Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Какие изменения внесены в законодательство об обращении с отходами
Опубликовано: 08.01.2024 09:31 - 1235 просмотров

5 января 2024 г. на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон от 29.12.2023 № 333-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами».

Данным НПА в новой редакции излагается Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», в соответствии с которой с учетом практики применения предусмотрен ряд изменений законодательства об обращении с отходами.

Согласно новой редакции Закона претерпела изменения терминология в области обращения с отходами:

  • уточнены определения терминов «отходы», «обращение с отходами», «коммунальные отходы», «отходы производства», «использование отходов», «перевозка отходов», «удаление отходов» и другие;
  • исключены термины «вторичное сырье» и «подготовка отходов»;
  • введены новые термины и их определения: «временное хранение отходов», «долговременное хранение отходов», «заготовка отходов», «сортировка отходов», «медицинские отходы», «засорение окружающей среды отходами»;
  • введены альтернативные термины «утилизация отходов» и «переработка отходов» в контексте термина «использование отходов».

Уточнены основные принципы в области обращения с отходами, а также введены основные направления единой государственной политики в данной области в порядке их приоритетности:

  • предотвращение образования отходов;
  • уменьшение объемов образования отходов;
  • переработка отходов;
  • применение отходов для производства (выработки) энергии;
  • применение отходов для выполнения работ (оказания услуг);
  • обезвреживание отходов.

Для исключения необоснованного посредничества при обращении с отходами и предотвращения попадания их в окружающую среду в новой редакции Закона уточнен круг субъектов и объектов, которым могут отчуждаться отходы и в каких целях.

Так, в частности, отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях:

  • их заготовки и (или) сортировки – субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность, связанную с заготовкой и (или) сортировкой отходов;
  • их использования – на объекты, включенные в реестр объектов по использованию отходов, а также использования для изоляции слоев отходов – на объекты захоронения отходов, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
  • их обезвреживания и (или) захоронения – на объекты, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
  • выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и (или) обезвреживанием отходов;
  • их вывоза на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение за пределы территории Республики Беларусь.

В этой связи исключается необходимость регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки) либо об отчуждении опасных отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами.

Также в новой редакции Закона предусмотрены нормы, касающиеся приобретения права собственности на отходы потребления и вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость, а именно:

  • юрлицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления приобретает право собственности на такие отходы с момента их размещения в санкционированных местах хранения отходов физлицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов;
  • право собственности на вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость, с момента образования таких отходов приобретают заказчик либо подрядчик на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством.

Претерпели изменения нормы, касающиеся «безхозяйных» отходов. Новой редакцией Закона определено, что отходы, выявленные на земельных участках, считаются собственностью землепользователей этих участков, которые обязаны обеспечить их сбор и удаление, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество. В случае выявления производителей отходов, разместивших отходы на земельных участках, им не принадлежащих, указанные производители осуществляют сбор и удаление этих отходов, а также принимают иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество либо возмещают стоимость таких работ названным землепользователям.

Уточнен круг субъектов хозяйствования, для которых Законом «Об обращении с отходами» были предусмотрены исключения в части соблюдения общих требований законодательства при обращении с отходами.

В соответствии с новой редакцией Закона от обязанностей назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами, разрабатывать, утверждать и представлять для согласования инструкции по обращению с отходами производства, обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства освобождены ИП и микроорганизации, за исключением ИП и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.

От обязанности вести учет отходов и проводить их инвентаризацию освобождены ИП, за исключением ИП, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов. Юрлица обязаны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.

В рамках оптимизации административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, исключены требования о необходимости разработки, утверждения и согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Соответствующий порядок обращения с такими отходами предусматривается в инструкциях по обращению с отходами производства и (или) схемах обращения с коммунальными отходами.

Новой редакцией Закона пересмотрен ряд новых требований к осуществлению деятельности по использованию, обезвреживанию, захоронению и хранению отходов, в т.ч. к размещению, строительству, эксплуатации, выводу из эксплуатации и (или) сносу объектов, на которых такая деятельность осуществляется.

Так, в частности:

  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и обезвреживанием отходов, допускается только в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемыми в порядке, установленном Президентом, и в отношении количества отходов, установленного техническим заданием;
  • допускается использование отходов физлицами для собственных нужд, за исключением использования отходов, включенных в перечень отходов, передача которых физлицам запрещается, устанавливаемый Совмином;
  • допускается использование отходов (смета) от уборки территорий (за исключением территорий промышленных предприятий) для изоляции слоев отходов в соответствии с техническим кодексом установившейся практики, устанавливающим технические требования к эксплуатации таких объектов, утверждаемым МЖКХ совместно с Минприроды.

Помимо ранее действующих запретов, также запрещается (не допускается):

  • использование, обезвреживание и захоронение субъектами хозяйствования отходов без наличия соответствующего технологического регламента (за исключением отдельных случаев обезвреживания медицинских отходов, направленных на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов);
  • захоронение подлежащих обезвреживанию отходов и отходов потребления, не прошедших сортировку, в случае, если на территории административно-территориальной единицы, на которой осуществляется захоронение, созданы необходимые условия для обеспечения сортировки таких отходов (станции сортировки, пункты досортировки коммунальных отходов) в объемах их образования и (или) региональные объекты сортировки твердых коммунальных отходов, производственная мощность которых соответствует объемам образования таких отходов;
  • эксплуатация объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов и (или) продукции, получаемой с их применением;
  • эксплуатация объектов захоронения и хранения отходов, не включенных в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов;
  • размещение и строительство на землях: природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного и лесного фондов – объектов по использованию отходов, сельскохозяйственного назначения – объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов – объектов хранения и захоронения отходов;
  • использование для изоляции слоев отходов органических отходов;
  • превышение количества захоронения отходов и количества изолирующего материала для изоляции слоев отходов, предусмотренных в проектной документации на строительство объекта захоронения отходов;
  • прием на захоронение отходов в количестве, превышающем лимиты захоронения отходов производства, установленные производителям таких отходов в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях.

Для систематизации и обеспечения безопасного обращения с медицинскими отходами и отходами, образующимися при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны, новой редакцией Закона предоставлены полномочия Минздраву совместно с Минприроды на установление порядка обращения с медицинскими отходами, а Минобороны по согласованию с Минприроды – порядка обезвреживания отходов, образующихся при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны.

В новой редакции Закона закреплены полномочия Президента на осуществление государственного регулирования в области обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, а также уточнено правовое регулирование отношений в области обращения с такими отходами.

Кроме того, уточнено правовое регулирование отношений в области обращения с другими видами отходов:

  • отношения, возникающие в процессе обращения с радиоактивными отходами, отходами, загрязненными радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС ниже уровня, установленного НПА, для радиоактивных отходов, отходами взрывчатых веществ и материалов, регулируются законодательством о ядерной и радиационной безопасности, о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, об оружии;
  • отношения, возникающие в процессе обращения с продуктами животного происхождения, отнесенными к отходам, регулируются законодательством в области ветеринарной деятельности, за исключением отношений, возникающих в процессе уничтожения кормов и кормовых добавок, отнесенных к отходам, которые регулируются Законом «Об обращении с отходами» и иными актами законодательства об обращении с отходами;
  • отношения, возникающие в процессе обращения с отходами при выполнении задач по обеспечению национальной безопасности и обороны, регулируются Законом «Об обращении с отходами» и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством об обороне;
  • отношения, связанные с ввозом и (или) вывозом отходов, регулируются Законом «Об обращении с отходами» и иными актами законодательства об обращении с отходами, законодательством о внешнеэкономической деятельности, о таможенном регулировании, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право ЕЭС.

Основные положения Закона № 333-З вступают в силу через 9 месяцев после его официального опубликования.

По информации официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос