости работ на объектах по строительству жилых и общественных зданий следует производить корректировку основных машин и механизмов в соответствии с данными ПОС, исключая краны на автомобильном ходу, бортовые автомобили, гидравлические подъемники, применение которых не имеет места на объекте.

Необоснованное исключение машин и механизмов из РСН может привести к нарушению технологии выполнения работ и не обеспечит должного качества работ.

Так, например, в письме Минстройархитектуры от 30.07.2010 № 04-2-04/2485 «О некоторых вопросах определения стоимости эксплуатации машин и механизмов при строительстве жилых и общественных зданий» разъясняется, что положение п. 9 технической части РСН 8.03.208-2007 предполагает возможность замены, а не категоричного исключения основных машин и механизмов, применяемых при строительстве жилых и общественных зданий.

Кроме того, заказчики, проектировщики, а также органы государственной экспертизы должны контролировать и не допускать необоснованной замены машин и механизмов, предусмотренных для выполнения работ на жилых и общественных зданиях, исключения механизмов, предназначенных для доставки и разгрузки барабанов с кабелем, заземлителей, трансформаторов и т.д.

Отметим, что при производстве электромонтажных работ погрузка и разгрузка материалов и оборудования (вводно-распределительных устройств, шкафов, кабельно-проводниковой продукции, этажных щитков, ящиков) на приобъектном складе, а также их доставка до рабочей зоны должны осуществляться механизированным способом.

В соответствии с ТКП 45-1.03-40-2006 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования», утвержденным приказом Минстройархитектуры от 27.11.2006 № 334, с учетом изменения № 1, переносить материалы на носилках по горизонтальному пути разрешается только в исключительных случаях и на расстояние не более 50 м, также запрещается переносить материалы по лестницам и стремянкам (п. 9.1.9 ТКП 45-1.03-40-2006). Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования (п. 9.2.2 ТКП 45-1.03-40-2006). Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также при подъеме на высоту более 2 м (п. 9.2.4 ТКП 45-1.03-40-2006).

Возможность исключения затрат по эксплуатации машин и механизмов, фактически не используемых на объекте, строительство которого осуществляется за счет бюджетных средств, должна устанавливаться условиями заключенного договора строительного подряда.

Статьей 698 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в т.ч. со сметной документацией, определяющей цену работы.

Другими словами, при отсутствии иных указаний в заключенном договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектной документации, в т.ч. сметной документации, разработанной и утвержденной в установленном законодательством порядке. 

Ольга Бусло, начальник производственно-технического отдела

Другие материалы по теме
В помощь сметчику
Вопросы и ответы