Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Формирование сметной стоимости инвентарных лесов
Опубликовано: 26.10.2017 09:32 - 12679 просмотров
Другие материалы по теме
  1. Сметная стоимость работ по установке и разборке инвентарных лесов

По объектам, сметная документация на строительство которых составляется на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных к применению с 1 января 2017 г. приказами Минстройархитектуры от 31.10.2016 № 238 (далее – приказ № 238) и от 30.12.2016 № 319 (далее – НРР-2017), в случае если проектом организации строительства (дефектным актом) установлена необходимость выполнения работ с лесов, расходы на устройство и разборку строительных лесов включаются в сметную документацию в соответствии с Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, на основании НРР согласно:

  • таблицам 8-35, 8-36 сборника № 8 «Конструкции из кирпича и блоков» (НРР 8.03.108-2017), утвержденного приказом № 238;
  • таблицам 69-20, 69-21, 69-22 сборника № 69 «Прочие строительные работы по ремонту объектов» (НРР 8.03.369-2017), утвержденного приказом № 238. Нормативы 69-20-3 и 69-22-2 применяются также при увеличении высоты на неполные 4 м;
  • таблицам 113-4–113-6 сборника «Разные работы» на реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям (НРР 8.03.113-2017), утвержденного приказом № 238.

Объем работ по установке и разборке наружных инвентарных лесов определяется по площади вертикальной проекции их на фасад здания, внутренних инвентарных лесов – по горизонтальной проекции на основание.

Если внутренние леса устанавливаются только для отделки стен (вдоль стен) и не имеют сплошного настила по всему помещению для отделки потолка, то их площадь определяется по площади вертикальной проекции лесов на стены, а стоимость:

  • по нормативам таблицы 8-35, норма 2 (как на устройство наружных лесов для отделочных работ);
  • по нормативам таблицы 69-20, норма 2 (как на устройство наружных лесов для отделочных работ).

В соответствии с п. 2.4 Методических указаний по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017), утвержденных приказом № 319, нормы расхода неоднократно используемых (оборачиваемых) материалов и деталей (опалубки, деталей лесов и т.п.) определены с учетом нормативного числа оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота. Следовательно, расход материалов на устройство лесов приведен в указанных нормативах с учетом их оборачиваемости.

При составлении сметной документации стоимость деревянных деталей лесов, стальных деталей лесов и щитов настила определяется по ценам, приведенным в республиканской базе текущих цен на ресурсы, либо по данным мониторинга, проводимого разработчиком проектной, в т.ч. сметной, документации.

Следует остановиться на особенностях определения сметной стоимости устройства лесов на реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям.

В нормативах НРР 8.03.113-2017 предусмотрено:

  • устройство лесов высотой до 16 м. При устройстве лесов высотой более 16 м на каждые последующие 4 м к нормам затрат труда рабочих следует применять коэффициент 1,15;
  • устройство лесов, опирающихся на уступы кровель, к нормам затрат труда рабочих следует применять коэффициент 1,1.

Вес груза при подъеме или спуске для определения показателей расхода ресурсов на выполнение указанной операции принимается равным:

  • подъем (спуск) на электролебедке – 80 кг;
  • то же с помощью укосин, блоков – 15 кг;
  • то же вручную – 10 кг.

Устройство неинвентарных лесов производится при невозможности установки на объекте инвентарных лесов, а также при наличии сложных очертаний памятника в плане и по высоте.

Расстояние между стойками предусмотрено для неинвентарных лесов:

  • вдоль стены – 2 м;
  • перпендикулярно стене – 1,5 м.

Усиленные леса устанавливаются для зданий и частей зданий сложной формы в плане и по высоте карнизов и других архитектурных деталей. Усиление лесов осуществляется за счет уменьшения шага стоек до 1 м или крепления дополнительными лагами, сваренными из 2 труб, или установкой стоек в 3 ряда.

Поддерживающие леса и опалубки выполняются по индивидуальным проектам (индивидуальным расчетным схемам) для каждого конкретного памятника.

Расход материалов при устройстве неинвентарных лесов, а также опалубок, на реставрационно-восстановительные работы уточняется по проектным данным.

  1. Формирование цены предложения подрядчика и стоимость лесов

При формировании цены предложения подрядчика в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение), стоимость деталей строительных лесов определяется по нормативному расходу, предусмотренному нормативами расхода ресурсов, с учетом их фактической стоимости и оборачиваемости. При формировании цены предложения подрядчик также вправе учесть все необходимые расходы, связанные со строительством объекта, в т.ч. в случае использования строительных лесов на условиях договора аренды.

Расчеты за выполненные работы осуществляются на основании неизменной договорной (контрактной) цены (далее – договорная цена) в порядке, предусмотренном договором строительного подряда, с учетом условий, на основании которых подрядчик был признан победителем подрядных торгов (переговоров).

Следует отметить, что п. 10 Положения не предусмотрена возможность корректировки договорной цены при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполкомов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой (далее – бюджетные и приравненные к ним средства) в случае, если стоимость материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов при расчетах за выполненные работы будет отличной по сравнению с их стоимостью, учтенной в договорной цене.

В связи с этим очень важно правильно определить фактическую стоимость лесов на дату формирования договорной цены.

При строительстве без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств п. 10 Положения предусмотрена такая возможность. Однако при определении отклонений также следует правильно определить их фактическую стоимость на дату выполнения работ.

Согласно п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), организацией в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

  • активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
  • организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
  • активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
  • организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
  • первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Постановлением Минэкономики от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Минэкономики» установлен нормативный срок службы строительных лесов – 5 лет.

В соответствии с п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), в состав средств в обороте включаются в т.ч.:

  • сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части, тара;
  • инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения и приспособления;
  • незавершенное производство;
  • готовая продукция;
  • товары.

В зависимости от учетной политики организации и характеристики лесов строительные леса, исходя из норм Инструкции № 26, могут относиться к основным средствам или в соответствии с Инструкцией № 133 – к оборотным.

При этом в соответствии с Инструкцией № 26 инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

В связи с изложенным как при формировании цены предложения подрядчика, так и при расчете отклонений стоимость строительных лесов возможно определять исходя из стоимости отдельных конструктивных элементов (деревянных деталей лесов, стальных деталей лесов и щитов настила). При этом потребуется раздельный их бухгалтерский учет.

В этом случае в зависимости от срока службы конструктивных элементов строительных лесов по решению комиссии по проведению амортизационной политики в организации осуществляется выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества, включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам.

Комиссия по проведению амортизационной политики в организации создается в соответствии с п. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6. Перечень функций комиссии приведен в приложении 1 к данной Инструкции № 37/18/6.

От отнесения конструктивных элементов строительных лесов к основным или оборотным средствам зависит определение их стоимости как на дату формирования договорной цены, так и на дату выполнения работ.

В случае отнесения конструктивных элементов к основным средствам их стоимость будет определяться в зависимости от их износа в размере амортизационных отчислений; при отнесении конструктивных элементов к оборачиваемым средствам – будет определяться исходя из стоимости их приобретения с учетом оборачиваемости.

В случае использования подрядчиком строительных лесов на условиях договора аренды для определения их стоимости в договоре аренды также необходимо будет предусматривать стоимость аренды каждого арендуемого конструктивного элемента.

Валентина Радионова, инженер-строитель

Другие материалы по теме