Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 4)
Опубликовано: 28.08.2023 14:22 - 1961 просмотр
Другие материалы по теме

22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З (далее – Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Новации нормативного правового регулирования строительной отрасли прокомментировали в Минстройархитектуры. В основу Кодекса включены нормативные предписания Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).

Раздел V «Информационное, финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Архитектурная деятельность. Научно-техническая деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» состоит из 3 глав, в которых устанавливаются требования по научному, информационному, финансовому обеспечению архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В статье 45 определены сведения, которые используются для разработки градостроительных проектов.

Также определяются сведения, которые используются для разработки проектной документации (статья 47). К таким сведениям относится информация, содержащаяся в предпроектной (предынвестиционной) документации (при ее наличии), данные градостроительного кадастра, республиканского фонда проектной документации, республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, фондов материалов изыскательских работ в соответствии с разрешительной документацией на строительство. При этом, устанавливается, что перечень данных градостроительного кадастра, необходимых для разработки проектной документации, и порядок их предоставления определяются Минстройархитектуры.

Статьей 46 установлен порядок создания и ведения градостроительного кадастра на территории Республики Беларусь, столицы Республики Беларусь, областей, городов областного и районного подчинения, других административно-территориальных и территориальных единиц и его регистрационная функция.

Определены основные принципы ведения градостроительного кадастра, а именно:

  • территориальная целостность Республики Беларусь;
  • достоверность, объективность, полнота и актуальность сведений;
  • согласованность с иными государственными кадастрами, регистрами, реестрами и информационными системами;
  • применение единой системы классификации и кодирования информации;
  • конфиденциальность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательством.

Установлено, что в градостроительном кадастре подлежат регистрации:

  • утвержденные градостроительные проекты общего, детального и специального планирования, градостроительные регламенты;
  • объекты строительства.

Также Кодексом предусмотрено, что состав сведений градостроительного кадастра, порядок их предоставления единому оператору по ведению государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь для включения в градостроительный кадастр определяются Минстройархитектуры.

Немаловажной новацией, которая предусмотрена Кодексом, является и новация в части цифровизации процессов: предлагается создать государственную информационную систему «Госстройпортал» (ГИС «Госстройпортал») (статья 49). Эта норма новая по сравнению с действующим законодательством. Ранее такие вопросы законодательством не регулировались.

Уникальным является то, что Кодекс закрепляет нормы, базово регулирующие взаимодействие участников строительства в информационном пространстве, которое создано и совершенствуется благодаря ГИС «Госстройпортал».

Ни в одной отрасли не существует подобной всеобъемлющей информационной системы, поэтому только в строительной отрасли возможно закрепить правовое регулирование отношений по формированию и совершенствованию единой информационной среды для упрощения взаимодействия ее субъектов.

С помощью ГИС «Госстройпортал» должно обеспечиваться:

  • формирование единой информационной среды в строительной отрасли для упрощения взаимодействия участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, деятельности в области промышленности строительных материалов, изделий и конструкций на всех этапах жизненного цикла объекта;
  • автоматизация последовательности действий при осуществлении инвестиционных проектов в строительстве, раскрывающих основные стадии этого процесса (от инвестиционного замысла до введения в эксплуатацию построенного объекта) и установленные законодательством требования (условия, административные процедуры), соблюдение которых обязательно при прохождении этих стадий;
  • информационное взаимодействие с государственными информационными ресурсами (системами) посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы;
  • осуществление административных процедур в электронной форме, а также оказание электронных услуг посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы;
  • сбор информации о текущем и перспективном состоянии объекта на любом этапе его жизненного цикла, хранение указанной информации, обусловленное технологией функционирования ГИС «Госстройпортал», оказание информационных услуг на основе этой информации;
  • сбор и хранение информации, необходимой для формирования единой информационной среды в строительном комплексе, включая каталогизацию и формирование банка данных по текущим (отпускным) ценам на продукцию, используемую в строительстве, оказание информационных услуг на основе этой информации;
  • размещение необходимых информационных ресурсов и электронных сервисов (ссылок на них) для предоставления информационных услуг;
  • содействие разработке, внедрению и развитию технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта.

Предусмотрено, что пользователями ГИС «Госстройпортал» будут являться юридические и физические лица, в т.ч. ИП, являющиеся участниками жизненного цикла капитальных строений (зданий, сооружений) и другие субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Кодексом предусмотрено, что ГИС «Госстройпортал» размещается на базе республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений с учетом требований по защите информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования неправомерного доступа к ней, а также от иных неправомерных действий с момента ее поступления в ГИС «Госстройпортал» и до момента ее передачи в соответствующую информационную систему или информационный ресурс.

Создание ГИС «Госстройпортал» сегодня очень значимо, поскольку цифровизация – это один из основных трендов на сегодняшний день. Сформированный банк данных в области архитектурной и строительной деятельности позволит оптимизировать и упростить процедуры, а также даст возможность специалистам использовать его в своей работе.

В Главе 11 «Финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» определяется порядок финансирования обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в частности, что финансирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, предусмотренных для обеспечения разработки градостроительных прогнозов, программ и ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разработки и госстройэкспертизы градостроительных проектов, создания и ведения градостроительного кадастра, выполнения научно-исследовательских и иных работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Также в статье 50 определяется, что финансирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности может осуществляться за счет средств юридических и физических лиц, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Поскольку необходима консолидация в одной главе всех нормативных предписаний, определяющих источники финансирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в этой главе (статья 51) также устанавливается порядок включения затрат на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации при планировании осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, модернизацию, техническую модернизацию, снос объекта. Эти затраты включаются в сводный сметный расчет стоимости объекта как затраты, связанные с получением исходных данных; а в случае принятия заказчиком, застройщиком по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации решения о нецелесообразности и (или) необоснованности осуществления инвестиций в вышеназванные работы указанные затраты подлежат списанию за счет основного источника, предусмотренного на выполнение проектных и изыскательских работ.

Определяются источники финансирования разработки указанной документации. Предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается за счет:

  • средств республиканского бюджета, предусмотренных на проектные и изыскательские работы, средств местных бюджетов, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, – при планировании осуществления инвестиций в возведение объекта, реконструкцию объекта, реставрацию объекта, капитальный ремонт объекта, модернизацию, техническую модернизацию объекта, снос объектов, полностью финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также в возведение объектов и реконструкцию жилых домов в соответствии с программами государственного заказа на строительство (возведение, реконструкцию) квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов на строительство (возведение, реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
  • собственных средств заказчика, застройщика – при планировании осуществления инвестиций в возведение объекта, реконструкцию объекта, реставрацию объекта, капитальный ремонт объекта, модернизацию, техническую модернизацию объекта, снос объектов, не указанных выше.

Также в этой главе регулируются вопросы финансирования работ, связанных с устранением последствий строительной аварии (статья 52) и вопросы финансирования строительства объектов магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры, распределительной транспортной инфраструктуры и вопросы возмещения затрат по их финансированию (статья 53).

В статье 56 «Обеспечение научно-технической деятельности в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» устанавливается, что научно-техническая деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности обеспечивается реализацией приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, разработкой и реализацией документов государственного прогнозирования и государственного планирования в этой области.

Также в статье 57 определяется порядок создания и деятельности архитектурно-градостроительных советов Минстройархитектуры и территориальными подразделениями по архитектуре и градостроительству, которые выполняют функции совещательного и консультативного органа по вопросам архитектуры, градостроительства и территориального развития и обеспечивают профессиональную обоснованность и гласность процедуры принятия решений в области архитектурной и градостроительной деятельности.

Также определяется, кто включается в состав архитектурно-градостроительных советов (представители Минстройархитектуры, территориальных подразделений по архитектуре и градостроительству, главные архитекторы проектов и научные сотрудники научно-исследовательских, проектных, общественных и иных организаций).

В Кодексе имеется Особенная часть. Раздел VI «Градостроительная деятельность» состоит из двух глав и содержит нормы, определяющие требования к градостроительной деятельности. Следует отметить, что в основном в этот раздел включены нормы действующего Закона № 300-З.

В Главе 13 «Градостроительное (территориальное) планирование территорий и населенных пунктов» определены 3 уровня градостроительного планирования – республиканский, региональный и местный, а также определены виды градостроительного планирования - общее планирование, специальное планирование и детальное планирование.

Также определяется порядок разработки градостроительных проектов общего планирования (статья 59), к которым относятся:

  • государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь;
  • схемы комплексной территориальной организации областей и иных административно-территориальных и территориальных единиц;
  • генеральные планы городов и иных населенных пунктов.

Также устанавливаются основания для разработки или внесения изменений в градостроительные проекты общего планирования.

Предусмотрено, что в период разработки градостроительного проекта общего планирования решения о размещении объектов строительства на территории объекта проектирования должны согласовываться с разработчиком градостроительного проекта общего планирования. В данном случае под «территорией объекта проектирования» понимается проектируемая территория, то есть территория, для которой разрабатывается градостроительный проект. Аналогичные нормы заложены также в статьях, регулирующих вопросы разработки градостроительных проектов специального планирования (статья 60) и градостроительных проектов детального планирования (статья 61).

Устанавливается, что каждые 5 лет проект корректируется либо разрабатывается новый проект.

Определяется, какие проекты относятся к градостроительным проектам специального планирования.

На республиканском уровне градостроительными проектами специального планирования являются схемы и проекты:

  • территориального развития приграничных регионов;
  • размещения и (или) развития систем туристско-рекреационных территорий;
  • курортных зон, курортов и зон отдыха республиканского значения специальных туристско-рекреационных парков;
  • развития иных территорий, предусмотренных законодательством.

На местном уровне градостроительными проектами специального планирования являются:

  • схемы размещения и (или) развития туристско-рекреационных территорий местного значения;
  • проекты планировки пригородных зон;
  • схемы озелененных территорий общего пользования города Минска, городов областного и районного подчинения и районов в них (при делении городов на районы);
  • проекты планировки и (или) развития иных территорий, предусмотренных законодательством.

Определено, что заказчиком по проектам специального планирования республиканского уровня выступает Минстройархитектуры (подп. 1.4 п. 1 ст. 22), а финансирование их разработки осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Следует также отметить, что финансирование разработки градостроительных проектов детального планирования для территорий свободных экономических зон (СЭЗ) осуществляется за счет средств республиканского бюджета, но при этом заказчиками этих проектов выступают сами администрации СЭЗ, что исключает необходимость при формировании перечня градостроительных проектов, заказ на разработку которых подлежит размещению в очередном финансовом году, необходимости включения данных проектов в указанный перечень.

Заказчиками по разработке градостроительных проектов специального планирования местного уровня выступают местные исполнительные и распорядительные органы (подп. 4.2 п. 4 ст. 24), и финансирование их разработки осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Градостроительные проекты специального планирования могут являться составной частью градостроительных проектов общего и детального планирования. При этом устанавливается, что утвержденные градостроительные проекты специального планирования, а также все вносимые в них изменения и (или) дополнения подлежат регистрации в градостроительном кадастре в порядке, определяемом Министерством архитектуры и строительства (подп. 4.1 п. 4 ст. 46).

Определены основания для разработки или изменения градостроительного проекта специального планирования, которыми могут являться:

  • отсутствие градостроительного проекта для соответствующей территории;
  • заинтересованность в реализации инвестиционных проектов на соответствующей территории;
  • реализация градостроительного проекта вышестоящего уровня, которым затрагиваются интересы соответствующей территории;
  • требование о разработке градостроительного проекта для соответствующей территории, содержащееся в государственных программах социально-экономического развития Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, градостроительных проектах вышестоящего уровня.

Также определено, что решения о разработке или изменении градостроительного проекта специального планирования принимаются государственными органами.

Определяется порядок разработки градостроительных проектов детального планирования, основания для их разработки, порядок их согласования и утверждения. К градостроительным проектам детального планирования относятся детальные планы:

  • частей населенных пунктов (территориальных зон, кварталов, территорий предполагаемого осуществления инвестиций);
  • территорий в установленных законодательством границах исторических центров населенных пунктов (с учетом проектов зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей);
  • территорий свободных экономических зон и промышленных территорий;
  • иных территорий.

Определено, что детальный план, разрабатываемый на всю территорию населенного пункта (города районного подчинения, поселка городского типа, сельского населенного пункта), совмещается с генеральным планом.

Заказчиками по разработке градостроительных проектов детального планирования выступают местные исполнительные и распорядительные органы. Финансирование их разработки осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством.

Основаниями для разработки или изменения градостроительного проекта детального планирования являются:

  • отсутствие градостроительного проекта детального планирования для соответствующей территории;
  • заинтересованность в реализации инвестиционных проектов на соответствующей территории;
  • требования градостроительного проекта общего планирования, разработанного для соответствующей территории;
  • окончание срока реализации градостроительного проекта детального планирования.

Так, при разработке градостроительных проектов детального планирования должны учитываться требования, содержащиеся в градостроительном проекте общего планирования вышестоящего уровня, а в случае невозможности устранения разногласий между местными исполнительными и распорядительными органами соответствующих территориальных единиц по вопросам территориального развития окончательное решение по представлению Минстройархитектуры принимается Совмином.

Глава 14 «Зонирование территорий» состоит из 3 статей, в которых содержатся нормы, определяющие порядок зонирования территорий для осуществления градостроительной деятельности.

Данной главой определено, что зонирование территорий осуществляется в целях установления единого порядка градостроительного освоения земельных участков, создания долгосрочной основы организации среды обитания, планирования инвестиций в архитектуру и строительство и выполняется на основании планов зонирования территорий. Планы зонирования территорий включаются в состав градостроительных проектов и определяют вид и интенсивность использования территорий и градостроительные регламенты на их использование.

Кроме того, определяются виды территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий, определяемые в градостроительных проектах общего планирования республиканского и регионального уровней, и определено, что могут выделяться территориальные зоны следующих видов:

  • зоны градостроительного развития населенных пунктов – территории развития городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов;
  • зоны размещения садоводческих товариществ и дачных кооперативов – территории, предназначенные для коллективного садоводства и дачного строительства;
  • сельскохозяйственные зоны – территории с преобладанием земель сельскохозяйственного назначения, используемые преимущественно для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • лесохозяйственные зоны – территории с преобладанием земель лесного фонда, основным назначением которых является ведение лесного хозяйства;
  • зоны специального назначения – территории военных объектов и иные территории, в отношении которых законодательством установлен особый режим их использования;
  • иные территориальные зоны, определенные законодательством.

Кодексом определяются виды территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов и иных административно-территориальных единиц, и устанавливается, что в пределах границ (черты) населенных пунктов могут выделяться территориальные зоны следующих видов: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны транспортной, инженерной инфраструктуры, рекреационные зоны, сельскохозяйственные зоны, зоны специального назначения, ландшафтные зоны специального назначения, иные территориальные зоны, определяемые местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня с учетом местных условий.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь.

Другие материалы по теме