Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Недопущение роста цен: МАРТ разъясняет
Опубликовано: 11.10.2022 10:08 - 1764 просмотра

В связи с изданием Директивы от 06.10.2022 № 10 «О недопустимости роста цен» (далее – Директива № 10) и принятием постановления Совмина от 06.10.2022 № 669 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» (далее – постановление № 669), которое вступило в силу с 6 октября 2022 г., МАРТ разъясняет:

  1. Юридическим лицам всех форм собственности и ИП, осуществляющим производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок (т.е. производители, импортеры, юридические лица и ИП, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю) или оказывающим любые виды услуг (далее – субъекты предпринимательской деятельности), не допускается повышение цен (тарифов) выше уровня цен (тарифов), применяемых на 5 октября 2022 г., а в случае отсутствия товаров на эту дату – на предыдущую дату их реализации (независимо от временного периода).
  2. Любое повышение цен (тарифов) (например, в связи с ростом контрактной цены, цены производителя, импортера (оптового поставщика), расходов (затрат), курсовых колебаний и другое) не допускается.

Также не допускается повышение цен (тарифов) в связи с отменой (завершением), проводимых 5 октября 2022 г. акционных мероприятий, распродаж, скидок, в рамках разработанного порядка предоставления скидок (например, скидка за объемы, предоплату и т.д.), и прочее (далее – акции), независимо от установленных (не установленных) сроков проведения акций.

Изменение производителями (импортерами) порядка предоставления скидок, которое может привести к росту цен (тарифов), выше действовавших по состоянию на 5 октября 2022 г., не допускается.

  1. Не допускается повышение цены (тарифа), применяемой 5 октября 2022 г. субъектом предпринимательской деятельности в отношении каждого субъекта хозяйствования.

Договоры, заключенные по состоянию на 5 октября 2022 г., должны быть приведены в соответствие с требованиями постановления № 669 в части установления цены (тарифа).

Справочно. В соответствии со ст. 392 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

  1. С учетом п. 4 постановления № 669 установление цен (тарифов) на товары (услуги), которые до 6 октября 2022 г. никогда ранее не производились (не ввозились, не реализовывались<1>, не оказывались<1>) в Республике Беларусь (далее – новые товары (услуги)), в том числе в рамках заключения договоров после 6 октября 2022 г. либо договоров заключенных до 6 октября 2022 г., но не исполненных, а также повышение цен в случае экономической целесообразности допускается субъектами предпринимательской деятельности только по согласованию с:
  • республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в подчинении (составе, системе) которых субъект предпринимательской деятельности находится (входит) либо которым переданы в управление акции (доли в уставном фонде) хозяйственного общества, находящиеся в собственности Республики Беларусь;
  • облисполкомами и Минским горисполкомом по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

В этой связи при необходимости согласования цен (тарифов) на новые товары (услуги), а также повышения действующих по состоянию на 5 октября 2022 г. цен (тарифов) в случае экономической целесообразности необходимо обращаться в соответствующие республиканские органы государственного управления, государственные организации, облисполкомы и Минский горисполкомом.

  1. Порядок согласования цен (тарифов) на новые товары (услуги), а также повышения цен (тарифов) в случае экономической целесообразности определяется республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом самостоятельно.
  2. Согласно абз. 3 п. 2 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703, под разновидностью товара следует понимать совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков (модель, размер, иные характеристики товаров при их наличии).

В этой связи товары одного вида могут иметь различные варианты разновидностей и все они будут являться разными товарами.

  1. Дооценка юридическими лицами и ИП, осуществляющими розничную торговлю, остатков товаров не допускается как в целом по организации розничной торговли, так и при поступлении этого товара до 6 октября 2022 г. в один из торговых объектов юридического лица или ИП.
  2. В соответствии с п. 11 ст. 23 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» новый нормативный правовой акт, в т.ч. временный, имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по этому же вопросу нормативному правовому акту этого же нормотворческого органа (должностного лица).

В этой связи формирование цен (тарифов) на товары (услуги) осуществляется в строгом соответствии с требованиями Директивы № 10 и постановления № 669, в т.ч. регулируемые до 5 октября 2022 г. в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

Справочно. Например, Директива № 10 и постановление № 669 имеют большую юридическую силу по отношению к постановлению МАРТ от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов» (в редакции постановления МАРТ от 19.10.2018 № 80) в части применения единой торговой надбавки.

  1. Действие постановления № 669 распространяется на отношения, связанные с реализацией товаров на биржевых торгах и в рамках государственных закупок, а также процедур закупок за счет собственных средств.
  2. Действие постановления № 669 распространяется на продукцию общественного питания (кулинарная продукция, хлебобулочные, кондитерские изделия и напитки, производимые при осуществлении общественного питания).
  3. Действие постановления № 669 не распространяется на юридические лица всех форм собственности и ИП, осуществляющих реализацию товаров, оказание услуг при поставке по внешнеторговому договору.
  4. После 6 октября 2022 г. цена (тариф) может снижаться, в т.ч. при проведении акций. После окончания (завершения) акции уровень цен (тарифов) не должен превышать действующего по состоянию на 5 октября 2022 г.

<1> – Цены (тарифы) на товары (услуги) от новых контрагентов относятся к ценам (тарифам) на товары (услуги), которые ранее не реализовывались (не оказывались).

Материал подготовлен на основании информации, размещенной на официальном сайте МАРТ.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос