Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Стратегическая экологическая оценка: новое в области экологической безопасности
Опубликовано: 04.02.2022 14:24 - 2036 просмотров
Другие материалы по теме

Одним из направлений охраны окружающей среды является стратегическая экологическая оценка, определенная Законом от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон № 399-З).

Стратегическая экологическая оценка (далее – СЭО) – определение при разработке проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в т.ч. трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.

Как отражено в определении, СЭО проводится на этапе подготовки проектной документации когда есть возможность изучения многовариантности и альтернативности проектных решений для выбора наиболее оптимального способа реализации проектов и программ.

Целями СЭО являются:

  • всестороннее рассмотрение и учет ключевых тенденций в области охраны окружающей среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов, ограничений в области охраны окружающей среды, которые могут влиять на реализацию проектов программ, градостроительных проектов;
  • поиск соответствующих оптимальных стратегических, планировочных решений, способствующих предотвращению, минимизации и смягчению последствий воздействия на окружающую среду в ходе реализации программ, градостроительных проектов;
  • эффективное использование финансовых средств с учетом прямых и отдаленных последствий воздействия на компоненты окружающей среды в ходе реализации программ, градостроительных проектов;
  • обоснование и разработка мероприятий по охране окружающей среды, улучшение качества окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности;
  • подготовка предложений о реализации мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с градостроительным планированием развития территорий, в том числе населенных пунктов.

Для правильного проведения СЭО постановлением Совмина от 19.01.2017 № 47 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» утверждено Положение о порядке проведения стратегической экологической оценки, требованиях к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки (далее – Положение).

Для начала определим, для каких объектов необходимо выполнение СЭО. Согласно Закону № 399-З и Положению СЭО проводится для следующих объектов:

  • для проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ (далее - программы), содержащих положения, регулирующие отношения в области:
  • охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, включая:
    • обращение с отходами;
    • охрану и использование недр;
    • вопросы особо охраняемых природных территорий;
    • вопросы природных территорий, подлежащих специальной охране;
    • вопросы территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
    • вопросы гидрометеорологии;
    • охрану и использование земель (включая почвы);
    • использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов;
    • охрану и использование вод;
    • охрану и использование животного мира;
    • охрану и использование растительного мира;
    • охрану атмосферного воздуха;
    • охрану озонового слоя;
    • обращение с озоноразрушающими веществами;
  • сельского хозяйства, включая отдельные его отрасли;
  • промышленности, включая отдельные ее отрасли;
  • транспорта, включая перевозку опасных грузов, вопросы железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, автомобильного транспорта, автомобильных дорог, безопасность движения;
  • энергетики, включая деятельность по использованию атомной энергии, энергоснабжение, вопросы электроэнергетики, теплоэнергетики, возобновляемых источников энергии;
  • туризма;
  • для градостроительных проектов общего и специального планирования, за исключением генеральных планов поселков городского типа и сельских населенных пунктов, градостроительных проектов специального планирования для этих населенных пунктов или их частей, а также проектов, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений в них (далее - градостроительные проекты).

Исключениями из числа объектов, для которых проводится СЭО, являются:

  • проекты программ, связанные с национальной обороной, чрезвычайными ситуациями и радиационной безопасностью населения;
  • объекты, для которых проводится СЭО, в случае внесения в них изменений и (или) дополнений, реализация которых не повлечет увеличения возможного воздействия на окружающую среду.

СЭО проводится заказчиками и (или) проектными организациями, у которых в штате имеются специалисты, отвечающие определенным требованиям и прошедшие подготовку по проведению СЭО в ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Минприроды.

При выполнении СЭО можно выделить следующие основные этапы:

1-й этап. Определение сферы охвата проектов и программ.

На этом этапе изучаются такие компоненты окружающей среды, как атмосферный воздух, недра, земли (в т.ч. почвы), растительный и животный мир, водные ресурсы, геолого-экологические условия (геологические, гидрогеологические и инженерно-геологические условия) и др. Также изучению подлежат проблемы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для поиска наилучшего решения вопросов и уменьшения вредного воздействия на здоровье и безопасность людей, климат, ландшафт, объекты историко-культурных ценностей.

При определении сферы охвата должны учитываться альтернативные варианты реализации программы, градостроительного проекта. Альтернативные варианты должны соответствовать возможностям реализации при соответствующем организационном, научном, техническом развитии, а также с точки зрения территориальной принадлежности. Не допускается использование альтернативных вариантов реализации программы, градостроительного проекта, заведомо приводящих к отрицательным последствиям.

2-й этап. Подготовка экологического доклада по СЭО.

Экологический доклад по СЭО – документ, содержащий сведения о результатах проведения СЭО, необходимых мероприятиях по уменьшению и (или) предотвращению возможных воздействий на окружающую среду (в т.ч. трансграничных) и об изменениях окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.

Подготовка доклада осуществляется заказчиком и (или) проектной организацией с учетом требований к его оформлению, установленных техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.

В экологическом докладе по СЭО указываются:

  • цели и задачи СЭО, требования к проведению СЭО, результаты предварительной оценки в случае ее проведения;
  • характеристика проекта программы, градостроительного проекта с описанием предлагаемых стратегических решений, указанием сведений, является ли разрабатываемый документ новым, или осуществляется внесение изменений и (или) дополнений в существующее решение;
  • информация о соответствии разрабатываемого проекта программы, градостроительного проекта другим существующим программам, градостроительными проектам и (или) находящимся на стадии разработки проектам программ, градостроительным проектам;
  • возможное влияние на другие программы, градостроительные проекты;
  • сроки разработки и утверждения программы, градостроительного проекта;
  • характеристика состояния компонентов окружающей среды;
  • возможные альтернативные варианты реализации программы, градостроительного проекта, их рассмотрение и необходимость учета при разработке проекта программы, градостроительного проекта;
  • оценка экологических аспектов воздействия при реализации программы, градостроительного проекта;
  • оценка социально-экономических аспектов воздействия при реализации программы, градостроительного проекта, затрагивающих экологические аспекты;
  • оценка воздействия при реализации программы, градостроительного проекта на здоровье населения;
  • обоснование выбора рекомендуемого стратегического решения;
  • определение возможного воздействия на окружающую среду (в том числе трансграничного) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов;
  • план мониторинга эффективности реализации программы, градостроительного проекта;
  • информация о согласовании с заинтересованными;
  • предложения об интеграции рекомендаций СЭО в разрабатываемые проекты программ, градостроительные проекты;
  • использованные литературные источники.

Экологический доклад по СЭО может содержать иную информацию.

3-й этап. Проведение консультаций с заинтересованными органами государственного управления.

4-й этап. Общественные обсуждения экологического доклада по СЭО.

Общественные обсуждения экологического доклада по СЭО организуются заказчиками и проводятся при участии проектных организаций, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов административно-территориальных единиц, территории которых могут затрагиваться при реализации проектов и программ.

К участию в общественных обсуждениях допускаются заинтересованные граждане и юридические лица.

В завершение данного этапа оформляется протокол общественных обсуждений экологического доклада по СЭО, на основании которого организатором обсуждений принимается решение о необходимости доработки проектной документации, нецелесообразности ее доработки либо отказе от дальнейшей реализации проектов и программ.

5-й этап. Согласование экологического доклада по СЭО с Минприроды, а также с иными заинтересованными органами государственного управления (при необходимости).

Экологический доклад по СЭО направляется заказчиком для согласования в Минприроды. Минприроды в течение 15 рабочих дней направляет результаты рассмотрения заказчику и (или) проектной организации.

Результаты общественных обсуждений экологического доклада по СЭО, согласования Минприроды, других заинтересованных органов государственного управления (при их наличии) учитываются заказчиком при утверждении проекта программы, градостроительного проекта.

Другие материалы по теме