Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Какие изменения в госзакупках действуют с 4 февраля 2024 года
Опубликовано: 12.03.2024 12:11 - 492 просмотра

МАРТ на основании полномочий, предоставленных абз. 4 ст. 10 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), в связи с принятием Закона от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 354-З) по отдельным вопросам его применения разъясняет следующее.

С учетом приоритетности урегулирования отдельных вопросов и времени, необходимого на доработку функционала электронных торговых площадок, на которых проводятся процедуры государственных закупок, а также для подготовки заказчиков, организаторов, потенциальных участников к обозначенным изменениям установлены различные сроки вступления в силу положений Закона № 354-З.

Так, нормы Закона № 354-З, указанные в пп. 1 – 16 настоящего разъяснения, как и некоторые другие, вступают в силу после его официального опубликования. В частности, после официального опубликования Закона № 354-З вступили в силу следующие изменения Закона № 419-З.

  1. Законодательство о государственных закупках распространяется на заключение договоров аренды, в т.ч. лизинга.

С 04.02.2024 под товарами понимаются вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество, в т.ч. имущественные права, включая предоставляемые по договору аренды (в т.ч. финансовой аренды (лизинга), а также имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности (абз. 21 ст. 1 Закона № 419-З).

Следовательно, законодательство о госзакупках после вступления Закона № 354-З в силу распространяется на отношения по аренде (в т.ч. финансовой аренде (лизингу), и для заключения договора аренды (в т.ч. финансовой аренды (лизинга) с оплатой полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов теперь необходимо проводить процедуру госзакупки.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 354-З не допускается продление на новый срок без проведения процедуры госзакупки договора аренды имущества, обязательства заказчика по которому исполняются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, заключенного до официального опубликования Закона № 354-З, за исключением договора финансовой аренды (лизинга), а также договора аренды имущества, указанного в ч. 2 ст. 3 Закона № 354-З.

Так, согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 354-З его действие не распространяется в т.ч. на:

  • заключение договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, относящихся к основным средствам машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, находящихся в государственной собственности, собственности хозяйственных обществ, более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит государству;
  • заключение договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей для осуществления оперативно-розыскной деятельности, обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;
  • заключение договоров аренды земельных участков;
  • заключение договоров аренды имущества, находящегося за рубежом.

Таким образом, заключение, изменение договоров аренды имущества, указанного в ч. 2 ст. 3 Закона № 354-З, осуществляется без учета норм Закона № 419-З (в редакции Закона № 354-З), но с соблюдением требований законодательства, регулирующего указанные отношения.

Соответственно, если до вступления в силу Закона № 354-З заключен договор аренды с оплатой полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов и срок его действия истекает после вступления в силу Закона № 354-З, то такой договор прекращает свое действие истечением срока.

  1. Законодательство о госзакупках не распространяется на осуществление административных процедур (абз. 6 п. 2 ст. 2 Закона № 419-З).

При этом МАРТ обращает внимание, что если при совершении административных процедур приобретаются товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то в такой ситуации следует соблюдать требования законодательства о госзакупках (например, получение платной консультации для оформления необходимых документов в целях их последующей подачи для осуществления административной процедуры).

  1. Закреплены положения о неразмещении служебной информации ограниченного распространения в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками и на электронных торговых площадках.

Справочно. Отнесение сведений к служебной информации ограниченного распространения осуществляется в соответствии со ст. 181 Закона от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».

МАРТ обращает внимание, что неразмещение сведений о госзакупках, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, возможно лишь с учетом положений Закона № 419-З.

В частности, согласно п. 2 ст. 19 Закона № 419-З (в редакции Закона № 354-З) сведения, относящиеся к служебной информации ограниченного распространения, включенные в годовой план госзакупок, не подлежат размещению на электронной торговой площадке.

Также согласно ч. 3 п. 4 ст. 49 Закона № 419-З в редакции, которая вступает в силу 04.08.2024, справка о проведении процедуры закупки из одного источника, содержащая сведения, относящиеся к служебной информации ограниченного распространения, не подлежит размещению на электронной торговой площадке.

  1. Введена обязанность членов комиссии по госзакупкам уведомить о личной заинтересованности.

Так, ч. 2 п. 3 ст. 14 Закона № 419-З в редакции Закона № 354-З предусматривает, что член комиссии по госзакупкам обязан незамедлительно сообщить заказчику (организатору) о возникновении обстоятельств, свидетельствующих о наличии у него личной заинтересованности в результате процедуры госзакупки, в т.ч. согласно признакам, указанным в ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона № 419-З.

В частности, согласно ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона № 419-З членами комиссии по госзакупкам не могут быть физлица, лично заинтересованные в результате процедуры госзакупки, в т.ч. физлица, представившие предложения, работники участников либо физлица, на которых способны оказывать влияние участники, в т.ч. физлица, являющиеся учредителями (участниками), собственниками имущества, членами органов управления или кредиторами участников, а также должностные лица государственных органов, уполномоченных Законом № 419-З и иными законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в сфере госзакупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой сфере.

Справочно. Наличие личной заинтересованности в результате процедуры госзакупки у члена комиссии по госзакупкам устанавливается заказчиком самостоятельно в каждом конкретном случае исходя из имеющейся информации.

В случае выявления в составе комиссии физических лиц, указанных в ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона № 419-З, заказчик (организатор) обязан незамедлительно исключить их из состава комиссии по такой процедуре госзакупки.

При этом, исполняя указанное предписание, заказчику (организатору) необходимо помнить, что в состав комиссии по государственным закупкам должно входить не менее 5 человек.

Соответственно, если исключение из состава комиссии по госзакупкам заинтересованного лица приведет к тому, что количество ее членов станет менее 5, то заказчику (организатору) необходимо дополнительно включить в состав комиссии по госзакупкам иное лицо.

Дополнительно отмечаем, что через 6 месяцев после официального опубликования Закона № 354-З для выполнения функций в сфере госзакупок заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере госзакупок и (или) прошедшего обучение по вопросам госзакупок в рамках образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, учебно-программная документация которой согласована с уполномоченным государственным органом по госзакупкам. В этой связи заказчику необходимо заблаговременно принять меры по обучению работников, которые назначаются для выполнения функций в сфере госзакупок.

  1. Скорректированы подходы по установлению/применению требований к участникам.

Пункт 2 ст. 16 Закона № 419-З в редакции Закона № 354-З устанавливает, что при осуществлении процедуры закупки из одного источника на основании пунктов 1, 4, 11 и 12 приложения к Закону № 419-З требования к участникам, предусмотренные п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, не предъявляются.

Таким образом, участник процедуры закупки из одного источника, проводимой по указанным основаниям, не должен подтверждать соответствие требованиям к участникам, заявление о соответствии требованиям к участникам также не истребуется, отсутствие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, взносам и прочее у такого участника не проверяется.

Также Закон № 354-З закрепляет исключения из требования к участникам, предусмотренного абз. 7 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.

Справочно. Согласно абз. 7 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З юридическое или физлицо, в т.ч. ИП, работник (работники) таких юрлица или ИП не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в т.ч. консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений

Так, данное требование не распространяется:

  • на юрлицо, ИП – разработчиков проектной документации при приобретении работ (услуг) для строительства объекта на основании этой проектной документации;
  • на юрлицо, ИП, осуществлявших консультирование и (или) участвовавших в разработке технического паспорта мероприятия в сфере цифрового развития и (или) технического задания на создание государственных цифровых платформ и государственных информационных систем, предусмотренных в рамках такого мероприятия, при приобретении работ (услуг) по реализации этого мероприятия.

Таким образом, в случае подачи предложения участником, указанным в абз. 7 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, на которого не распространяется требование абз. 7 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, в подтверждение соответствия данному требованию таким участником подается заявление, в котором он указывает, что на него не распространяется требование абз. 7 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.

Одновременно в случае, если на участника не распространяется исключение, указанное в абз. 7 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, то для подтверждения соответствия данному требованию участником дается заявление с указанием информации о том, что он не оказывает заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в т.ч. консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений.

Также Законом № 354-З уточняется формулировка требования, установленного абз. 11 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.

В частности, закрепляется, что в отношении юрлица и ИП не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве.

Уточнено и требование к участнику о том, что участником может быть юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, которое обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает исключительные права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности (абз. 12 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З).

Данное уточнение акцентирует внимание на том, что предъявление данного требования с учетом новых положений Закона № 419-З осуществляется при условии, когда приобретаются только исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Кроме того, уточняется и требование в отношении правомочий на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания. Конкретизируется, что такими правомочиями должен обладать участник, только если поставляются товары (выполняются работы, оказываются услуги) с использованием товарных знаков и (или) знаков обслуживания.

МАРТ обращает внимание, что с учетом положений Закона № 419-З данное требование устанавливается заказчиком в обязательном порядке.

При этом в случае, если предлагаемые участником товары (работы, услуги) будут поставляться (выполняться, оказываться) с использованием товарных знаков и (или) знаков обслуживания, участником представляется заявление о наличии правомочий на реализацию таких товаров (выполнение работ, оказание услуг).

В случае, если при поставке предлагаемых участником товаров (выполнении работ, оказании услуг) не используются товарные знаки и (или) знаки обслуживания, участником представляется заявление о том, что при поставке предлагаемых участником товаров (выполнении работ, оказании услуг) товарные знаки и (или) знаки обслуживания не используются.

  1. Изменен порядок формирования и ведения годового плана госзакупок.

С 04.02.2024 вопросы формирования, в т.ч. утверждения, годового плана госзакупок определяются заказчиком в локальном правовом акте (приказе, распоряжении, ином организационно-распорядительном документе) с учетом требований Закона № 419-З (ч. 1 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З).

Таким образом, рекомендуем в локальном правовом акте заказчика определить порядок формирования, утверждения и ведения годового плана госзакупок, внесения изменений и (или) дополнений в него, определив лицо (лиц), ответственное за своевременное формирование, изменение и (или) дополнение годового плана, размещение его на электронной торговой площадке.

МАРТ обращает внимание, что Законом № 419-З в редакции Закона № 354-З предусмотрена возможность невключения в годовой план госзакупок отдельных товаров (работ, услуг), приобретаемых с применением процедуры закупки из одного источника. Так, в годовой план госзакупок могут не включаться товары (работы, услуги), приобретаемые в соответствии с пп. 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22 – 231, 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону № 419-З (ч. 3 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З).

Справочно. Заказчик (организатор) вправе не составлять и (или) не размещать на электронной торговой площадке справку о проведении процедуры закупки из одного источника при приобретении товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктами 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22–231, 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону 419-З (в редакции Закона № 354-З)

При этом сроки размещения годового плана госзакупок на электронной торговой площадке, в т.ч. в случае его изменения, определяются в локальном правовом акте заказчика.

Таким образом, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, а в отношении сведений, составляющих государственные секреты или относящихся к служебной информации ограниченного распространения, – сформированный годовой план государственных закупок является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случаев проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с пунктами 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22–231, 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону 419-З и установленных п. 5 приложения к данному Закону.

  1. Изменены правила описания предмета государственной закупки.

Установлен запрет на указание при описании предмета государственной закупки страны происхождения товаров (работ, услуг) (абз. 4 п. 4 ст. 21 Закона № 419-З).

Одновременно предусмотрена возможность описания предмета государственной закупки с указанием на индивидуализирующие признаки и без включения слов «или аналог» при приобретении лекарственных средств, медицинских изделий и лечебного питания, если они закупаются для применения в отношении пациентов, имеющих медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-генетических заключений.

Разрешено включение в описание предмета госзакупки требований в соответствии с необязательными для соблюдения ТНПА (абз. 6 п. 4 ст. 21 Закона № 419-З).

Уточнено, что при необходимости заказчиком устанавливаются требования к гарантийному сроку товаров (работ, услуг) и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товаров, расходам на обслуживание и (или) эксплуатацию товаров, обязательности осуществления монтажа и наладки товаров, обучению лиц, осуществляющих обслуживание и (или) эксплуатацию товаров (абз. 8 п. 4 ст. 21 Закона № 419-З).

При этом если предметом госзакупки являются новые товары, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, заказчик обязан установить в конкурсных документах, аукционных документах, документах, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в т.ч. ИП, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика товаров и сроку действия гарантии.

  1. Введено понятие договора жизненного цикла и определены случаи его возможного заключения.

Так, согласно абз. 4 ст. 1 Закона № 419-З под договором жизненного цикла понимается договор, предметом которого являются приобретение товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и (или) эксплуатация в течение срока службы и (или) утилизация приобретенного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Такой договор может быть заключен для приобретения медицинской техники, а также иных товаров, работ, перечень которых определяется Совмином. При этом независимо от ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах, работах для заключения договора жизненного цикла потребуется проведение открытого конкурса (закрытого конкурса) или процедуры закупки из одного источника (при наличии оснований).

Согласно п. 31 ст. 24 Закона № 419-З (в редакции Закона № 354-З) помимо иных существенных условий договора госзакупки, договор жизненного цикла должен содержать обязательное условие о стоимости товара или работы, стоимости последующего обслуживания, ремонта и (или) эксплуатации в течение срока службы и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, а также об обеспечении исполнения обязательств по такому договору.

Для заключения договора жизненного цикла допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте) любые товары или работы без соблюдения требований ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона № 419-З.

  1. Предусмотрена возможность заключения долгосрочных договоров государственной закупки (на срок более года) (п. 3 ст. 24 Закона № 419-З).

Предоставлено право заключения договора государственной закупки на срок более года для:

  • договоров жизненного цикла;
  • договоров по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пунктами 1, 4, 8, 11, 12, 21, 29, 38, 42, 45 и 60 (в части банковских услуг) приложения к Закону № 419-З;
  • депозитарных услуг;
  • услуг электросвязи и услуг по предоставлению в пользование каналов связи;
  • услуг по эксплуатации информационных систем (услуг операторов информационных систем);
  • услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования;
  • договоров аренды имущества;
  • договоров на поставку лекарственных средств и медицинских изделий.

При этом исполнение таких договоров должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договорах. МАРТ обращает внимание на отсутствие предельного срока, на который могут быть заключены договоры госзакупки по указанным основаниям.

Одновременно при заключении долгосрочного договора заказчику необходимо включить в годовой план госзакупок ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочную стоимость на все годы исполнения данного договора, что предусмотрено ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З.

Также МАРТ отмечает, что в соответствии с ч. 3 п. 6 ст. 24 Закона № 419-З в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона № 419-З договор должен содержать порядок определения объема (количества) товаров (работ, услуг).

Справочно. Если при проведении процедуры госзакупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки, а также других услуг в случае их определения Совмином, заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству, тариф на работы или услуги. При этом должно быть указано, что оплата выполненных работ или оказанных услуг осуществляется по тарифу исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения договора, в размере, не превышающем ориентировочную стоимость предмета государственной закупки (абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона № 419-З)

Соответственно, непосредственно в договоре определяется, каким образом будет рассчитываться объем реализуемых (выполняемых, оказываемых) по нему товаров (работ, услуг). Например, документом, подтверждающим факт поставки приобретаемого по договору товара, может быть счет-фактура и иные документы.

  1. Изменены правила формирования цены договора госзакупки, если он заключается по результатам электронного аукциона с участником, не являющимся резидентом.

В частности, ч. 2 п. 1 ст. 24 Закона № 419-З предусмотрено, что при заключении такого договора с участником-нерезидентом наряду с таможенными платежами, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, расходами на доставку товаров до пункта таможенного оформления, если они оплачиваются заказчиком, вычитаются также и косвенные налоги, взимаемые налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

  1. Изменен срок для подписания проекта договора после направления возражений.

Так, если участником-победителем открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений направлены возражения по проекту договора и на них заказчик разместил извещение с указанием причин невозможности учесть возражения или извещение с согласием учесть возражения и проектом договора, то после размещения заказчиком указанных извещений, проекта договора участник-победитель должен подписать проект договора в течение 3 рабочих дней (ранее срок составлял 5 календарных дней) (ч. 6 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З).

В случае неподписания проекта договора в указанный срок участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора государственной закупки.

Справочно. В соответствии с ч. 9 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора при неподписании:

  • проекта договора в срок, установленный ч. 3 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З, и неразмещении уведомления, указанного в ч. 4 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З;
  • проекта договора в соответствии с ч. 6 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З.

Юридические и физические лица, в т.ч. ИП, уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями подлежат включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – список), на основании решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (абз. 2 ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З информация о юридическом или физическом лице, в т.ч. ИП, подлежащем включению в список, в случаях, установленных ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З, направляется заказчиком (организатором) в МАРТ в течение одного месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, либо со дня расторжения договора. Указанная информация может направляться контролирующими (надзорными) и (или) правоохранительными органами, судами (ч. 2 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).

  1. Закреплены дополнительные основания для применения открытого конкурса в ряде случаев.

В частности, ч. 2 п. 1 ст. 31 Закона № 419-З предусмотрено, что открытый конкурс может применяться независимо от наличия оснований для проведения иных видов процедур государственных закупок, в т.ч. независимо от ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах), в случае государственной закупки:

  • работ, услуг для строительства объектов;
  • работ, услуг по созданию объектов авторского права и смежных прав, организации и проведению культурных мероприятий;
  • иных работ, услуг в сфере науки, культуры и цифрового развития.
  1. Скорректирован порядок проведения процедуры закупки из одного источника.

Упрощен порядок проведения процедуры закупки из одного источника за счет исключения обязанности изучения конъюнктуры рынка по большинству оснований, указанных в приложении к Закону № 419-З. Одновременно увеличен порог для применения процедуры закупки из одного источника по п. 9 приложения к Закону № 419-З с 300 до 500 базовых величин ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах).

При этом изучение конъюнктуры рынка обязательно только в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с пп. 7, 9 (при приобретении однородных товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности которых составляет сумму от 50 до 500 базовых величин включительно), 181, 24, 25, 30, 44, 56 и 60 приложения к Закону № 419-З (ч. 1 п. 3 ст. 49 Закона № 419-З).

Тем самым в иных случаях, в т.ч. при закупке товаров (работ, услуг) по п. 9 приложения к Закону № 419-З с ориентировочной стоимостью годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах) до 50 базовых величин, обязанность изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника отсутствует. Соответственно, заказчик самостоятельно определяет порядок определения лица для заключения договора государственной закупки.

  1. Скорректированы требования к содержанию предложения участника при закупке товаров.

Законом № 354-З уточнено, что предложение участника должно содержать указание на товарные знаки и географическое указание только при их наличии.

Так, согласно ч. 2 п. 2 ст. 34, ч. 3 п. 2 ст. 41, ч. 2 п. 2 ст. 47 Закона № 419-З в случае, если предметом государственной закупки являются товары, предложение участника (первый раздел предложения) должно содержать конкретные показатели (характеристики), соответствующие требованиям аукционных документов, и указание на товарный знак (при наличии), изобретение (при наличии), полезную модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), селекционное достижение (при наличии), географическое указание (при наличии), производителя (изготовителя) товара, страну происхождения товара.

При этом отмечаем, что данное требование дополняет соответствующее требование к участникам, установленное абз. 13 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З о наличии права на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием товарных знаков и знаков обслуживания. Соответственно, участник, указавший в своем заявлении о соответствии требованиям к участникам на наличие правомочий на использование товарного знака, указывает и в описании предлагаемого им товара на используемый товарный знак.

Также предусмотрено обязательное указание в предложении страны происхождения предлагаемого им товара (ч. 2 п. 2 ст. 34, ч. 3 п. 2 ст. 41, ч. 2 п. 2 ст. 47 Закона № 419-З).

  1. Скорректированы основания для отклонения предложения участника в электронном аукционе.

С учетом исключения Законом № 354-З запрета на идентификацию участника в рамках первого раздела его предложения и при направлении ответа на запрос исключено такое основание для отклонения предложения при рассмотрении первых разделов, как «первый раздел предложения содержит документы и (или) сведения, идентифицирующие участника».

  1. Предоставлена возможность продления срока действия договора, на основании которого осуществляется закупка товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенных в перечень, установленный Совмином.

Так, при необходимости такой срок может быть продлен на первые 2 месяца очередного финансового года путем заключения дополнительного соглашения с увеличением объема (количества) товаров (работ, услуг) в размере не более двухмесячной потребности. Стоимость товаров (работ, услуг) в таком случае изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения (ч. 3 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З). В то же время МАРТ обращает внимание, что продлить возможно только срок действия действующего договора, т.е. договора, срок действия которого не истек.

При этом МАРТ обращает внимание, что согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 354-З его действие, за исключением норм абз. 10 п. 20 ст. 1 Закона № 354-З о возможности продления срока действия договора, на основании которого осуществляется закупка товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, не распространяется на госзакупки, если процедуры госзакупок начаты или договоры заключены до вступления в силу соответствующих положений Закона № 354-З.

МАРТ обращает внимание, что с учетом запрета на изменение требований к участникам при переходе к повторной процедуре госзакупки, процедуре закупки из одного источника согласно абз. 2, 3 п. 2 ст. 27 Закона № 419-З необходимо проводить новую процедуру госзакупки в случае, если несостоявшаяся процедура госзакупки проводилась согласно требованиям Закона № 419-З, установленным до вступления в силу Закона № 354-З, т.е. до 04.02.2024.

По информации Национального правового интернет-портала.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос