За последнее время вопросы, которые обсуждались в редакции, в основном касались:
- регулирования цен по постановлению № 73;
- процедур госзакупок;
- аттестации;
- отчислений в стройфонды.
Кратко обозначу некоторые моменты по ним, возможно, вы еще не сталкивались с подобным.
- Регулируется ли замена материалов и приборов в процессе ежемесячного технического обслуживания объекта нормами постановления № 73, если договор на техническое обслуживание заключен до 1 сентября 2021г.?
Ответ: Нет.
К регулируемым относятся цены на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
В данном случае термин «строительство» используется в значении, установленном Законом от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь".
Таким образом, нормы постановления Минстройархитектуры от 30.07.2021 №73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» распространяются на строительные материалы, используемые при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета, а также при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте жилых домов.
Следовательно, в рассматриваемом случае нормы постановления № 73 не действуют, так как работы по техническому обслуживанию выполняются не по договору строительного подряда.
- Обязательно ли проведение открытого конкурса с ограниченным участием при проведении закупки за счет бюджетных средств при строительстве объектов?
Конкурс с ограниченным участием проводится таким образом, что его победитель определяется из числа участников процедуры государственной закупки, прошедших предварительный отбор на основании дополнительных требований к участникам такого конкурса (п. 3 ст. 31 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
Если решение о проведении процедуры госзакупки принято и соответствующим образом оформлено заказчиком после 10.10.2021, и у заказчика есть основание проводить именно процедуру конкурса (с учетом предмет закупки, пороговое значение ориентировочной стоимости), то проводится конкурс с ограниченным участием.
Это связано с тем, что с 10.10.2021 г. для сферы строительства установлены дополнительные требования в приложении 1-1 к постановлению Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», в редакции от 06.10.2021 № 564.
Как следствие, приобретение работ, услуг, классифицируемых по кодам 41.0 – 43.9 секции F, коду 71.1 ОКРБ 007-2012, осуществляется по процедуре конкурса с ограниченным участием.
- Необходима ли аттестация специалистов для ведения текущего ремонта хозспособом?
Ответ: Такой необходимости нет.
Под аттестацией руководителей и специалистов в строительстве понимают процедуру оценки профессиональной компетентности претендентов в форме квалификационного экзамена (п. 2 Положения об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденного постановлением Совмина от 21.03.2014 № 252).
Аттестация специалистов, в частности, необходима для получения субъектом хозяйствования аттестата соответствия, который дает право юрлицу, ИП осуществлять, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ч. 1 подп. 1.11 п. 1 Указа № 26):
- отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), в том числе осуществляемые сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, согласно перечню (приложение 1 к Положению № 252);
- работы по обследованию зданий и сооружений.
Аттестат соответствия также подтверждает соответствие юрлица, ИП квалификационным требованиям (абз. 3 п. 2 Положения № 252).
Отметим, что аттестаты соответствия выдаются 1 – 4-й категории в зависимости от класса сложности объектов строительства и вида деятельности в области строительства.
Не требуется наличие аттестата соответствия на выполнение работ, относящихся к текущему ремонту согласно ТКП 45-1.04-206-2010, и не включенных в перечень видов работ, для выполнения которых требуется наличие аттестата соответствия согласно Постановлению № 252, а также для выполнения работ на объектах 5-го класса сложности.
В связи с вышеизложенным, специалистам, выполняющим работы по текущему ремонту, квалификационные аттестаты не требуются.
- Необходимо ли производить отчисления в строительный фонд при проведении технической модернизации?
Ответ: Необходимо.
Нормы Указа № 259 распространяются на виды строительной деятельности, по которым разрабатывается проектная, в т. ч. сметная, документация: возведение, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт, техническую модернизацию, снос, благоустройство.
Заказчики на формирование стройфондов предусматривают по объектам (в сводном сметном расчете, в неизменной цене), строительство которых начинается с 01.09.2021 г., денежные средства в размере 1% от стоимости строительных работ.
Текущий ремонт не подпадает под действие Указа № 259, т.к. проектная документация на него не разрабатывается, а составляется только дефектный акт.