Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Регулирование цен на строительные материалы
4.9
Опубликовано: 13.08.2021 11:05 - 3535 просмотров

Регулировать цены на строительные материалы уполномочено Минстройархитектуры. Порядок установления и применения регулируемых цен на строительные материалы, изделия, конструкции установлен в постановлении Минстройархитектуры от 06.05.2017 № 13 "Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции" (далее – постановление № 13). В письме Минстройархитектуры от 03.06.2021 № 04-3-02/6930 "О разъяснении постановления" (далее – письмо № 04-3-02/6930) разъяснен порядок применения норм постановления № 13. Ранее действовавшие разъяснения, а именно письмо Минстройархитектуры от 26.03.2018 № 04-3-02/3916 "О разъяснении постановления", признаны утратившими силу.

Далее поговорим об этом подробнее.

Законодательство по регулированию цен на строительные материалы

Государственное регулирование цен осуществляется, в частности, путем определения обязательного для соблюдения всеми субъектами хозяйствования порядка установления и применения цен, предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену, предельного уровня оптовой надбавки (ст. 8 Закона от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (далее – Закон № 255-З)).

Общий порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72), определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111).

Однако Инструкция № 111 применяется, если иное не установлено НПА государственных органов, осуществляющих регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в соответствии с Указом № 72 (п. 1 Инструкции № 111).

Минстройархитектуры регулируются цены на строительные материалы, изделия, конструкции (далее – материалы), используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т. ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства и облисполкомов, Мингорисполкома, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) (приложение 1 к Указу № 72, подп. 1.1 постановления № 13).

Для целей постановления № 13 используются следующие термины и их определения:

  • строительный материал – материал, предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий, а также для выполнения защитно-отделочных покрытий зданий и сооружений;
  • строительное изделие – изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций зданий и сооружений;
  • строительная конструкция – часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие, а в открытом виде и эстетические функции (п. 11 постановления № 13).

В постановлении № 13 установлен порядок определения отпускных цен на строи­тельные материалы производителями и импортерами, а также размер предельной оптовой надбавки к отпускным ценам, применяемой оптовыми продавцами при отпуске строительных материалов.

Для целей ценообразования используются следующие термины и их определения, содержащиеся в Законе № 255-З:

  • производитель – юридическое лицо или ИП, осуществляющие производство товаров или являющиеся собственниками товара, произведенного по договору подряда;
  • импортер – юридическое лицо или ИП, осуществляющие ввоз товара на территорию республики для его дальнейшей реализации;
  • отпускная цена – цена, устанавливаемая производителем на произведенный товар, а также импортером на ввезенный им в республику товар для дальнейшей его реализации;
  • оптовая надбавка – надбавка к отпускной цене, применяемая юридическим лицом или ИП при осуществлении оптовой торговли товаром, в отношении которого оно или он не является производителем (импортером).

Порядок формирования цен производителями и импортерами

Согласно общему порядку установления и применения регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), установленному Инструкцией № 111, отпускные цены на товары:

  • определяются производителем на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен.

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно, исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг), при отсутствии которого затраты распределяются в соответствии с учетной политикой.

Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым производителем самостоятельно, если иное не установлено законодательством (п. 4 Инструкции № 111);

  • ввезенные в республику, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством) с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (п. 5 Инструкции № 111).

Отпускные цены (тарифы) устанавливаются за принятую единицу измерения в белорусских рублях.

Налоги и иные обязательные платежи, установленные законодательством, включаются в отпускные цены (тарифы) в размерах и порядке согласно законодательству.

Отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) устанавливаются без НДС (п. 7 Инструкции № 111).

Минстройархитектуры (как уполномоченным органом) в постановлении № 13:

  • установлены размеры предельного норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены на строительные материалы, производимые на территории Республики Беларусь юридическими лицами и ИП:
  • для реализации – в размере 20 % к плановой себестоимости;
  • выполняющими функцию подрядчика, для собственного использования (кроме строительства хозяйственным способом) – в размере 15 % к плановой себестоимости (подп. 1.1 постановления № 13);
  • установлено, что импортерами отпускные цены на строительные материалы определяются исходя из:
  • контрактной цены;
  • расходов по импорту (таможенных сборов и пошлин, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем поставляемых товаров согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение);
  • расходов на страхование груза, транспортных расходов, связанных с приобретением товара;
  • предельной максимальной надбавки в размере 10 % от контрактной цены (п. 2 постановления № 13).

Перечень элементов, составляющих отпускную цену импортера, является закрытым, т. е. включать в цену помимо контрактной цены можно только вышеперечисленные расходы.

К сформированным в соответствии с подп. 1.1 и п. 2 постановления № 13 отпускным ценам на строительные материалы оптовые продавцы вправе применить предельную оптовую надбавку в размере 10 % независимо от количества участвующих посредников (п. 3 постановления № 13).

Примечание. Постановление № 13 не распространяется на строительные материалы, включенные в Перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа", утвержденный постановлением Совмина от 16.06.2004 № 714.

Документальное оформление

Отпускные цены на строительные материалы с ограничением уровня рентабельности, устанавливаемые производителями и импортерами, должны быть подтверждены экономическими расчетами, утвержденными руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или ИП.

У производителя составляется плановая калькуляция с расшифровкой статей затрат (материальных, трудовых, накладных и пр.), у импортера – экономический расчет (п. 6 Инструкции № 111).

Примечание. Данное требование не распространяется, в частности, на:

  • юридических лиц и ИП, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • юридических лиц при реализации товаров на биржевых торгах ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" (подп. 2.11 Указа № 72).

Цены, обоснованные экономическим расчетом в соответствии с нормами постановления № 13, устанавливаются ИП, руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица и подтверждаются документом (приказом, прейскурантом).

Реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) влечет наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 13.2 КоАП).

В письме № 04-3-02/6930 уточняется, что в случае утверждения юридическим лицом, ИП нескольких прейскурантов на материалы с ограниченным уровнем рентабельности в ценах согласно постановлению № 13 плановая себестоимость аналогичных видов продукции должна быть одинаковая по всем прейскурантам. При этом предельный норматив рентабельности соблюдается по каждому наименованию продукции.

Сформированные с учетом ограничения уровня рентабельности отпускные цены не должны превышать отпускные цены, согласованные в установленном порядке.

Органы управления хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минстройархитектуры, принимают решение о согласовании цен (тарифов) на строительные материалы (услуги), используемые (оказываемые) в строительстве, с Минстройархитектуры (п. 2 Методических рекомендаций о порядке рассмотрения в 2021 году цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, выполняемые работы, оказываемые услуги, используемые в строительстве, организациям, входящим в систему министерства утвержденных постановлением коллегии Минстройархитектуры от 30.12.2020 № 306).

Исходя из вышеизложенного, в целях правильного ценообразования для поставщиков строительных материалов по ценам с ограниченным уровнем рентабельности (надбавки) важнейшее значение приобретает наличие информации о цели дальнейшего использования материалов и источника финансирования строительства объекта.

В письме № 04-3-02/6930 отмечено, что реализация юридическими лицами и ИП материалов юридическим лицам, выполняющим строительные работы, по ценам с ограниченным уровнем рентабельности (надбавки) должна осуществляться на основании договоров с указанием в них цели приобретения и источников финансирования строительства объекта в т. ч. за счет средств, не предусмотренных подп. 1.1 постановления № 13.

Кроме того, данная информация может быть указана в товарно-транспортных накладных, товарных накладных в графе 9 "Примечание" ТН-2 или в графе 11 "Примечание" ТТН-1. Это следует из нормы части шестой п. 2 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58), согласно которой в ТТН-1 и ТН-2 и в приложения к ним допускается вносить дополнительную информацию, необходимую организациям. Место указания дополнительной информации, за исключением случаев, установленных п. 5 Инструкции № 58, определяется организациями самостоятельно, при этом она не должна препятствовать прочтению иных записей.

Оптовые поставщики при реализации строительных материалов, приобретенных у производителя или импортера, должны указать цену поставщика (производителя или импортера) и размер примененной им оптовой надбавки.

Нарушение должностным лицом юридического лица или ИП порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 БВ. Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) влечет наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (пп. 1, 2 ст. 13.2 КоАП). При этом ответственность за последствия нарушения установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) может наступить в соответствии с иными актами законодательства (письмо № 04-3-02/6930).

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос