Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Правильно формируем стоимость дополнительных работ
5.0
Опубликовано: 10.03.2022 15:23 - 5546 просмотров

При отнесении к дополнительным работам в части определения их стоимости следует руководствоваться нормами Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553).

Пунктом 12 Положения № 1553 установлены четкие критерии отнесения работ к дополнительным работам:

  • работы, не предусмотренные проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект»;
  • необходимость выполнения работ возникла в процессе строительства;
  • необходимость выполнения работ подтверждена разработчиком проектной документации на основании двухстороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком проектной документации.

Если работы, выполнение которых не было предусмотрено договором строительного подряда и выявленные подрядчиком в процессе строительства, соответствуют указанным критериям, то их стоимость определяется в порядке, установленном частями 2-4 пункта 12 Положения № 1553.

Стоимость дополнительных работ:

  • формируется на основании их сметной стоимости, определенной в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом прогнозного индекса цен в строительстве, утверждаемого Минэкономики, месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика в соответствии с законодательством о закупках;
  • отражается в графике производства работ отдельной строкой.

При этом стоимость материалов в составе стоимости дополнительных работ определяется в соответствии с условиями формирования стоимости материалов, определенными для предмета договора, на который сформирована неизменная договорная (контрактная) цена (далее – неизменная цена).

Стоимость увеличения затрат на строительство объекта в связи с возникшими дополнительными работами компенсируется за счет средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства объекта (далее – ССР) за итогом глав 1–11, и других статей в пределах сметной стоимости строительства в целом.

В случае исчерпания общей сметной стоимости строительства объекта или внесения изменений в предусмотренных законодательством обстоятельствах осуществляется корректировка сметной стоимости строительства  с повторным утверждением проектной, в т.ч. сметной, документации в установленном порядке (п. 38 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, далее – Инструкция № 51). При этом внесение изменений в сметную документацию по предложению заказчика осуществляется разработчиком проектной документации путем составления дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком "-", и дополнение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком "+".

Следует обратить внимание, что составление смет на дополнительные работы должно осуществляться в тех ценах и нормах, в каких была первоначально разработана и утверждена сметная документация. Так как в соответствии с п. 8.3 ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 18.07.2005 №172, новые нормативные документы по порядку определения сметной стоимости строительства применяются при разработке сметной документации для вновь проектируемых объектов.

Учет в стоимости дополнительных работ стоимости прочих работ (затрат) и расходов

Затраты на строительство временных зданий и сооружений предусматриваются разработчиком проекта в главе 8 «Временные здания и сооружения» ССР и, как правило, учитываются подрядчиком при формировании цены предложения и неизменной цены.

Прямой запрет на начисление затрат на строительство временных зданий и сооружений на объем дополнительных работ при определении стоимости на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении в законодательных актах, регламентирующих формирование сметной стоимости и цены договора, отсутствует.

В случае дальнейшего включения на основании утвержденного двухстороннего акта выявленных в ходе строительства дополнительных работ в сметную документацию и ССР затраты на строительство временных зданий и сооружений будут начислены на новую сформированную проектировщиком смету в соответствии с п. 29 Инструкции № 51.

Средства на строительство временных зданий и сооружений определяются по процентной норме, устанавливаемой согласно приложению А к Сборнику норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017), утвержденному приказом Минстройархитектуры от 30.12.2016 № 319, от суммы заработной платы рабочих и машинистов, рассчитанной по итогу глав 1–7 ССР.

Если проектной документацией при соответствующем обосновании разделом проектной документации «Организация строительства» (далее – ПОС) устанавливается набор необходимых временных зданий и сооружений, а также их перечень, не учтенный в процентной норме, их стоимость определяется по локальным сметам.

Таким образом, если условиями договора не установлен прямой запрет на начисление затрат на строительство временных зданий и сооружений на объем дополнительных работ, подрядчик вправе формировать стоимость дополнительных работ с их учетом.

Средства на покрытие расходов, связанных с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих автомобильным транспортом и командированием рабочих подрядчика, также, как и средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, включаются разработчиком проекта в главу 9 «Прочие работы и расходы» ССР.

При определении сметной стоимости строительства величина средств, связанных с подвижным и разъездным характером работ, с перевозкой рабочих автомобильным транспортом и командированием рабочих подрядчика, определяется (если подрядчик неизвестен) в зависимости от зоны строительства и условий привлечения к строительству подрядчиков в процентах от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе средств на эксплуатацию машин и механизмов по итогу глав 1–7 ССР в размерах, указанных в подп. 30.3 Инструкции № 51. При формировании цены предложения подрядчика величина средств, связанных с подвижным и разъездным характером работ (или с командированием рабочих подрядчика), с перевозкой рабочих автомобильным транспортом, может определяться как на основании их сметной стоимости, так и расчетным путем на основании данных подрядчика.

В свою очередь средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, определяются в размере 34 % от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе средств на эксплуатацию машин и механизмов по итогу глав 1–7 ССР (подп. 30.2 Инструкции № 51).

В случае определения стоимости строительства временных зданий и сооружений, предусмотренных в главе 8 «Временные здания и сооружения» ССР, по локальным сметам средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, определяются в размере 34 % от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе средств на эксплуатацию машин и механизмов. В аналогичном порядке рассчитываются средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, от сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе определяемых по локальной смете в соответствии с проектными данными средств на содержание во время строительства и восстановление после окончания строительства действующих постоянных автомобильных дорог, не находящихся в ведении эксплуатирующих организаций (кроме дорог, предусмотренных в главе 8 «Временные здания и сооружения» ССР).

Порядок формирования стоимости дополнительных работ, предусмотренный договором, должен соответствовать нормам п. 12 Положения № 1553, и учитывать все расходы подрядчика, связанные с выполнением работ.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос