Сметное дело
Руководство пользователя
Выбираем проектировщика
Опубликовано: 29.05.2017 09:45 - 2788 просмотров
Обновлено: 29.05.2017 09:45

Согласно нормам Закона от 05.07.2007 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в редакции от 18.07.2016 № 402-З (далее – Закон 300-З), разработчик проектной документации – это юридическое лицо или ИП, привлекаемые заказчиком, застройщиком, подрядчиком для разработки проектной документации (проектирование), осуществления авторского надзора за строительством, выполнения иных работ при осуществлении архитектурной, градостроительной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Договор подряда на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ заключается с заказчиком, застройщиком после проведения соответствующей процедуры закупок в строительстве в установленном законодательством порядке в случае, если проведение такой процедуры является обязательным.

Следует отметить, что в соответствии с Указом от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов в случае размещения необходимых для строительства заказов на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ является обязательным при заключении договоров о строительстве:

1) жилых домов – при стоимости строительства 6000 базовых величин (БВ) и более;

2) объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично за счет средств:

  • бюджетных и приравненных к ним, – при стоимости строительства 6000 БВ и более;
  • государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, – при стоимости строительства 100 000 БВ и более.

В случаях, когда проведение подрядных торгов, торгов, биржевых торгов не является обязательным, заказчик (организатор) имеет право провести процедуру переговоров.

Таким образом, подрядные торги на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ представляют собой форму размещения заказов на выполнение данных работ, предусматривающую выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса.

Порядок проведения подрядных торгов на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ определен главами 1–5 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 29.12.2016 № 1108 (далее – Положение № 88), т.е. аналогично общему порядку, установленному для проведения подрядных торгов, но с учетом некоторой специфики, отраженной в главе 7 Положения № 88.

Так, в соответствии с п. 45 Положения № 88 подрядные торги на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ проводятся при наличии у их организатора полного пакета разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке.

Порядок выдачи разрешительной документации определен Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности», в редакции от 13.01.2017 № 25.

Также необходимо наличие архитектурно-планировочного задания, разработанного в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Данное разъяснение содержится в письме Минстройархитектуры от 30.03.2017 № 02-3-04/4307 «О проведении подрядных торгов по выбору проектной организации» (далее – письмо № 02-3-04/4307).

При проведении таких подрядных торгов их организатор вправе провести процедуру по выбору подрядчика как для разработки предпроектной (предынвестиционной), проектной, в т.ч. сметной, изыскательской документации на объект в целом, так и для разработки отдельно:

  • предпроектной (предынвестиционной) документации, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование;
  • проектной документации;
  • изыскательской документации.

Определяется состав приобретаемых работ:

  • предпроектных – в соответствии с законодательством и устанавливается в конкурсной документации;
  • проектных и изыскательских – в соответствии с законодательством и устанавливается в задании на проектирование в зависимости от функционального назначения объекта строительства.

Следует обратить внимание на то, что даже в случае, когда в соответствии с требованиями законодательства предпроектная, проектная, в т.ч. сметная, документация на строительство объекта разрабатывается на этап, пусковой комплекс, очередь строительства, выбор подрядчика для разработки такой документации должен осуществляться на объект в целом.

Пункт 46 Положения № 88 предусматривает, что в разделе конкурсной документации «Предмет заказа» должна содержаться следующая информация:

  • о наименовании организатора, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;
  • о наличии разрешительной документации на строительство объекта;
  • о наличии задания на проектирование, исходных данных для его разработки, перечне материалов, прилагаемых к такому заданию, и порядке их представления;
  • о наименовании объекта строительства, его месте расположения, строительной площадке (трассе);
  • о составе и требуемом результате предпроектных, проектных и изыскательских работ, основных архитектурных, технических и технологических параметрах объекта строительства;
  • о порядке получения согласований и заключений государственных экспертиз;
  • о предлагаемых сроках начала и окончания выполнения предпроектных, проектных и изыскательских работ (год, месяц), а при необходимости – сроках завершения их этапов;
  • об источниках финансирования предпроектных, проектных и изыскательских работ.

Также в п. 46 Положения № 88 отмечено, что разделы конкурсной документации «Порядок представления участником конкурсного предложения» и «Обязательства организатора подрядных торгов» разрабатываются организатором подрядных торгов в соответствии с общим порядком, установленным в пп. 32 и 34 главы 4 Положения № 88.

В п. 46 главы 7 Положения № 88 предусмотрено включение в конкурсную документацию проекта договора на выполнение проектных и изыскательских работ в редакции заказчика.

Раздел конкурсной документации «Условия проведения подрядных торгов» организатор подрядных торгов должен разрабатывать в соответствии с п. 31 Положения № 88. В письме № 02-3-04/4307 содержатся некоторые разъяснения, касающиеся данного раздела. Так, проведение подрядных торгов без наличия предварительно определенной стартовой цены заказа не допускается. Стартовая цена заказа на проектные работы определяется заказчиком в соответствии с действующим порядком ценообразования ресурсным методом на основании Методических указаний о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 13.06.2014 № 169, в редакции от 30.12.2016 № 320 (далее - НЗТ 8.01.00.2014), и является стартовой с возможностью внесения предложений о ее снижении. При этом организатор подрядных торгов на проектные работы не вправе самостоятельно снижать стартовую цену заказа.

В свою очередь, участник подрядных торгов на проектные работы согласно письму № 02-3-04/4307 имеет право:

  • внести предложение о снижении стартовой цены заказа;
  • снизить свое предложение не более чем на 15 % от стартовой цены;
  • приложить соответствующие расчеты и обоснования.

Определение стоимости проектных работ – это трудоемкий процесс, и требуется определенный уровень знаний специалистов, чтобы объективно ее рассчитать. У большинства заказчиков отсутствуют такие специалисты, соответственно, рассчитать объективную стартовую цену весьма сложно и рассчитанная специалистами проектных организаций цена предложения может оказаться выше. По мнению автора, заказчику следует предусмотреть возможность принятия решения в такой ситуации.

Следует отметить, что при проведении переговоров такого ограничения по снижению стартовой цены не установлено, однако заказчик может предусмотреть предел снижения в конкурсной документации.

В соответствии с Законом № 300-З разработчиком проектной документации на основании договора на ведение авторского надзора за строительством (договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством), заключаемого с заказчиком, застройщиком, осуществляется авторский надзор за строительством. При этом проведения процедуры закупки на ведение авторского надзора не требуется.

По поводу ведения авторского надзора в письме № 02-3-04/4307 также имеются разъяснения. Так, если разработчик проектной документации не имеет возможности осуществлять авторский надзор за строительством (при ликвидации, прекращении деятельности), то заказчик вправе на основании договора на ведение авторского надзора за строительством привлечь для оказания таких услуг иную организацию с соблюдением требований законодательства путем проведения подрядных торгов или переговоров в соответствии с нормами Указа № 380.

Также в случае если выполнение проектных работ и ведение авторского надзора за строительством предусматриваются в рамках одного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, который не закрыт, то допускается внесение изменений в проектную документацию в пределах 10 % от стоимости проектных работ без проведения конкурсных процедур путем проведения переговоров и заключения дополнительного соглашения к договору (п. 5 письма № 02-3-04/4307).

При необходимости внесения изменений в проектную документацию в случае, если договор между сторонами исполнен и закрыт, стороны должны заключить новый договор на внесение изменений в проектную документацию и провести процедуры в порядке, установленном Указом № 380.

Также в письме № 02-3-04/4307 Минстройархитектуры разъяснено, что отнесение проектной документации к объекту авторского права должно быть зафиксировано документально. Объект авторского права должен обладать рядом признаков, один из которых – «быть оригинальным произведением», при этом авторские права признаются таковыми коллегиальным органом, состоящим из уполномоченных на то специалистов.

Постановлением Совмина от 22.05.2017 № 377 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Советов Министров Республики Беларусь», вступившим в силу с 25.05.2017, п. 60 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совмина от 01.04.2014 № 297, изложен в новой редакции. С 25.05.2017 если недостатки в проектной документации, установленные в соответствии с законодательством, привели к дополнительным затратам заказчика, проектная организация обязана возместить их в порядке, установленном в договоре. При этом не предусмотрено ограничение размера компенсации 20 % от стоимости строительства объекта.

Ольга Курьякова, инженер-строитель

Другие материалы по теме
В помощь сметчику
Вопросы и ответы