Сметное дело
Плановая проверка
Опубликовано: 16.11.2018 11:05
Обновлено: 09.11.2016 14:38

Проверка – форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.

Плановая проверка – проверка, которая может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Совместная проверка – проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами, за исключением проверки, проводимой вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверки, проводимой органами КГК, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов.

Плановые проверки проводятся по истечении 2-летнего срока со дня:

  • государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), ИП;
  • присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
  • создания – представительств иностранных организаций;
  • первоначальной выдачи свидетельства о регистрации – лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;
  • первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Сроки проведения

Плановая проверка проводится:

  • в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой (не чаще одного раза в год), средней (один раз в 3 года) или низкой (по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 лет) группе риска;
  • на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

В течение календарного года в соответствии с координационными планами допускается проведение только одной плановой проверки одного и того же субъекта.

Проведение плановой проверки может быть приостановлено при наличии определенных обстоятельств. Приостановление осуществляется по решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев, а в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев.

Период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки. В предписании делается отметка о приостановлении проверки, с которой должен быть ознакомлен представитель проверяемого субъекта.

В некоторых случаях по решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя проведение плановой проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней.

По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть также принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

Порядок проведения плановой проверки

При проведении плановой проверки проверяющий в обязательном порядке предъявляет служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, вносит необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

При проведении проверки соблюдения обязательных для соблюдения требований ТНПА при строительстве, в т.ч. при реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве, и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения о ее проведении вносятся в журнал производства работ по результатам проверки.

Как форма отражения информации в процессе проведения проверки проверяющим используется контрольный список вопросов (чек-лист), который заполняется проверяющим по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки:

  • письменно проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган, названный в уведомлении;
  • направить в контролирующий (надзорный) орган, названный в уведомлении, копию акта (справки) проверки.

В этом случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, за проверенный период не проверяются, за исключением некоторых случаев.

Проверяемые субъекты, относящиеся к средней или низкой группе риска, также вправе до начала проведения плановой проверки направить контролирующему (надзорному) органу, указанному в уведомлении, копию аудиторского заключения (при его наличии), содержащего безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В этом случае вопросы, проверенные в ходе аудита:

  • могут не проверяться (проверяемый субъект отнесен к средней группе риска);
  • не проверяются (проверяемый субъект отнесен к низкой группе риска).
Нормативная база
  1. Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 2/1049
  1. Положение о порядке организации и проведения проверок утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 1/11062
  1. Постановление Минстройархитектуры от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства».
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 8/25209
  1. Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 2/2163
  1. Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94 «Об утверждении Порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности»
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 7/1131
  1. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 1/13843
  1. Положение о порядке использования налоговыми органами и их должностными лицами при проведении проверок технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1924.
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 5/33119
  1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 2/946
  1. Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 2/1697
  1. Уголовный кодекс Республики Беларусь
  1. Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94 «Об утверждении Порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности».
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 7/1131
  1. Положение об определении случаев и порядка возмещения (оплаты) затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов, а также размеров сумм, подлежащих выплате эксперту, специалисту, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.04.2010 № 551.
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 5/31653
Темы: