Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Утверждена республиканская сметно-нормативная база 2022 года
Опубликовано: 21.03.2023 15:39 - 17477 просмотров
Другие материалы по теме

С 1 мая 2022 г. постановлением Минстройархитектуры от 10.02.2022 № 19 "О нормативах расхода ресурсов в натуральном выражении в строительстве" (далее – постановление № 19) утверждены сборники общереспубликанских нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении:

  • на строительные конструкции и работы;
  • на монтаж оборудования;
  • на ремонт объектов;
  • на пусконаладочные работы (далее – ПНР);
  • на реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям.

Также с 1 мая 2022 г. постановлением Минстройархитектуры от 14.02.2022 № 23 "Об утверждении Методических указаний по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и сборников норм" (далее – постановление № 23) утверждены:

Необходимо отметить, что нормативы расхода ресурсов, введенные с 1 мая 2022 г., применяются:

  • для составления сметной документации с применением действующих (текущих) цен, тарифов по состоянию на 1 мая 2022 г. и далее по последующим ежемесячным периодам;
  • для уточнения сметной стоимости по заданию заказчика по объектам, на которые разработана сметная документация, но не заключены договоры строительного подряда до 1 мая 2022 г.

По объектам, на которые заключены договоры строительного подряда до 1 мая 2022 г., уточнение сметной стоимости производится с применением нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных и введенных в действие Минстройархитектуры до 1 мая 2022 г. Проведем краткий обзор основных положений и нововведений сметно-нормативной базы 2022 г.

Применение нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении

Подпунктом 2.2 НРР 8.01.104-2022 предусмотрено, что в технической части сборников приведены общие указания, правила определения объемов работ, коэффициенты, учитывающие условия производства работ, отличные от принятых в нормативах расхода ресурсов.

При этом приведено уточнение: не допускается применение положений технической части одного сборника при использовании нормативов расхода ресурсов других сборников, если иное не предусмотрено технической частью конкретного сборника.

Приведенные в наименованиях таблиц нормативов расхода ресурсов и ресурсов параметры, указанные со словом "до", следует понимать как "включительно", указанные со словом "от" – исключая указанное значение параметра, т. е. свыше него.

Нормы расхода материалов, обозначенные меткой "П", при составлении сметной документации определяются по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов.

Скорректирован подп. 2.4 НРР 8.01.104-2022. Так, расходы по использованию индустриальных многократно оборачиваемых опалубочных систем, применяемых для возведения монолитных конструкций при строительстве объектов, включаются в сметную документацию на основании расчета, исходя из объема, стоимости, фактической и нормативной оборачиваемости опалубки (отдельных конструктивных элементов). Оборачиваемость иных материалов, изделий и конструкций многократного использования определяется на основании проектных данных.

Подпункт 2.5 НРР 8.01.104-2022 дополнен нормой о том, что при строительстве автомобильных дорог общего пользования, стоимость которого регулируется Минтрансом, транспортные затраты по доставке основных дорожно-строительных материалов на объект (бетонных и железобетонных изделий и конструкций, нерудных материалов, смесей (бетонных, цементных, асфальтобетонных, песчано-гравийных и др.), битумных дорожных эмульсий, материалов из шлака) определяются на основании исходных данных, предоставляемых заказчиком на разработку проектно-сметной документации, или разработанной на основании раздела проекта "Организация строительства" (далее – ПОС) оптимальной транспортной схемы, с учетом конкретных поставщиков, условий поставки груза, видов транспорта, тарифов на перевозку и прочих условий доставки материалов.

Согласно подп. 2.6 НРР 8.01.104-2022 при строительстве объектов на застроенной территории, если ПОС предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования материалов, изделий и конструкций, дополнительные расходы на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы определяются отдельным расчетом исходя из расстояния от перевалочной базы до объекта строительства и количества строительных материалов, завозимых на перевалочную базу.

Подпунктом 3.2 НРР 8.01.104-2022 предусмотрено, что при строительстве зданий высотой 25 м и более в соответствии с ПОС учитываются расходы по эксплуатации грузопассажирских подъемников (лифтов) по нормативам Сборника 7 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные" (НРР 8.03.107-2022).

Если ПОС или дефектным актом предусмотрено применение автогидроподъемников, автовышек, люлек электрических, которые не учтены нормативами расхода ресурсов, расходы по их эксплуатации учитываются в локальных сметах дополнительно.

В этом случае расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов определяются на основании расчета нормативного времени их использования, выполненного в составе ПОС (дефектного акта), и стоимости машино-часа эксплуатации этих машин. В случае отсутствия необходимых проектных данных усредненное время эксплуатации автогидроподъемников, автовышек, люлек электрических (Вэ) определяется расчетом:

Вэ = Зтр ÷ Кр,

где Зтр – затраты труда рабочих на производство СМР, выполняемых с применением автогидроподъемников, автовышек, люлек электрических;

Кр – количество рабочих в составе звена, выполняющих как основные, так и вспомогательные работы.

При расчете расходов по эксплуатации автогидроподъемников, автовышек и люлек электрических необходимо учитывать совмещение работ при привязке к конкретному объекту и исключать объем работ, выполняемый с земли.

Если нормативами расхода ресурсов на выполнение работ с люлек не учтено перемещение люлек по горизонтали, то расходы на их передвижку учитываются в локальных сметах дополнительно на основании соответствующих нормативов Сборника 69 "Прочие строительные работы по ремонту объектов" (НРР 8.03.369- 2022).

Согласно подп. 3.3 НРР 8.01.104-2022 в случае, если ПОС предусмотрено устройство инвентарных лесов, которые не учтены нормативами расхода ресурсов, расходы на их устройство учитываются в локальных сметах дополнительно по соответствующим нормативам расхода ресурсов.

В соответствии с подп. 3.7 НРР 8.01.104-2022 объемная масса строительных отходов (строительного мусора) определяется по проектным данным исходя из объемной массы полученных отходов (строительного мусора) при наличии сведений. В случае отсутствия проектных данных объемная масса строительных отходов (строительного мусора) принимается исходя из следующих справочных данных:

  • от разбираемых бетонных конструкций – 2400 кг/м3;
  • от разбираемых железобетонных конструкций – 2500 кг/м3;
  • от разбираемых легкобетонных, каменных конструкций, от отбиваемой штукатурки и облицовочной плитки – 1800 кг/м3;
  • от разбираемых деревянных и каркасно-засыпных конструкций – 600 кг/м3;
  • от выполнения других работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций) – 1200 кг/м3.

Объемная масса строительных отходов (строительного мусора) от разборки конструкций приведена из учета объема разбираемых конструкций в плотном теле.

Что касается влияния усложненных и стесненных условий производства работ, в подп. 3.8 НРР 8.01.104-2022 установлено, что коэффициенты к нормативам, приведенные в технической части конкретного сборника и учитывающие разные условия производства работ, применяются одновременно.

Необходимо отметить, что согласно подп. 4.2 НРР 8.01.104-2022 в нормативах расхода ресурсов на монтаж оборудования не учтены расходы на:

  • выгрузку оборудования на при объектном складе;
  • электромонтажные работы;
  • монтаж приборов и средств автоматизации;
  • огрунтовку трубопроводов и последующую их окраску;
  • окраску мостовых кранов;
  • цветовую или различительную окраску оборудования, а также пояснительные и предупредительные надписи;
  • специальный контроль качества монтажных сварных соединений (кроме случаев, оговоренных техническими частями и вводными указаниями сборников);
  • устройство и разборку инвентарных или неинвентарных лесов, необходимость которых устанавливается ПОС;
  • материальные ресурсы, перечень которых приведен в технических частях, вводных указаниях или приложениях к соответствующим сборникам на монтаж оборудования.

В соответствии с подп. 4.10 НРР 8.01.104-2022 расход материалов, отсутствующих в перечнях, приведенных в технических частях, указаниях или приложениях к соответствующим сборникам, следует относить к расходам по "оборудованию".

Также как "оборудование (инвентарь)" в локальных сметах следует учитывать малые архитектурные формы (далее – МАФ), выпускаемые предприятиями-изготовителями в законченном (готовом) виде, не требующие дополнительных затрат на СМР, с указанным предприятием-изготовителем в паспорте на МАФ сроком службы.

Согласно подп. 4.11 НРР 8.01.104-2022 монтаж оборудования, поставляемого в полностью собранном виде в состоянии полной монтажной и максимальной эксплуатационной готовности, в случае отсутствия необходимых нормативов в сборниках на монтаж соответствующего оборудования следует определять по нормативам Сборника 37 "Работы по монтажу оборудования общего назначения" (НРР 8.03.237-2022).

Применение нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на ПНР

С 1 мая 2022 г. постановлением № 19 утвержден перечень нормативов на ПНР для применения при составлении сметной документации на строительство объектов и (или) ее уточнении. При этом уточнение сметной стоимости возможно только при условии, что сметная документация на строительство объекта уже разработана, а договоры строительного подряда не заключены до 1 мая 2022 г. Также с 1 мая 2022 г. постановлением № 23 утверждены НРР 8.01.402-2022.

Необходимо подчеркнуть, что основные положения относительно методологии определения сметной стоимости ПНР и применения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на ПНР не изменились. Также осталось прежним количество сборников на ПНР, а именно:

  • Сборник № 1 "Электротехнические устройства" (НРР 8.03.401-2022);
  • Сборник № 2 "Автоматизированные системы управления" (НРР 8.03.402-2022);
  • Сборник № 3 "Системы вентиляции и кондиционирования воздуха" (НРР 8.03.403-2022);
  • Сборник № 4 "Подъемно-транпортное оборудование" (НРР 8.03.404-2022);
  • Сборник № 5 "Металлообрабатывающее оборудование" (НРР 8.03.405-2022);
  • Сборник № 6 "Холодильные и компрессорные установки" (НРР 8.03.406-2022);
  • Сборник № 7 "Теплоэнергетическое оборудование" (НРР 8.03.407-2022);
  • Сборник № 8 "Деревообрабатывающее оборудование" (НРР 8.03.408-2022);
  • Сборник № 9 "Сооружения водоснабжения и канализации" (НРР 8.03.409-2022).

Следует отметить, что изменения внесены в перечень нормативов на ПНР отдельных сборников, а также в положения, содержащиеся в технических частях и вводных указаниях к отделам и разделам сборников.

Так, например, в раздел 15 "Массовые виды комплектного оборудования" Сборника № 1 в связи с их неактуальностью не вошли нормативы раздела 2 "Комплектные трансформаторные подстанции (КТП)" и раздела 3 "Комплектные электроприводы постоянного тока".

В подп. 1.1 НРР 8.01.402-2022 уточнено, что нормативы на ПНР применяются для определения сметной стоимости ПНР при строительстве, а также технической модернизации объектов строительства.

Таким образом, нормативы на ПНР применяются для определения сметной стоимости объектов строительства при:

  • возведении;
  • реконструкции;
  • ремонте;
  • благоустройстве;
  • технической модернизации.

Актуализированы понятия ПНР "вхолостую" и "под нагрузкой" (подп. 2.3 НРР 8.01.402-2022). К ПНР "вхолостую" относятся ПНР, проводимые на этапах подготовительных работ, подготовки и проведения индивидуальных испытаний, комплексного опробования оборудования, связанные с доведением оборудования (систем) до состояния, пригодного для его использования (без пробного выпуска продукции).

ПНР, выполняемые в период комплексного опробования оборудования с целью достижения проектных параметров технологического процесса и (или) качественных показателей продукции (с выпуском продукции, предусмотренной проектом), относятся к ПНР "под нагрузкой".

 

Ольга Курьякова, инженер-строитель

Другие материалы по теме