Сметное дело
Реконструкция
Опубликовано: 14.11.2018 10:52
Обновлено: 14.11.2018 10:52

Реконструкция объекта – совокупность работ (в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных) и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением:

  • его основных технико-экономических показателей и параметров, в т.ч. с повышением потребительских качеств, определяемых ТНПА;
  • количества и площади помещений;
  • строительного объема и (или) общей площади здания;
  • вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них.

Финансирование работ по реконструкции осуществляется, как правило, собственником, пользователем объекта строительства.

Реконструкция является одним из видов строительной деятельности (строительства) и осуществляется на основании:

  • разрешительной документации, выданной местным исполнительным и распорядительным органом в установленном порядке;
  • предпроектной (предынвестиционной) документации (если ее разработка является обязательной), в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в необходимых случаях), экономическая целесообразность осуществления инвестиций, требования к земельному участку, варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий реконструкции объекта;
  • проектной документации, в т.ч. сметы (сметной документации).

Предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается на реконструкцию объектов, относимых к I-IV классам сложности. На реконструкцию объектов V класса сложности предпроектная документация разрабатывается и утверждается заказчиком в форме задания на проектирование.

Проектная документация на реконструкцию объекта представляет собой взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для проведения соответствующих работ и представляющие собой архитектурный проект и (или) строительный проект в соответствии с выбранными заказчиком, застройщиком стадиями разработки проектной, в т.ч. сметной, документации. В случаях и порядке, установленных законодательством, проектная документация проходит государственную экспертизу и утверждается в установленном порядке.

При составлении сметной документации на работы, выполняемые при реконструкции зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, в первую очередь применяются нормативы из Сборника № 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений» (НРР 8.03.146-2017). В случае отсутствия в Сборнике № 46 необходимых нормативов на работы по разборке или смене (усилению) конструкций применяются НРР-2017 из сборников на строительные конструкции и работы. Если же и там не найдутся подходящие нормативы, то стоимость работ определяется на основании НРР-2017 из сборников на ремонт объектов (п. 3.10 Методических указаний по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017), утвержденных приказом Минстройархитектуры от 30.12.2016 № 319 (далее – НРР 8.01.104-2017)).

Расходы на реконструкцию объектов гидроэнергетического, воднотранспортного, гидромелиоративного и водохозяйственного назначения определяются на основании НРР-2017 из сборников на строительные работы и конструкции:

  • на возведение гидротехнических сооружений (№ 36–41) при условии, что состав работ и учтенные ресурсы в применяемых нормативах соответствуют проектному решению;
  • других сборников, в т.ч. на работы по реконструкции зданий и сооружений, если в сборниках на возведение гидротехнических сооружений не найдутся необходимые нормативы.

При отсутствии подходящих нормативов в сборниках НРР-2017 в составе проектной, в т.ч. сметной, документации разрабатываются индивидуальные нормативы.

Влияние усложненных и стесненных условий производства работ, установленных на основании проекта организации строительства (при его отсутствии – на основании дефектного акта), учитывается коэффициентами в соответствии с таблицей В.1 приложения В к НРР 8.01.104-2017.

При организации реконструкции объектов, относимых к I-IV классам сложности, заказчиком, застройщиком назначается руководитель (управляющий) проекта либо привлекается инженер (инженерная организация), в т.ч. с соблюдением требований законодательства о закупках при строительстве, исходя из планируемых источников и объемов финансирования, предусмотренных предпроектной (предынвестиционной) документацией.

Законченные реконструкцией и подготовленные к эксплуатации объекты, в т.ч. очереди строительства, пусковые комплексы (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей), независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в порядке, устанавливаемом Совмином, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Нормативная база
  1. Закон от 05.07.2004 № 300-З«Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» («Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 2/1049).
  2. Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017), утвержденные приказом Минстройархитектуры от 30.12.2016 № 319.
  3. Методические рекомендации о порядке разработки и применения общереспубликанских нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденные приказом Минстройархитектуры от 08.05.2012 № 144.