Сметное дело
Изменения и нововведения в организации строительного производства
Опубликовано: 30.08.2016 00:00
Обновлено: 30.08.2016 00:00

ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства», утвержденный приказом Минстройархи­тектуры от 07.12.2009 № 396 (далее - ТКП 45-1.03-161-2009), дополнен следующими изменениями:

  • № 4 (приказ Минстройархитектуры от 01.06.2016 № 139), вступило в силу с 01.08.2016;
  • № 5 (приказ Минстройархитектуры от 01.06.2016 № 140), вступило в силу с 10.06.2016.

В данном материале рассмотрены подробные изменения и дополнения, внесенные в вышеуказанный кодекс. 

Изменения в области применения

Уточнено, что требования к организации строительного производства, установлен­ные в ТКП 45-1.03-161-2009, должны соблюдаться также при капитальном ремонте объектов строительства, сносе зданий и сооружений, благоустройстве и инженерной подготовке территорий.

Установлена обязательность соблюдения требований, приведенных в ТКП 45­-1.03-161-2009, всеми организациями и предприятиями независимо от их ведомствен­ной подчиненности при осуществлении проектирования и строительства объектов на территории Республики Беларусь.

Однако необходимо учитывать, что при строительстве инженерной и транспортной инфраструктуры, а также при строительстве, осуществляемом в полосе отчуждения железных дорог, в полосе отвода автомобильных дорог и других транспортных путей, требования, установленные в ТКП 45-1.03-161-2009, применяются совместно с соот­ветствующими техническими нормативными правовыми актами (далее - ТНПА).

Установлен перечень объектов, на которые ТКП 45-1.03-161-2009 не распростра­няет свое действие. Такими объектами являются:

  • объекты 5-го класса сложности;
  • объекты индивидуального жилищного строительства, возводимые застройщи­ками (физическими лицами) собственными силами на принадлежащих им зе­мельных участках;
    • дачи, садовые домики, хозяйственные постройки на приусадебных, садовых и дачных участках;
  • индивидуальные одноэтажные гаражи;
    • объекты реконструкции, переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах.

Дополнительно установлено, что ТКП 45-1.03-161-2009 не распространяется на производство строительных материалов, изделий и конструкций на предприятиях строительной индустрии и промышленности строительных материалов. 

Изменения в общих положениях организации строительных работ

Установлены особенности начала выполнения основных работ на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта магистральной инженерной и транспортной инфраструктуры значительной линейной протяженности. На указан­ных объектах приступать к выполнению основных работ разрешается до завершения в полном объеме внеплощадочных и внутриплощадочных работ подготовительного периода на всем объекте в случаях, когда проект организации строительства преду­сматривает производство работ поточным методом с параллельным выполнением подготовительных работ на его отдельных участках, в пределах нормативного сро­ка строительства объекта. Однако это выполнимо при условии наличия разрешения органов государственного строительного надзора на производство всего комплекса строительно-монтажных работ.

Из состава комиссии, подписывающей акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства (реконструкции, сноса) зданий и сооружений (приложение А), исключен член комиссии «представитель профсоюзно­го комитета».

Установлены требования по обращению с отходами. Вывоз бытового и строи­тельного мусора должен осуществляться централизованно специализированными организациями в сроки и в порядке, установленном местными исполнительными ор­ганами, при условии отсутствия у подрядчика специализированной техники. На объ­ектах инженерной и транспортной инфраструктуры места расположения контейнеров для сбора бытового и строительного мусора определяют местные исполнительные и распорядительные органы.

При разработке пояснительной записки к разделу проекта «Организация строи­тельства» (далее - ПОС) в ее составе необходимо в обязательном порядке преду­сматривать комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающих в себя определение количественных и качественных показателей образующихся отходов (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) и возможности их использования в качестве вторичного сырья.

Установлены требования при обнаружении недвижимых историко-культурных ценностей. В случае обнаружения подрядчиком при выполнении строительно-монтажных работ недвижимых историко-культурных ценностей он должен приоста­новить производство работ и оповестить об этом учреждения и органы, предусмот­ренные законодательством.

Приостановленные строительно-монтажные работы возможно будет возобновить только после получения письменного разрешения от учреждений и органов, преду­смотренных законодательством. 

Изменения в порядке подготовки к строительству

Установлен перечень внутриплощадочных подготовительных работ при сносе зданий и сооружений. Данные работы включают:

  • устройство временных дорог (при необходимости);
  • устройство инвентарных временных ограждений строительной площадки;
  • устройство пунктов мойки и очистки колес автотранспорта;
  • размещение мобильных (инвентарных) временных зданий и сооружений;
  • размещение площадок для складирования материалов, конструкций и оборудования;
  • обеспечение строительной площадки водоснабжением, теплоснабжением, осве­щением, сигнализацией и противопожарным инвентарем.

Установлены особенности разработки документации на снос. Снос зданий и сооружений 1-4-го классов сложности осуществляется согласно разработанной про­ектной документации, в соответствии с ПОС, проектом производства работ (далее – ППР) по сносу, включающим в себя перечень зданий и сооружений, подлежащих сносу.

При разработке технических решений по сносу зданий и сооружений должны обес­печиваться безопасность строителей, населения, окружающей среды и инженерной инфраструктуры, в т.ч. действующих подземных коммуникаций. Данные технические решения разрабатываются в составе организационно-технологической документации на объект и должны осуществляться на основе современных эффективных техноло­гий, позволяющих максимально механизировать производство работ.

Заказчик или собственник сносимого здания или сооружения обязан привести его в безопасное состояние, исключающее причинение вреда населению и окружающей среде, от начала вывода их из эксплуатации до сноса, а также принять меры, препят­ствующие несанкционированному доступу в эти здания (сооружения) людей.

Установлена необходимость разработки отдельного проекта на ограждение строительной площадки, а также устройство баннера. Указанные проекты разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование, с расчетом конструкции за­глубленного фундамента. Устройство баннера должно быть согласовано с местными исполнительными и распорядительными органами. 

Изменения и дополнения при разработке ПОС

Расширен перечень необходимой проектной документации для разработки ПОС. Кроме документации, перечисленной в п. 10.2 ТКП 45-1.03-161-2009, для раз­работки ПОС необходимы:

  • материалы с результатами обследования технического состояния конструкций зданий и сооружений при реконструкции, капитальном ремонте, сносе зданий и сооружений;
  • правоустанавливающие документы на объект строительства. Указанные доку­менты требуются в случае подготовки проектной документации для проведения реконструкции, капитального ремонта объекта строительства или сноса зданий и сооружений;
  • акты (решения) собственника здания (сооружения) о выведении из эксплуата­ции и ликвидации объекта строительства. Указанные документы требуются в случае необходимости сноса;
  • технические паспорта зданий и сооружений. Указанные документы требуются при реконструкции, капитальном ремонте объекта строительства или сносе зда­ний и сооружений;
  • иные исходно-разрешительные документы, установленные нормативно-пра­вовыми актами, в т.ч. ТНПА, регулирующими архитектурную, градострои­тельную, инвестиционную деятельность, требованиями утвержденной в уста­новленном порядке градостроительной документации, градостроительными регламентами;
  • таксационный план, согласованный в установленном порядке;
    • вертикальная планировка площадки строительства с картограммой земельных масс;
  • отчет об оценке засоренности грунта семенами борщевика Сосновского (при необходимости);
  • отчет о засоренности почвы нефтепродуктами (при необходимости);
  • справка заказчика о начале возведения, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта;
  • специальные требования к строительству, реконструкции, капитальному ремон­ту и сносу сложных объектов;
    • сведения об условиях производства строительно-монтажных работ на рекон­струируемых, ремонтируемых объектах и объектах сноса.

Указанные в п. 10.2 ТКП 45-1.03-161-2009 и перечисленные выше исходные ма­териалы заказчик объекта и генеральный подрядчик (если он известен, в части вы­полнения строительно-монтажных работ (выработка, машины, механизмы, оснастка и т.д.)) представляют проектной организации, разрабатывающей ПОС, в сроки, обес­печивающие его своевременную разработку

Установлен период разработки ПОС. В целях увязки объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений с условиями организации и производ­ства работ ПОС должен разрабатываться одновременно со строительной и другими частями проекта. Отдельные разделы ПОС, разрабатываемые проектными организа­циями, должны быть взаимоувязаны с общими решениями, принятыми в проекте.

Установлен перечень организационно-технологических решений по сносу зда­ний и сооружений, входящих в состав ПОС. Указанные решения должны содер­жать:

  • общее описание метода сноса;
  • размеры зон развала и опасных зон в зависимости от принятого метода произ­водства работ;
  • оценку вероятности повреждения инженерной инфраструктуры, в т.ч. действую­щих подземных коммуникаций;
  • указания по безопасным методам производства работ. 

Изменения и дополнения при разработке ППР

Установлены степени сложности ППР. Выделены сложные и несложные ППР. Сложные ППР разрабатываются на возведение, реконструкцию объектов строитель­ства, капитальный ремонт действующих предприятий, снос сложных зданий и соору­жений, а также на отдельные здания и сооружения по объектам, не отнесенным к сложным, но имеющим один из критериев при производстве работ:

  1. одновременное использование двух и более грузоподъемных машин и механизмов, в т.ч. в условиях ограничений высотных положений стрел и поворота, ограниченного обзора рабочих зон;
  2. необходимость разработки индивидуальных грузозахватных устройств, такелажных приспособлений и монтажной оснастки.

Несложные ППР разрабатываются на возведение, реконструкцию объектов строи­тельства, капитальный ремонт действующих предприятий, снос зданий и сооружений или одного здания (сооружения) с простыми технологическими процессами и типо­выми конструктивными решениями.

Установлены требования к содержанию ППР на снос зданий и сооружений.

Кроме документов, перечисленных в п. 11.3.1 ТКП 45-1.03-161-2009, ППР на снос должен дополнительно содержать организационно-технологические решения по сно­су зданий и сооружений, ориентированные на максимальное использование совре­менных эффективных технологий и механизации процессов:

  • описание методов сноса;
  • последовательность сноса конструкций;
  • размеры опасных зон от принятого метода (при необходимости с расчетом);
  • оценка вероятности повреждения инженерной инфраструктуры, в т.ч. действую­щих подземных коммуникаций, и в случае необходимости – разработка методов защиты или защитных устройств;
  • мероприятия по обеспечению безопасности и спокойствия населения, в т.ч. при необходимости его оповещения и эвакуации;
  • решения по вывозу и утилизации отходов.

При использовании для сноса здания или сооружения взрыва, сжигания или иных потенциально опасных методов ППР необходимо дополнительно согласовывать с со­ответствующими органами государственного контроля и надзора. О моменте взрыва, сжигания или обрушения здания или сооружения, подлежащего сносу, оповещают всех находящихся на строительной площадке, а также организацию, эксплуатирую­щую прилегающую территорию. В случае необходимости выставляется оцепление.

Организационно-технологические решения по сносу зданий и сооружений долж­ны обеспечить максимальное сокращение неудобств населению при выполнении строительных работ. Необходимо обеспечить своевременный вывоз отходов и строи­тельного мусора.

Установлены особенности разработки ППР на снос зданий и сооружений. ППР на снос зданий и сооружений разрабатывают в том же объеме, что и на возведение объекта строительства, но с учетом особенностей производства работ. На строительный генеральный план должны быть нанесены:

  • существующие сети и коммуникации с выделением действующих, примыкание демонтируемых сетей;
  • существующие улицы и проезды;
  • временные дороги (при необходимости), используемые на период сноса;
  • эксплуатируемые и подлежащие сносу здания и сооружения;
  • места для складирования демонтируемых конструкций;
  • места для рассортированных отходов;
  • места для установки дробильно-сортировочных комплексов для переработки строительных отходов (при соответствующем обосновании в ПОС).

В составе ППР разрабатываются технологические схемы на снос, в них особое вни­мание должно быть уделено разработке и согласованию координирующих решений по последовательности, совмещению работ, обеспечению устойчивости сооружений, выделению и ограничению опасных зон и т.д. В строгом соответствии с разработан­ными технологическими схемами проводятся работы по сносу зданий и сооружений.

Установлено также, что до начала разработки технологической документации организация, имеющая аттестат соответствия, выполняет техническое обследование (с составлением заключения, в котором устанавливает фактическое состояние кон­струкций зданий и сооружений к моменту начала работ, их размеры, массу, способы соединения конструкций, а также факторы, которые могут повлиять на выбор спосо­бов производства работ).

Уточнен порядок действий при выполнении работ по реконструкции и мо­дернизации действующего предприятия, здания и сооружения. Администрация предприятия-застройщика и подрядчик, осуществляющий строительство, при под­готовке к ведению строительно-монтажных работ на территории действующего пред­приятия назначают ответственного за оперативное руководство работами и определя­ют порядок согласованных действий.

При этом определяют и согласовывают:

  • объемы, технологическую последовательность, сроки выполнения строительно-монтажных работ, а также условия их совмещения с работой производственных цехов и участков;
  • порядок оперативного руководства, включая действия строителей и эксплуата­ционников, при возникновении аварийных ситуаций;
  • последовательность разборки конструкций, а также разборки или переноса ин­женерных сетей, места и условия подключения временных сетей водоснабже­ния и электроснабжения;
  • порядок использования подрядчиком услуг предприятия и его технических средств;
  • условия организации комплектной и первоочередной поставки оборудования и материалов, перевозок, складирования грузов и передвижения строительной техники по территории предприятия, а также размещения временных зданий и сооружений и (или) использования зданий, сооружений и помещений дей­ствующего производственного предприятия.

Установлено, что ППР с применением горнопроходческих, взрывных и им по­добных работ, подконтрольных органам государственного надзора, должен быть со­гласован с уполномоченным государственным органом в области чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера. 

Изменение в понятиях

Изменено понятие «сложного объекта». В настоящее время сложным объектом называется объект строительства, который имеет определенные проектные решения и условия строительства:

  • по составу объекта и объемно-планировочным решениям - состоящий из не­скольких нетиповых зданий и сооружений или одного здания (сооружения), включающего помещения (участки, цеха) с различными нетиповыми проект­ными решениями, возведение которых требует тщательной организационно-технической подготовки;
  • по конструктивным решениям - имеющий здания и сооружения с нетиповы­ми конструкциями и методами производства работ, при которых применяются специальные вспомогательные сооружения, приспособления, индивидуальная монтажная оснастка и устройства для транспортирования оборудования или укрупненных конструкций, требующие их проектирования и (или) изготов­ления;
  • по строительным процессам - отличающийся технологической сложностью и разнообразием технологических процессов, стесненными условиями выполне­ния строительно-монтажных работ;
  • по организации строительства - требующий при монтаже оборудования одно­временного участия трех и более взаимосвязанных организаций, когда условия строительства предполагают совмещение строительно-монтажных и специаль­ных видов работ.

Установлено, что заказчик объекта совместно с проектной организацией и ге­неральным подрядчиком (если он определен) осуществляет отнесение объектов к сложным.

В ПОС проектная организация по каждому объекту (зданию и сооружению) ука­зывает критерии, по которым данные объекты (здания и сооружения) переведены в разряд сложных.

По тексту всего документа и из раздела 2 «Термины и определения» ТКП 45-1.03­-161-2009 исключен термин «экспериментальный объект».

Наталья Сакович, ведущий инженер по сметной работе

Получите доступ к закрытым разделам

Оформите демо-доступ к следующим закрытым разделам:

• Бератор

Руководство по всем вопросам работы сметчика в формате пошаговых алгоритмов

• Журнал

Свежие выпуски легендарного журнала "Сметное дело" и большой архив аналитических материалов

• Сервисы

Калькуляторы, расчеты, помощники, справочники

• Законодательство

Обновляемая база НПА Республики Беларусь

• Ответы на ваши вопросы

Большой архив ответов на интересные вопросы ваших коллег

Заполните форму

электронная почта обязательна
необходимо ввести пароль
необходимо ввести номер мобильного телефона


Другие материалы по теме
В помощь сметчику
Новости
Вопросы и ответы