Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Госзакупки по-новому: обзор мартовских изменений
3.0
Опубликовано: 05.05.2022 17:00 - 1605 просмотров

В целях повышения устойчивости системы государственных закупок (далее – госзакупки) к внешним вызовам, а также для устранения или минимизации рисков, убытков, возникающих в складывающихся условиях в деятельности как заказчиков (организаторов), так и участников, Совмином было принято постановление от 28.03.2022 № 188 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395" (далее – постановление № 188), которое значимым образом меняет с 31 марта 2022 г. систему госзакупок. Иными словами, принятие постановления № 188 позволит сократить издержки и время на проведение процедур закупок, организовать бесперебойное обеспечение организаций необходимыми товарами (работами, услугами), тем самым будет способствовать обеспечению национальной безопасности. Проведем краткий обзор внесенных изменений.

Проведение процедуры запроса ценовых предложений

С 31.03.2022 при принятии решения о проведении процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) руководствуется следующими пороговыми значениями ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки (абзацы первый – пятый подп. 1.1 постановления № 188):

  • товаров – более 300, но не более 2000 БВ;
  • работ (услуг) – более 300, но не более 5000 БВ.

Таким образом, до минимальной стоимости в 300 БВ по-прежнему может быть принято решение о проведении:

  • процедуры закупки из одного источника на основании п. 9 приложения к Закону от 13.07.2012 № 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее – Закон № 419-З);
  • биржевых торгов, если товар включен в перечень товаров, госзакупки которых осуществляются с применением биржевых торгов, содержащийся в приложении 6 к постановлению Совмина от 15.06.2019 № 395 "О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее – постановление № 395).

При превышении стоимости в 2000 и 5000 БВ для товаров и работ (услуг) соответственно применяется процедура:

  • электронный аукцион (обязателен, если товар (работа, услуга) включен в приложение 2 к постановлению № 395, доброволен – в иных случаях, но не применяется в отношении товаров в приложении 6 к постановлению № 395;
  • открытый конкурс (применяется по остаточному принципу, когда проведение иных процедур госзакупок не является обязательным).

Изменение объема договора госзакупки

Существенным изменением стало увеличение допустимого для изменения при исполнении договора госзакупки цифрового значения для объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора госзакупки, и выделение самостоятельных оснований изменения условий договора при увеличении и уменьшении объема (количества) таких товаров (работ, услуг).

Так, допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг):

1) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором госзакупки при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого увеличения (абзацы шестой – восьмой подп. 1.1 постановления № 188);

2) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого увеличения (абзацы девятый, десятый подп. 1.1 постановления № 188).

При применении данной нормы не действует указанное выше правило о 15 %.

Необходимо отметить, что указанные выше основания для увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора госзакупки, могут быть использованы заказчиком только в случае, когда такой объем (количество) предусмотрен договором и при этом при проведении процедуры госзакупки не применялся абзац третий п. 4 ст. 21 Закона № 419-З.

Основания для закупки из одного источника, для которых допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) при исполнении договора, следующие (пп. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону № 419-З):

1) приобретение услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий;

2) приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, 100 % простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами;

3) приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента;

4) приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Совмином по решению или поручению Президента;

5) приобретение материальных ценностей, реализуемых из государственного и мобилизационного материальных резервов;

6) приобретение товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным законодательством.

Кроме увеличения объема (количества) внесенные постановлением № 188 изменения предусматривают возможность уменьшить объем (количество) товаров (работ, услуг) в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) уменьшается пропорционально уменьшению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого уменьшения (абзац одиннадцатый подп. 1.1 постановления № 188).

Следует отметить, что ранее в такой ситуации при необходимости уменьшения объема (количества) товаров (работ, услуг) более чем на 10 % заказчикам приходилось договоры расторгать.

Изменение цены договора, сроков исполнения обязательств, порядка оплаты

Согласно абзацам двенадцатому – четырнадцатому подп. 1.1 постановления № 188 появились новые основания для изменения условий договора госзакупки в пределах 2022 г. в части цены договора, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и порядка оплаты.

Для применения новых оснований для изменения договора госзакупки необходимо соблюдение следующих условий:

1) изменение цены договора:

  • такое изменение цены невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки при приобретении (использовании при выполнении работ, оказании услуг) товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1–2 (данный перечень содержит 4 позиции: лекарственные средства, лечебное питание, медицинские изделия, запасные части к ним, продукты питания) и приложения 4 к постановлению № 395 "Перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности", а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг);
  • размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) изменение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты:

  • необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки;
  • невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обеспечение исполнения обязательств по договору госзакупки работ (услуг) для строительства

В числе прочих значимых изменений необходимо сказать об отмене обязательного обеспечения исполнения обязательств по договору госзакупки в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта (абзац семнадцатый подп. 1.1 постановления № 188).

Следует учитывать, что заказчик (организатор) по-прежнему может установить такое обеспечение по правилам ст. 26 Закона № 419-З, однако это его право, а не обязанность, в т. ч. для сферы строительства.

В то же время иные случаи обязательного обеспечения исполнения договорных обязательств действуют, например, предусмотренные Указом от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

На какие договоры распространяются нововведения?

Пунктом 2 постановления № 188 определено следующее: некоторые изменения применяются для договоров, заключенных до 31.03.2022, а именно в части оснований для изменения их условий. Иными словами, подп. 1.8 постановления № 395 в полной мере распространяет свое действие на договоры госзакупки, заключенные до 31.03.2022.

Для остальных положений постановления № 188 переходные положения сформулированы таким образом, что его действие не распространяется на госзакупки, если процедуры госзакупок начаты или договоры заключены до вступления в силу постановления № 188. Правила определения начала процедуры традиционные для сферы закупок – это день принятия заказчиком решения о ее проведении.

 

Ольга Курьякова, инженер-строитель

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос