Одним из направлений охраны окружающей среды является стратегическая экологическая оценка, определенная Законом от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон № 399-З).
Стратегическая экологическая оценка (далее – СЭО) – определение при разработке проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в т.ч. трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.
Как отражено в определении, СЭО проводится на этапе подготовки проектной документации когда есть возможность изучения многовариантности и альтернативности проектных решений для выбора наиболее оптимального способа реализации проектов и программ.
Целями СЭО являются:
- всестороннее рассмотрение и учет ключевых тенденций в области охраны окружающей среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов, ограничений в области охраны окружающей среды, которые могут влиять на реализацию проектов программ, градостроительных проектов;
- поиск соответствующих оптимальных стратегических, планировочных решений, способствующих предотвращению, минимизации и смягчению последствий воздействия на окружающую среду в ходе реализации программ, градостроительных проектов;
- эффективное использование финансовых средств с учетом прямых и отдаленных последствий воздействия на компоненты окружающей среды в ходе реализации программ, градостроительных проектов;
- обоснование и разработка мероприятий по охране окружающей среды, улучшение качества окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности;
- подготовка предложений о реализации мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с градостроительным планированием развития территорий, в том числе населенных пунктов.
Для правильного проведения СЭО постановлением Совмина от 19.01.2017 № 47 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» утверждено Положение о порядке проведения стратегической экологической оценки, требованиях к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки (далее – Положение).
Для начала определим, для каких объектов необходимо выполнение СЭО. Согласно Закону № 399-З и Положению СЭО проводится для следующих объектов:
- для проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ (далее - программы), содержащих положения, регулирующие отношения в области:
- охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, включая:
- обращение с отходами;
- охрану и использование недр;
- вопросы особо охраняемых природных территорий;
- вопросы природных территорий, подлежащих специальной охране;
- вопросы территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- вопросы гидрометеорологии;
- охрану и использование земель (включая почвы);
- использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов;
- охрану и использование вод;
- охрану и использование животного мира;
- охрану и использование растительного мира;
- охрану атмосферного воздуха;
- охрану озонового слоя;
- обращение с озоноразрушающими веществами;
- сельского хозяйства, включая отдельные его отрасли;
- промышленности, включая отдельные ее отрасли;
- транспорта, включая перевозку опасных грузов, вопросы железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, автомобильного транспорта, автомобильных дорог, безопасность движения;
- энергетики, включая деятельность по использованию атомной энергии, энергоснабжение, вопросы электроэнергетики, теплоэнергетики, возобновляемых источников энергии;
- туризма;
- для градостроительных проектов общего и специального планирования, за исключением генеральных планов поселков городского типа и сельских населенных пунктов, градостроительных проектов специального планирования для этих населенных пунктов или их частей, а также проектов, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений в них (далее - градостроительные проекты).
Исключениями из числа объектов, для которых проводится СЭО, являются:
- проекты программ, связанные с национальной обороной, чрезвычайными ситуациями и радиационной безопасностью населения;
- объекты, для которых проводится СЭО, в случае внесения в них изменений и (или) дополнений, реализация которых не повлечет увеличения возможного воздействия на окружающую среду.
СЭО проводится заказчиками и (или) проектными организациями, у которых в штате имеются специалисты, отвечающие определенным требованиям и прошедшие подготовку по проведению СЭО в ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Минприроды.
При выполнении СЭО можно выделить следующие основные этапы:
1-й этап. Определение сферы охвата проектов и программ.
На этом этапе изучаются такие компоненты окружающей среды, как атмосферный воздух, недра, земли (в т.ч. почвы), растительный и животный мир, водные ресурсы, геолого-экологические условия (геологические, гидрогеологические и инженерно-геологические условия) и др. Также изучению подлежат проблемы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для поиска наилучшего решения вопросов и уменьшения вредного воздействия на здоровье и безопасность людей, климат, ландшафт, объекты историко-культурных ценностей.
При определении сферы охвата должны учитываться альтернативные варианты реализации программы, градостроительного проекта. Альтернативные варианты должны соответствовать возможностям реализации при соответствующем организационном, научном, техническом развитии, а также с точки зрения территориальной принадлежности. Не допускается использование альтернативных вариантов реализации программы, градостроительного проекта, заведомо приводящих к отрицательным последствиям.
2-й этап. Подготовка экологического доклада по СЭО.
Экологический доклад по СЭО – документ, содержащий сведения о результатах проведения СЭО, необходимых мероприятиях по уменьшению и (или) предотвращению возможных воздействий на окружающую среду (в т.ч. трансграничных) и об изменениях окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.
Подготовка доклада осуществляется заказчиком и (или) проектной организацией с учетом требований к его оформлению, установленных техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
В экологическом докладе по СЭО указываются:
- цели и задачи СЭО, требования к проведению СЭО, результаты предварительной оценки в случае ее проведения;
- характеристика проекта программы, градостроительного проекта с описанием предлагаемых стратегических решений, указанием сведений, является ли разрабатываемый документ новым, или осуществляется внесение изменений и (или) дополнений в существующее решение;
- информация о соответствии разрабатываемого проекта программы, градостроительного проекта другим существующим программам, градостроительными проектам и (или) находящимся на стадии разработки проектам программ, градостроительным проектам;
- возможное влияние на другие программы, градостроительные проекты;
- сроки разработки и утверждения программы, градостроительного проекта;
- характеристика состояния компонентов окружающей среды;
- возможные альтернативные варианты реализации программы, градостроительного проекта, их рассмотрение и необходимость учета при разработке проекта программы, градостроительного проекта;
- оценка экологических аспектов воздействия при реализации программы, градостроительного проекта;
- оценка социально-экономических аспектов воздействия при реализации программы, градостроительного проекта, затрагивающих экологические аспекты;
- оценка воздействия при реализации программы, градостроительного проекта на здоровье населения;
- обоснование выбора рекомендуемого стратегического решения;
- определение возможного воздействия на окружающую среду (в том числе трансграничного) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов;
- план мониторинга эффективности реализации программы, градостроительного проекта;
- информация о согласовании с заинтересованными;
- предложения об интеграции рекомендаций СЭО в разрабатываемые проекты программ, градостроительные проекты;
- использованные литературные источники.
Экологический доклад по СЭО может содержать иную информацию.
3-й этап. Проведение консультаций с заинтересованными органами государственного управления.
4-й этап. Общественные обсуждения экологического доклада по СЭО.
Общественные обсуждения экологического доклада по СЭО организуются заказчиками и проводятся при участии проектных организаций, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов административно-территориальных единиц, территории которых могут затрагиваться при реализации проектов и программ.
К участию в общественных обсуждениях допускаются заинтересованные граждане и юридические лица.
В завершение данного этапа оформляется протокол общественных обсуждений экологического доклада по СЭО, на основании которого организатором обсуждений принимается решение о необходимости доработки проектной документации, нецелесообразности ее доработки либо отказе от дальнейшей реализации проектов и программ.
5-й этап. Согласование экологического доклада по СЭО с Минприроды, а также с иными заинтересованными органами государственного управления (при необходимости).
Экологический доклад по СЭО направляется заказчиком для согласования в Минприроды. Минприроды в течение 15 рабочих дней направляет результаты рассмотрения заказчику и (или) проектной организации.
Результаты общественных обсуждений экологического доклада по СЭО, согласования Минприроды, других заинтересованных органов государственного управления (при их наличии) учитываются заказчиком при утверждении проекта программы, градостроительного проекта.