Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Блог редактора
В данном разделе вы найдете интересные материалы от редакции нашего портала, в которых мы обращаем ваше внимание на самые актуальные вопросы и даем по ним полезные комментарии
Курьякова Ольга Ведущий редактор портала
Добрый день, коллеги!
5.0

Самое время обсудить с вами предстоящие изменения в законодательстве по проведению закупок в строительстве.

Напомним, Указ от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223), регулирующий приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных источников финансирования, действует только до 1 июля 2021 г.

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок при строительстве будут регулироваться законодательством о государственных закупках – Законом от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).

Рассмотрим наиболее важные и пока не привычные для сферы строительства аспекты при проведении госзакупок.

  1. Закон № 419-З определяет заказчика, для которого обязательно проведение процедур госзакупок – это получатель бюджетных средств и/или средств государственных внебюджетных фондов. Таким образом, если субъект не является получателем указанных средств, применение законодательства о госзакупках не требуется. Иными словами, когда подрядчику-победителю поступили на счет от заказчика денежные средства, они становятся его собственными. Следовательно, при необходимости выбора субподрядчика и/или иных закупок для строительства объекта генподрядчик не применяет нормы Закона № 419-З, а руководствуется разработанным на предприятии ЛПА.
  1. Закон № 419-З требует формирования годового плана госзакупок – в него попозиционно включаются однородные товары (работы, услуги) (первые 8 цифр числового кода (код подвида) общегосударственного классификатора исходя из их годовой потребности). При этом в годовой план при его формировании товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.
  1. Все виды конкурентных процедур госзакупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) проводятся на электронных торговых площадках (далее – ЭТП):
  • ЭТП информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (goszakupki.by);
  • ЭТП ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (zakupki.butb.by).

Выбор конкретной ЭТП для проведения на ней процедуры госзакупки осуществляет заказчик (при этом саму процедуру госзакупки заказчик вправе провести сам или с привлечением организатора).

Вся информация с ЭТП переразмещается в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС). Непосредственно заказчик (организатор) в ней ничего не размещает.

В этой связи заказчикам (организаторам) необходимо получить электронную цифровую подпись и атрибутный сертификат к ней, а также аккредитоваться на ЭТП (если такой аккредитации не было на 01.07.2019).

Также рекомендуем уже теперь заказчикам подумать о создании конкурсной комиссии, при необходимости обучить специалистов.

Примечание: Заказчик (организатор) включает в состав комиссии преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по госзакупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок, а также при необходимости лиц, обладающих специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом госзакупки (ст. 14 Закона № 419-З).

  1. Отметим, что при принятии решения о проведении процедуры госзакупки требуется определить ориентировочную стоимость предмета госзакупки (по правилам, установленным постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки») и его описать (по правилам ст. 21 Закона № 419-З).

Помимо вышеуказанного следует заранее изучить:

  • ст. 16 Закона № 419-З – требования к участникам в госзакупках (они отличаются от тех, которые установлены Положением № 88);
  • условия применения преференциальной поправки;
  • условия, при которых допускается изменять: предмет госзакупки, объем (количество) товаров (работ, услуг), сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цену договора и мн.др.

Что касается будущих участников (подрядчиков, проектировщиков, поставщиков), помимо перечисленного выше, включая аккредитацию на ЭТП, им также целесообразно уже сейчас озаботиться разработкой ЛПА для проведения закупок при строительстве за счет собственных средств (например, нужен для выбора субподрядчиков).

Разумеется, подробные алгоритмы действий при осуществлении госзакупок и закупок за счет собственных средств при строительстве вы сможете изучить в материалах бератора, которые мы разместим в следующем месяце (зарегистрированные пользователи получат уведомление об их появлении).

Кроме того, в настоящее время МАРТ и Минстройархитектуры готовят разъяснение по наиболее актуальным вопросам осуществления закупок при строительстве. Если есть вопросы, ответы на которые вы бы хотели увидеть в данном разъяснении, до 26 мая можете направить их на ugz@mart.gov.by.

Пора действовать, удачи!