Сметное дело
Производственный экологический контроль: разработка инструкции
Опубликовано: 15.10.2018 17:15
Обновлено: 15.10.2018 17:15

Одним из необходимых видов контроля, проводимых на предприятии, является производственный экологический контроль (далее – ПЭК). О необходимости проведения ПЭК указывается также в:

  • ст. 94 Закона от 26.11.1992 № 1982-ХII «Об охране окружающей среды», в редакции от 31.12.2017 № 86-З (далее – Закон № 1982-ХII);
  • ст. 17 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», в редакции от 13.07.2016 № 397-З (далее – Закон № 271-З);
  • ст. 39 Закона от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха», в редакции от 13.07.2016 № 397-З (далее – Закон № 2-З);
  • ст. 37 Водного кодекса;
  • ст. 19 Закона от 12.22.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя», в редакции от 16.06.2014 № 161-З (далее – Закон № 56-З);
  • ст. 671 Закона от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире», в редакции от 18.07.2016 № 402-З (далее – Закон № 402-З);
  • ст. 57 Закона от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире», в редакции от 18.07.2016 № 399-З.

ПЭК проводится в соответствии с инструкцией, которая разрабатывается в организации. Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов утверждена постановлением Минприроды от 11.10.2013 № 52, в редакции от 03.05.2016 № 14 (далее – постановление № 52).

Подлежат обязательному включению в инструкцию ПЭК следующие разделы:

1. Раздел «Организация производственного экологического контроля».

При составлении инструкции ПЭК возможно включение в указанный раздел схемы организации природоохранной деятельности на предприятии, что упрощает пользование инструкцией. Далее в раздел следует включить порядок возложения обязанностей по ПЭК, подчиненность ответственного лица, а также источники, которыми данное лицо должно руководствоваться.

Лицо, ответственное за охрану окружающей среды на предприятии, подчиняется непосредственно руководителю предприятия (ст. 951 Закона № 1982-ХII).

В тексте раздела необходимо описать порядок организации деятельности специалиста по охране окружающей среды, иного работника, на которого возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственного экологического контроля, службы охраны окружающей среды (при ее наличии), компетенцию, права и обязанности специалистов.

Также в разделе устанавливается порядок представления информации руководителю юридического лица либо ИП, осуществляющему хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду. Следует предусмотреть документацию, составляемую по результатам контроля, а также порядок ее заверения руководством. Обычно составляется акт контроля, а в случаях наличия нарушений природоохранного законодательства – предписание на устранение нарушений. Также в определенных случаях допустимо оформлять докладные записки.

2. Раздел «Объекты производственного экологического контроля».

Раздел составляется в зависимости от их наличия на конкретном предприятии. Объекты, подлежащие контролю, описаны в п. 6 постановления № 52. Из приведенного перечня следует выбрать подходящие.

3. Раздел «Планирование и проведение производственного экологического контроля».

Указанный раздел должен включать в себя подразделы в соответствии с п. 7 постановления № 52. В частности, подраздел «Порядок организации проведения производственного экологического контроля» включает в себя ряд пунктов.

Пункт «Планирование мероприятий по осуществлению ПЭК» определяет порядок составления планов-графиков ПЭК. Указанные графики составляются, как правило, в начале календарного года и подлежат утверждению руководством.

Подраздел «Порядок действий специалиста по охране окружающей среды, иного работника, на которого возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственного экологического контроля, службы охраны окружающей среды (при ее наличии)» должен содержать алгоритм действий лиц, ответственных за ПЭК.

Пункт «Порядок оформления результатов производственного экологического контроля» должен регулировать оформление актов ПЭК, требований (предписаний) об устранении нарушений (недостатков) по результатам ПЭК, ведение их учета и др. Возможна (но не обязательна) фиксация указанной документации в отдельном журнале. Формы документов утверждаются в составе инструкции либо в качестве приложений к ней.

Подраздел «Порядок информирования руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя по результатам производственного экологического контроля» перекликается с порядком представления информации руководителю юридического лица либо ИП, осуществляющему хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду.

Часть раздела «Порядок организации устранения нарушений, выявленных по результатам производственного экологического контроля» содержит алгоритм действия эколога и его взаимодействия с ответственными лицами предприятия по устранению обнаруженных при проведении ПЭК нарушений, проведению контрольных проверок в рамках ПЭК.

4. Раздел «Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды».

Указанный раздел разрабатывают организации, включенные в перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды.

Перечень данных юридических лиц определен постановлением Минприроды от 11.01.2017 № 5 «Об определении количества и местонахождения пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечня параметров, периодичности наблюдений и перечня юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды», в редакции от 10.07.2018 № 18 (далее – постановление № 5).

Основные положения раздела должны соответствовать Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденной постановлением Минприроды от 01.02.2007 № 9, в редакции от 11.01.2017 № 4.

5. Раздел «Организация и осуществление аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды».

Указанный раздел должен соответствовать Положению о порядке осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды, утвержденному постановлением Совмина от 20.06.2013 № 504, в редакции от 19.05.2016 № 399, а разрабатываемый план-график аналитического контроля – Экологическим нормам и правилам ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденным постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т (далее – ЭкоНиП).

Остальные разделы составляются в зависимости от наличия объектов контроля по единообразной схеме, также в соответствии с ЭкоНиП (п. 7 постановления № 52). Обязательно следует предусмотреть порядок обращения со строительными отходами.

6. Раздел «Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением».

Необходимость разработки и выполнения мероприятий по охране окружающей среды установлена каждым из упомянутых в начале статьи законов. Как правило, план мероприятий разрабатывается и утверждается ежегодно, после выполнения мероприятий делается соответствующая отметка. Кроме того, согласно ст. 26 Закона № 402-З в составе общего плана либо отдельно разрабатываются мероприятия по борьбе с инвазивными видами растений. Также в соответствии с приказом Минприроды от 21.10.2016 № 281-ОД «О некоторых мерах по охране земель» утвержден перечень основных категорий землепользователей, которые разрабатывают и утверждают планы мероприятий по охране земель. К ним относятся:

  • сельскохозяйственные организации, в т.ч. крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие растениеводство и (или) животноводство;
  • организации жилищно-коммунального, дорожного, железнодорожного хозяйства;
  • землепользователи, осуществляющие переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти, газа и продуктов их переработки;
  • землепользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, кроме подземных вод;
  • юридические лица, осуществляющие проведение локального мониторинга окружающей среды, объектом наблюдения которого являются земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения (приложение к постановлению № 5);
  • землепользователи, осуществляющие экологически опасную деятельность, которая непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них (приложение к Указу от 24.06.2008 № 349, в редакции от 08.02.2016 № 34).

Указанный план разрабатывается отдельно от основного плана мероприятий и подлежит согласованию с территориальными органами Минприроды.

Организации, входящие в перечни природопользователей, осуществляющих регулирование выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий, разрабатывают также план мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с постановлением Минприроды от 09.06.2009 № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь», в редакции от 25.04.2018 № 9.

7. Раздел «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды».

При разработке данного раздела следует учесть нормы постановления Минприроды от 20.06.2014 № 27 «О некоторых вопросах учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 и от 31 декабря 2010 г. № 62», в редакции от 29.03.2016 № 9 (далее – постановление № 27), в соответствии с которым учет ведется в рамках ПЭК.

В случае ведения учета согласно ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденному постановлением Минприроды от 03.03.2014 № 2-Т (далее – ТКП 17.02-12-2014), допустимо указать на то, что учет ведется в соответствии с ТКП 17.02-12-2014. Если же организация принимает решение вести иные формы учета, то указанные формы должны быть утверждены (в составе инструкции либо отдельно). Также к инструкции обязательно приложение с перечнем ведущейся учетной документации и сдающейся статистической отчетности в области охраны окружающей среды.

8. Раздел «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в т.ч. в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов».

Указанный раздел включает подразделы:

  • порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных непредвиденных ситуаций, приводящих к вредным воздействиям на окружающую среду;
  • порядок расследования должностными лицами природопользователя случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду.

Рассматриваются возможные варианты наступления чрезвычайных ситуаций для конкретного предприятия.

9. Раздел «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством».

В указанном разделе устанавливаются виды инструктажей, их периодичность, необходимость проведения. Также следует утвердить программу инструктажа в области охраны окружающей среды. При необходимости может быть утверждена также форма журнала либо установлена возможность отметок о проведении инструктажей в других журналах (например, по охране труда).

Что касается обучения сотрудников предприятия, прямое указание на необходимость повышения квалификации в области охраны окружающей среды есть только в некоторых законах. Так, в Законе № 271-З ст. 17 определяет как обязанность природопользователей, осуществляющих обращение с отходами, обеспечение подготовки (обучения) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации. Установлены нормы по обучению ответственных лиц и в качестве лицензионных требований в области обращения с отходами. Законом № 2-З также определена обязанность обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха. Кроме того, проходят обучение и лица, ответственные за газоочистные установки. В Законе № 56-З данная норма установлена как обязанность обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации работников по вопросам безопасного обращения с озоноразрушающими веществами, оборудованием и техническими устройствами, содержащими озоноразрушающие вещества.

Более расширенно трактует вопросы обучения Закон от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». Согласно данному Закону оценка воздействия на окружающую среду проводится заказчиками, проектными организациями, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению оценки воздействия на окружающую среду и соответствующих требованиям, установленным Совмином. Стратегическая экологическая оценка проводится заказчиками, проектными организациями, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению стратегической экологической оценки и соответствующих требованиям, установленным Совмином. Проектные организации, осуществляющие проведение стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду, обязаны иметь в штате специалистов, прошедших подготовку по проведению соответственно стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду и соответствующих требованиям, установленным Совмином. Подготовка указанных специалистов отнесена к компетенции Минприроды.

Лица, ответственные за вопросы охраны окружающей среды, должны обладать профильным высшим образованием и относятся к категории специалистов. В соответствии с постановлением Совмина от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых», в редакции от 14.09.2018 № 673, в Положении о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденном данным постановлением, определено, что руководители организаций:

  • определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;
  • направляют работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
  • организуют обучение работников в организации;
  • обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, лицо, ответственное за охрану окружающей среды, должно проходить повышение квалификации не менее чем один раз в 5 лет в специализированных учреждениях образования.

В инструкцию ПЭК также могут быть включены и некоторые дополнительные разделы:

  • введение;
  • список использованных сокращений;
  • организационно-функциональная структура предприятия.

Дополнительные разделы, как правило, включаются в инструкцию ПЭК для более понятного ее  восприятия.

В соответствии с постановлением № 52 инструкция ПЭК утверждается решением (приказом, распоряжением) природопользователя. В дальнейшем инструкция будет определять порядок планирования и осуществления производственного экологического контроля на предприятии. В случае внесения изменений в инструкцию ПЭК вновь созданный документ необходимо переутвердить.