Каждые 5 лет в республике производится обновление и актуализация нормативной базы, применяемой для определения сметной стоимости строительства объектов и составления сметной документации. Очередное обновление планируется с 1 мая 2022 г. Более подробная информация приведена в материале.
Методологические основания
С 1 января 2012 г. сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования должна разрабатываться на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Это регламентировано Указом от 11.08.2011 № 361. Республиканская сметно-нормативная база включает в себя нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы, монтаж оборудования, ремонт объектов, реставрационно-восстановительные работы, пусконаладочные работы, и, как правило, пересматривается 1 раз в 5 лет. Действующая республиканская сметно-нормативная база была введена в действие с 1 января 2017 г.
Во исполнение п. 49 Плана мероприятий по реализации Директивы от 04.03.2019 № 8 и в целях повышения эффективности системы ценообразования в строительстве путем совершенствования нормативной правовой базы, создания требуемых информационных систем и ресурсов, реализации соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, приказа Минстройархитектуры от 22.11.2019 № 236 специалистами государственного предприятия «РНТЦ по ценообразованию в строительстве» (далее – РНТЦ) проводится работа по актуализации действующей республиканской сметно-нормативной базы.
Начиная с 2020 г. РНТЦ исследуются технологические процессы по видам строительно-монтажных работ, выполняемых с учетом современных технологий и материалов, изучаются вступившие в силу в Республике Беларусь требования ТНПА, рассматриваются поступившие от организаций строительной отрасли предложения по совершенствованию существующей сметно-нормативной базы, проводится сравнительный анализ действующих нормативов расхода ресурсов Республики Беларусь, государственных элементных сметных норм Российской Федерации и Республики Казахстан.
Введение в действие актуализированной республиканской сметно-нормативной базы планируется постановлением Минстройархитектуры с 1 мая 2022 г.
Какие же изменения и нововведения ждут нас в актуализированной базе нормативов?
В актуализированную базу сметных нормативов вносятся следующие изменения и дополнения:
- на основании анализа нормативов базы государственных элементных сметных норм Российской Федерации (далее – ГЭСН-2020), а также государственных элементных сметных норм расхода ресурсов Республики Казахстан с привязкой их к условиям Республики Беларусь сборники нормативов расхода ресурсов пополнены новыми нормативами на востребованные виды работ;
- на основании исходных данных базы ГЭСН-2020 с привязкой ресурсов к условиям Республики Беларусь разработан новый сборник нормативов на монтаж оборудования № 37 «Оборудование общего назначения»;
- на основании проведенного анализа и изучения поступивших предложений организаций строительного комплекса Республики Беларусь исключены нормативы, учитывающие расходы на устаревшие технологии выполнения работ;
- на основании проведенного анализа республиканской сметно-нормативной базы 2017 г., действующих ТНПА в Республике Беларусь, базы Российской Федерации и Республики Казахстан, а также с учетом поступивших предложений организаций уточнены технические части сборников нормативов, а также отдельные ресурсы в нормативах, необходимые для выполнения технологических процессов, с учетом требований ТНПА;
- на основании имеющихся исходных данных в таблицах нормативов актуализированной республиканской сметно-нормативной базы уточнены единицы измерения по нормативам;
- по предложениям организаций строительной отрасли и на основании исходных данных базы ГЭСН-2020 в таблицах нормативов произведена замена кранов на автомобильном ходу грузоподъемностью 6,3 т, 10 т и 12,5 т на краны на автомобильном ходу 16 т;
- пересмотрены и заменены строительные материалы, изделия и конструкции, при формировании текущих цен на которые возникают вопросы по сбору исходных данных, на материалы, аналогичные по назначению и техническим характеристикам;
- сборники нормативов расхода ресурсов сформированы с учетом новых, а также актуализированных нормативов, разработанных и утвержденных приказами и постановлениями Минстройархитектуры в период с декабря 2016 г. по ноябрь 2021 г., и не вошедших в сборники нормативов сметно-нормативной базы 2017 г.;
- сборники нормативов расхода ресурсов содержат материальные ресурсы с кодами Каталога-классификатора материалов для строительства в целях перехода на новую систему кодирования материальных ресурсов;
- в составе республиканской сметно-нормативной базы разработаны Методические рекомендации о порядке формирования и ведения каталога-классификатора материалов для строительства.
Каталог-классификатор материалов для строительства
При формировании подходов к кодированию и созданию каталога-классификатора материалов учитывались требования СТБ 6.01.1-2001 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь Основные положения».
В Методических рекомендациях о порядке формирования и ведения каталога-классификатора материалов для строительства содержатся термины и определения, цели и задачи, методы, принципы и структура классификации, требования для самостоятельного кодирования материалов и порядок пополнения классификатора.
Задачами создания и ведения каталога-классификатора материалов для строительства являются:
- обеспечение пользователей единой системой кодирования для отраслевого обмена информационными ресурсами;
- автоматизация мониторинга цен и расчета республиканской базы текущих цен;
- автоматизация процессов формирования республиканского банка данных объектов-аналогов;
- автоматизация расчетов стоимости строительства с применением прикладных программных продуктов;
- актуализация классификатора (постоянное пополнение и изменение объектов классификации и кодирования);
- своевременное информирование пользователей о происходящих изменениях.
Система кодирования позволит проводить подбор материалов, анализ их цен.
Классификатор важен в целях гармонизации с классификаторами материалов для строительства других стран (Российской Федерации, Республики Казахстан) и классификацией информации при информационном моделировании в строительстве (далее – BIM). Благодаря системе кодирования, позволяющей гармонизироваться с системами кодирования других стран и BIM, обеспечивается полноценное взаимодействие всех участников процесса строительства как внутри стран, так и за их пределами.
Изменения в порядке применения нормативов
Также в составе республиканской сметно-нормативной базы актуализированы Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, в т. ч. на пусконаладочные работы, а также Инструкция о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Нормы и положения в актуализируемой Инструкции разработаны на основании изменившихся положений НПА, в т. ч. ТНПА, многочисленных обращений и предложений организаций заказчиков, проектных и подрядных организаций, Главгосстройэкспертизы и приняты в целях единообразного подхода к определению сметной стоимости пусконаладочных работ и составлению сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.
Выводы
Разработка и внедрение актуализированной республиканской сметно-нормативной базы позволит объективно, корректно и более точно осуществлять расчеты сметной стоимости строительства на всех стадиях строительства, в т. ч. при формировании неизменной договорной (контрактной) цены для реализации целей повышения конкурентоспособности строительных организаций на внешнем и внутреннем рынках и обеспечения эффективности их работы.
Материал подготовлен на основании информации, размещенной на сайте государственного предприятия «РНТЦ по ценообразованию в строительстве»