Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Экспертиза проекта на перепланировку: проходим правильно
5.0
Опубликовано: 11.04.2019 17:14 - 4534 просмотра

ОБНОВЛЕНО: 10.03.2022

Изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ относится к перепланировке, а изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-строительных работ – к переустройству.

Перечень работ по переустройству и (или) перепланировке, осуществляемых в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирных жилых домах, а также жилых и (или) нежилых помещениях в блокированных жилых домах высотой более 7 метров и одноквартирных жилых домах высотой более 7 метров, определен Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировке, утвержденным постановлением Совмина от 16.05.2013 № 384 (далее – Положение № 384).

Нормами данного Положения установлено, что в определенных случаях для выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке жилых, нежилых помещений в жилом доме помимо соответствующего согласования (разрешения) местного исполнительного и распорядительного органа требуется еще и разработка проектной документации (далее – проект).

Перечень таких работ по переустройству и (или) перепланировке, для производства которых разрабатывается проект, приведен в п. 7 Положения № 384, а именно:

  • замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;
  • устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;
  • изменения в несущих конструкциях.

В свою очередь разработанный проект должен пройти экспертизу. Экспертиза проекта проводится РУП «Главгосстройэкспертиза» и его дочерними РУП «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску (далее – экспертный орган) в соответствии с территориальным расположением жилого дома (п. 17 Положения № 384).

Порядок проведения экспертизы проекта переустройства и (или) перепланировки, а также порядок определения стоимости проведения такой экспертизы установлен Инструкцией о порядке проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и определения стоимости проведения экспертизы, утвержденной постановлением Госстандарта от 21.12.2018 № 73 (далее – Инструкция № 73).

Инструкция № 73 вступила в силу с 8 февраля 2019 г.

Так как РУП «Главгосстройэкспертиза» является уполномоченным органом, который осуществляет общее организационное и методическое руководство проведением экспертизы проектов, то ему поручено разъяснять вопросы применения Инструкции № 73. В рамках данных полномочий РУП «Главгосстройэкспертиза» подготовил приказ от 13.02.2019 № 17 «Об организационном и методическом обеспечении проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме» (далее – приказ № 17), которым утверждены:

  • Правила рассмотрения проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме при проведении экспертизы и выдачи заключения экспертизы (далее – Правила);
  • форма и текст публичного договора по проведению экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме (далее – публичный договор);
  • перечень типовых форм, используемых для проведения экспертизы проекта и выдачи заключения экспертизы проекта.

Приказ № 17 вступил в действие с 28 февраля 2019 г.

Рассмотрим подробнее, в чем же заключаются правила прохождения экспертизы проекта на переустройство и (или) перепланировку.

  1. Регистрация и подготовка к рассмотрению представленной для проведения экспертизы документации

Для выполнения работ, требующих разработки проекта, инициатор переустройства и (или) перепланировки после получения согласования (разрешения) местного исполнительного и распорядительного органа заключает договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации (п. 17 Положения № 384).

Разработанный проект подается на экспертизу в экспертный орган с письменным заданием заказчика экспертизы проекта на заключение публичного договора. Обязательная форма Ф-01 «Письменное задание для заключения договора на проведение экспертизы проекта на переустройство и (или) перепланировку» установлена приказом № 17.

К заданию также прилагается следующий перечень документации, документов и сведений, требуемых для проведения экспертизы проекта (п. 8 Инструкции № 73):

  • копия проекта, состав, форма и содержание которого должны соответствовать требованиям, установленным совместным постановлением Минжилкомхоза и Минстройархитектуры от 23.03.2015 № 7/8;
  • копия решения местного исполнительного и распорядительного органа о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме;
  • копия задания на проектирование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме с указанием полученных от собственника жилого дома сведений о комплексе ТНПА, по которым были запроектированы несущие конструкции и по которым должны быть запроектированы изменения несущих конструкций;
  • копия технического паспорта на изолированное помещение в многоквартирном жилом доме или на квартиру в блокированном жилом доме или на одноквартирный, блокированный жилой дом;
  • копия заключения по результатам обследований технического состояния строительных конструкций в соответствии с требованиями, установленными в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в объеме, достаточном для принятия проектных решений.

Экспертный орган в течение 3-х рабочих дней после получения задания осуществляет проверку полноты и комплектности представленных для проведения экспертизы документации, документов и сведений и при отсутствии оснований для отказа в заключении публичного договора осуществляет регистрацию задания путем проставления на задании оттиска штампа с указанием даты регистрации, регистрационного номера и подписи лица, осуществившего регистрацию.

В случае наличия оснований для отказа в заключении договора заказчику в 3-х дневный срок направляется либо передается лично в руки письменное уведомление об отказе в заключении договора с указанием причин отказа и о возврате заказчику представленных для проведения экспертизы документации и документов. Приказом № 17 установлена рекомендуемая форма Ф-06 уведомления об отказе.

Зарегистрированное задание рассматривается руководителем (уполномоченным им должностным лицом) экспертного органа, после чего принимается решение о проведении экспертизы проекта. Решение выражается в письменном поручении (путем наложения резолюции) ответственным должностным лицам, которые далее назначают исполнителей (экспертов, специалистов) экспертизы проекта.

В соответствии с данным поручением экспертным органом подготавливается и выставляется заказчику счет для оплаты проведения экспертизы проекта до начала ее проведения.

Порядок определения стоимости экспертизы проекта определяется исходя из затрат трудовых ресурсов на проведение экспертизы проекта в зависимости от общей площади жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и размера базовой величины, установленной Совмином.

  1. Проведение экспертизы представленной проектной документации

Проведение экспертизы проекта осуществляется в соответствии с договором в срок, определенный исполнителем и установленный договором, не превышающий 30 рабочих дней. Отсчет срока начинается после зачисления на расчетный счет экспертного органа денежных средств, поступивших от заказчика.

Экспертиза проекта проводится с учетом порядка очередности поступления заданий на заключение договора. Изменения и дополнения, внесенные в проектную документацию после заключения договора, к рассмотрению не принимаются.

В ходе проведения экспертизы проекта исполнителем осуществляются:

  • оценка соответствия проектных решений решению местного исполнительного и распорядительного органа о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки;
  • оценка соблюдения установленных требований к составу и содержанию проекта в отношении изменения несущих конструкций;
  • проверка выполнения требований и рекомендаций, содержащихся в заключении, подготовленном по результатам обследования технического состояния несущих конструкций, выполненного в соответствии с требованиями, установленными в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в объеме, достаточном для принятия проектных решений;
  • оценка соответствия проектных решений требованиям комплекса ТНПА, примененных при разработке проектных решений по обеспечению несущей способности строительных конструкций.

В процессе проведения экспертизы исполнитель вправе истребовать у заказчика необходимые дополнительные материалы, в т. ч. расчеты, обоснования и пояснения принятых конструктивных решений, определяющих несущую способность конструкций.

По результатам рассмотрения представленного на экспертизу проекта исполнителем (экспертом, специалистом) подготавливается заключение экспертизы.

  1. Выдача заключения экспертизы проекта

Результатом проведения экспертизы является заключение по проекту. При этом для положительного заключения экспертизы проекта на переустройство и (или) перепланировку приказом № 17 установлена обязательная форма Ф-02, для отрицательного заключения – форма Ф-03.

Положительное заключение экспертизы является основанием для утверждения проекта инициатором и применения его при выполнении переустройства и (или) перепланировки.

В случае получения отрицательного заключения заказчик после устранения указанных в нем замечаний вправе обратиться для повторного проведения экспертизы проекта в установленном порядке (п. 13 Инструкции № 73).

Заключение экспертизы оформляется в количестве 2-х экземпляров, один из которых подлежит выдаче заказчику.

Экземпляр заказчика с сопроводительным уведомлением по установленной приказом № 17 форме Ф-07, подписанным руководителем (уполномоченным должностным лицом) экспертного органа, направляется заказчику по почте или выдается на руки.

Выдача заключений экспертизы проекта регистрируется экспертным органом в журнале регистрации выданных заключений экспертизы.

Срок действия выданных экспертным органом заключений экспертизы проекта не ограничивается.

После проведения экспертизы проекта и выдачи заказчику заключения проектная документация подлежит возврату заказчику в сроки и в порядке, определенные договором на проведение экспертизы проекта.

Впоследствии разработанный и согласованный в установленном порядке проект в составе прочих необходимых документов представляется инициатором переустройства и (или) перепланировки приемочной комиссии, осуществляющей приемку выполненных работ (п. 23 Положения № 384).

В заключение следует отметить, что экспертиза проекта не является административной процедурой, не имеет статуса государственной экспертизы и не регулируется законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Это услуга, осуществляемая экспертным органом (в соответствии с территориальным расположением жилого дома, для помещений которого разработан проект) на договорной и платной основе. Взаимоотношения исполнителя (экспертного органа) и заказчика (проектная организация) регулируются ГК.

Правила, публичные договора экспертного органа, а также типовые формы для проведения экспертизы проекта и выдачи заключения экспертизы проекта размещены на официальном интернет-портале органов государственной экспертизы.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос