Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Блог редактора
В данном разделе вы найдете интересные материалы от редакции нашего портала, в которых мы обращаем ваше внимание на самые актуальные вопросы и даем по ним полезные комментарии
Курьякова Ольга Ведущий редактор портала
Всем привет!
5.0

А вы уже перевернули календарь? 3-го сентября – знаменательный день, в который принято переворачивать календарь и смотреть, как горят костры рябин В честь этой даты мы подготовили для вас шуфутинку — дайджест последних изменений законодательства.

  1. Отчисления в стройфонды: что известно на сегодня

В письме Минстройархитектуры от 19.08.2021 № 10-1-30/10546 дано первое разъяснение по вопросу применения Указа от 06.07.2021 № 259 "О создании фондов развития строительной отрасли": отчисления в фонды развития строительной отрасли предусматриваются в сводном сметном расчете стоимости строительства, учитываются в неизменной договорной (контрактной) цене по объектам, проектирование которых начнется с 1 сентября 2021 г.

Что касается документального оформления выполненных работ, официального разъяснения регулятор пока не дал, однако мнение специалистов на счет некоторых нюансов нами получено. Так, предварительно (в отсутствие конкретных разъяснений) сторонам в договоре рекомендуется предусмотреть:

  • включение дополнительной строки в акт формы С-2б для отражения суммы отчислений в стройфонды. При этом конкретный порядок оформления заказчик и подрядчик устанавливают самостоятельно (по нашему мнению, целесообразно выполнить отдельный расчет данной суммы отчислений без НДС и приложить к акту С-2Б). От стоимости дополнительных работ отчисления не производятся (однако обратите внимание, что и на этот счет официальных разъяснений пока нет!);
  • порядок отражения данной суммы отчислений в справке С-3а (данные средства вычитаются в дополнительной строке раздела 3);
  • возможность составления корректировочных актов по факту внесения изменений в законодательство, предусматривающих порядок отражения отчислений в стройфонды.
  1. Изменились правила в строительстве

С 26 августа 2021г. постановлением Совмина 23.08.2021 № 481 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 481), принятое в рамках реализации Указа от 26.02.2021 № 58 «Об осуществлении строительной деятельности» (вступил в силу 28.02.2021 г.), внесены изменения во многие НПА.

Постановлением № 481 изменены:

  • Правила заключения и исполнения договоров стройподряда, утвержденные постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 – уточнено, что параллельное проектирование и строительство объектов допускается в случаях, установленных не Президентом, а Совмином (обратите внимание, постановлением Совмина от 27.08.2021 № 486 утверждено Положение о параллельном проектировании и строительстве объектов, действующее с 04.09.2021 г.). Исключена обязанность заказчиков согласовывать изменение (продление) сроков строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета (кроме объектов жилищного строительства) с Минстройархитектуры и Минэкономики. Также закреплено, что заключать договор стройподряда с третьими лицами для выполнения отдельных видов строительных работ (если из договора не вытекает обязанность выполнить их лично) вправе не только подрядчик с письменного согласия заказчика, но и субподрядчик с письменного согласия генподрядчика (кроме субподрядчика при финансировании строительства объекта за счет бюджетных средств);
  • Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716 – уточнен перечень принимаемых в эксплуатацию объектов, в отношении которых не требуется получать заключения органов госнадзора:
    • объекты 5-го класса сложности, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется госстройнадзор, кроме объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, а также объектов, по которым предпроектная (предынвестиционная) и проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе;
    • объекты строительства (электросвязи), в т.ч. линейные и станционные сооружения связи, инженерные решения которых не затрагивают несущей способности конструкций зданий и сооружений;
    • объекты строительства, по которым не предусматривается занятие земельного участка;
  • Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденное постановлением Совмина от 01.04.2014 № 299 – уточнен размер процента (0,5% вместо 1,5%) зарезервированных средств.
  1. С 1 сентября 2021 г. введено государственное регулирование цен на строительные материалы. Его порядок определен постановлением Минстройархитектуры от 30.07.2021 № 73. Для производителей и продавцов данной продукции введен предельный норматив рентабельности, который применяется для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены на стройматериалы, изделия и конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением конструкций, используемых при строительстве автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет бюджета, а также государственных внебюджетных фондов и внешних займов.
  1. Указом от 30.08.2021 № 325 определено, что застройщики смогут возводить инженерные и транспортные сети за собственные средства для обеспечения опережающего строительства минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. Однако нормы документа вступят в силу с 03.03.2022 г.
  1. Пунктом 1.4 постановления Совмина от 30.08.2021 № 493 внесены изменения в постановление Совмина от 21.03.2014 № 252 "О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства". Так, например, с 3 сентября 2021 г. вернулась необходимость получения юридическими лицами и ИП аттестатов соответствия на выполнение функций заказчика при осуществлении деятельности по возведению, реконструкции, реставрации, благоустройству объектов строительства, относимых к 1–4 классам сложности. Также документом Совмин уточнил, за что будут лишать аттестатов, в частности, МЧС направляет в Минстройархитектуры предложения о прекращении действия квалификационных аттестатов в случае, если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований при строительстве, в т. ч. проектировании.