ОБНОВЛЕНО: 18.01.2022
Организация осуществляет поставку автоматизированных систем управления технологическими процессами, а также выполняет пусконаладочные работы данных систем. Финансирование объекта строительства осуществляется за счет собственных средств заказчика. Задание на проектирование объектов получено после 1 января 2012 г.
Необходимо ли при заключении договора на выполнение пусконаладочных работ руководствоваться Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, (далее – Правила №1450)? Обязательно ли в данной ситуации применение общереспубликанских и ведомственных нормативов и Инструкции о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51 (далее – Инструкция №51)?
Понятие «строительная деятельность» закреплено в ст. 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
Строительная деятельность – это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.
Кроме этого, пусконаладочные работы отнесены к строительной деятельности согласно п. 27 перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установленного постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 17.
Правила № 1450 регулируют отношения между заказчиком и подрядчиком в строительной деятельности при заключении и исполнении ими договоров строительного подряда на выполнение подрядных работ. Предметом договора строительного подряда в соответствии с п. 2 Правил № 1450 являются: строительство объекта или выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, а также возмездная передача объекта, результата строительных работ заказчику.
Таким образом, при заключении договора на выполнение пусконаладочных работ необходимо руководствоваться Правилами № 1450, так как данный вид работ относится к строительной деятельности и договор на пусконаладочные работы будет являться договором строительного подряда.
Порядок утверждения и применения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении установлен Положением о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденным постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553.
В соответствии с п. 4 Положения № 1553 НРР подразделяются на:
- общереспубликанские, разработанные организациями, уполномоченными Минстройархитектуры, и утвержденные Минстройархитектуры;
- ведомственные, разработанные организациями, уполномоченными республиканскими органами государственного управления, и утвержденные соответствующим республиканским органом государственного управления по согласованию с Минстройархитектуры;
- производственные, разработанные организацией с учетом требований технических нормативных правовых актов, применяемых в строительстве, проектных решений, а также условий деятельности конкретной организации и ей утвержденные.
Согласно п. 7 Положения № 1553 общереспубликанские и ведомственные НРР применяются в обязательном порядке при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства, если строительство объектов финансируется полностью или частично за счет средств:
- республиканского или местных бюджетов;
- государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь;
- кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и облисполкомов, Мингорисполкома,
а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
Если при вышеперечисленных источниках финансирования строительства объектов отсутствуют общереспубликанские и ведомственные НРР, то только в этом случае могут применяться производственные НРР.
В случае финансирования объекта строительства за счет иных источников, как в данной ситуации (за счет собственных средств заказчика), заказчик, застройщик вправе самостоятельно определить, какие нормативы (общереспубликанские, ведомственные или производственные) следует применять при составлении сметной документации, что должно быть установлено им в задании на проектирование.
Порядок определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации установлен Инструкцией № 51. Однако в соответствии с п. 2 Инструкции № 51 ее положения обязательны для применения при составлении сметной документации на пусконаладочные работы при финансировании строительства объектов полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств.
При возведении объектов за счет иных источников применение Инструкции № 51 не является обязательным. Заказчик самостоятельно выбирает способ формирования сметной стоимости пусконаладочных работ.