Организация планирует осуществление сноса принадлежащего ей административного здания хозяйственным способом с возможностью последующего возведения офисного здания на принадлежащем ей земельном участке. Источник финансирования – собственные средства.
Возможно ли при разработке проектной документации включить в сметную стоимость по объекту затраты по переработке строительных отходов (например, дробление асфальтобетонного лома с целью дальнейшего использования в конструкции оснований пешеходных дорожек и подъездных путей)?
Каков порядок обращения со строительными отходами при хозяйственном способе производства работ?
Деятельность по сносу, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение демонтажных работ, относится к строительной деятельности (строительству) в соответствии со ст. 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).
Согласно требованиям п. 2 ст. 22 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» в обязанности заказчика (застройщика) при разработке проектной документации на строительство (реконструкцию, ремонт, снос зданий и др.) как при подрядном, так и при хозяйственном способе выполнения работ, в обязательном порядке входит необходимость совместно с разработчиком проектной, в т.ч. сметной, документации предусмотреть комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя в т.ч. проектные решения по перевозке отходов в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.
Проектные решения по объекту строительства (реконструкции, ремонта, сноса зданий и др.) при разработке проектной документации предусматриваются в разделе «Охрана окружающей среды».
Пунктом 12 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 19.11.2011 № 51 (далее – Инструкция № 51), определен порядок учета средств по обращению с отходами в сметной документации. Решение по вопросу учета расходов на утилизацию, переработку или дальнейшее использование строительных отходов и учета средств, полученных от их реализации, принимается с учетом исходных данных заказчика, содержащихся в задании на проектирование.
Согласно п. 12 Инструкции № 51 в локальные сметы включаются:
- средства на перевозку строительных отходов (погрузка, перевозка, разгрузка) в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов, на объекты обезвреживания отходов, объекты по использованию отходов, определенные исходя из объема строительных отходов, фактического расстояния от объекта строительства до санкционированных мест хранения отходов, санкционированных мест захоронения отходов, объектов обезвреживания отходов, объектов по использованию отходов и соответствующих тарифов;
- средства на приведение материалов в годное состояние с учетом транспортных расходов по их доставке до места приведения в годное состояние и обратно до места складирования;
- средства на выполнение работ на строительной площадке по использованию, подготовке к использованию строительных отходов в качестве вторичного сырья и (или) к их удалению, определяемые по нормативам расхода ресурсов;
- средства, связанные с приемом, использованием и (или) захоронением строительных отходов, образующихся в результате разборки (сноса) зданий (сооружений), определенные исходя из объема строительных отходов, предусмотренного проектной документацией, и текущих цен (тарифов), установленных в соответствии с законодательством организациями, осуществляющими прием, использование, захоронение отходов;
- средства, связанные с уплатой экологического налога на захоронение отходов.
Что касается вопроса применения материалов, полученных от разборки (в рассматриваемом случае – асфальтобетонного лома), в сметной документации учитываются проектные решения по повторному использованию отходов, образовавшихся при осуществлении строительной деятельности, и (или) материалов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и условиями, содержащимися в задании заказчика. При этом стоимость повторно используемых материалов на данном объекте включается в локальные сметы и определяется по отпускным (текущим) ценам на аналогичные по назначению материалы, а транспортные расходы рассчитываются на основании проектных данных или данных о расстоянии перевозок, представленных заказчиком в задании на проектирование, и соответствующих тарифов.
Расходы по перевозке и количество строительных отходов, полученных от разборки конструкций, а также материалов от разборки (в т.ч. для повторного применения для строительства данного объекта) уточняются в ходе строительства (ремонта) путем составления акта формы С-14 «Акт оприходования материалов, полученных от разборки».
Согласно п. 2 Инструкции № 51 порядок возмещения затрат, предусмотренный п. 12 Инструкции № 51, обязателен для применения:
- на объектах, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов;
- при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки.
Однако при реализации проекта, финансируемого за счет иных источников, следует также придерживаться норм обращения с отходами, предусмотренных Инструкцией № 51, так как иные нормативные правовые акты, определяющие порядок обращения с отходами в строительстве и возмещения затрат, связанных с полученными отходами при разработке проектной документации, отсутствуют.
Строительные отходы, образующиеся в результате разборки конструкций и (или) сноса зданий и сооружений, являются собственностью заказчика. Такую позицию высказывает Минстройархитектуры в письме от 13.06.2018 №04-3-02/7522 «О разъяснении постановления».
При подрядном способе производства работ отходы, образующиеся в виде строительного мусора в процессе выполнения строительно-монтажных работ при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве объектов строительства, не связанных с работами по разборке конструкций, демонтажу, сносу зданий, сооружений, относятся к отходам, производителем (собственником) которых является подрядчик, в обязанности которого входит организация сбора и удаление отходов со строительной площадки. При хозяйственном способе собственником таких отходов будет застройщик.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при хозяйственном способе строительства собственником всех отходов, образующихся на строительной площадке, как при производстве строительно-монтажных работ на объектах нового строительства (строительный мусор), так и при выполнении работ на объектах ремонта, реконструкции при выполнении работ по демонтажу, разборке и сносу (строительные отходы и строительный мусор), является застройщик, в обязанности которого входит организация сбора или переработки на строительной площадке, а также передача на захоронение или переработку отходов.