Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная Законодательство Сервисы Формы документов Словарь сметчика Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Экологическая экспертиза по-новому: разъяснения Минстройархитектуры
Опубликовано: 16.03.2022 12:19 - 4464 просмотра
Другие материалы по теме

ОБНОВЛЕНО: 16.03.2022

В Закон от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее — Закон) внесены изменения, вызванные необходимостью приведения его положений в соответствие с нормами Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», а также совершенствования отдельных его положений с учетом правоприменительной практики.

Новые нормы данного документа установлены Законом от 15.07.2019 № 218-З и действуют с 27 июля 2019 г.

На сайте Минстройархитектуры размещены разъяснения требований Закона с учетом изменений в редакции от 15.07.2019 № 218-З.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы объектов производственной инфраструктуры, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (с учетом изменений в редакции от 15.07.2019 № 218-З)

Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, установлен пунктом 1 статьи 5 Закона.

Пунктом 2 статьи 5 Закона определены объекты, которые не являются объектами государственной экологической экспертизы.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона объектами государственной экологической экспертизы являются архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты (в том числе с внесенными изменениями в случае, если проектные решения в них превышают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, установленные в утвержденной проектной документации), на возведение, реконструкцию объектов производственной инфраструктуры (кроме комплекса зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих реализацию товаров, оказание услуг) в границах природных территорий, подлежащих специальной охране.

Статьей 1 Закона от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» определено, что производственная инфраструктураэто комплекс зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих производство, хранение и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Кроме этого, статьей 1 названного Закона даны определения инженерной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры.

Справочно.

Инженерная инфраструктура – это совокупность инженерных сетей, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, обеспечивающих подачу ресурсов (вода, энергия, информация и другие коммуникации) на объекты потребления и в случае необходимости отведение использованных ресурсов.

Социальная инфраструктура – это комплекс зданий, сооружений социального и бытового назначения, включая здания и сооружения организаций системы образования, культуры, искусства, физической культуры, спорта, здравоохранения, торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения.

Транспортная инфраструктура – это совокупность коммуникаций автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, предназначенных для движения транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов, в том числе продукции по территориям населенных пунктов и межселенным территориям.

Таким образом, к объектам производственной инфраструктуры, возводимых, реконструируемых в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, следует относить комплекс зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих производство, хранение товаров, выполнение работ.

С учетом принципов и подходов, предусмотренных Законом, к объектам государственной экологической экспертизы, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона, могут быть отнесены следующие объекты по возведению и реконструкции комплекса зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, входящие в состав объекта производственной инфраструктуры:

  • на которых предусматривается производство товаров по всем видам экономической деятельности;
  • на которых предусматривается хранение товаров (продукции, комплектующих, сырья и т.п.) (например, логистические центры, склады, хранилища, места перегрузки и хранения грузов и им подобные);
  • на которых предусматривается выполнение работ, сопутствующих функционированию основных производственных процессов (например, мастерские, предприятия автосервиса по ремонту и (или) техническому обслуживанию техники, автозаправочные станции, здания мойки автомобилей, вспомогательные помещения для комплектования деталей, заготовительные участки по резке материалов, литью и им подобные).

При этом не относятся к объектам государственной экологической экспертизы (в данном случае не рассматриваются объекты статьи 7 Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»):

  • объекты социальной инфраструктуры, такие, как жилые дома, объекты социально-гарантированного обслуживания, музеи для хранения предметов и коллекций, банки для хранения денежных средств, архивы для хранения документов, магазины с собственными подсобными помещениями для изготовления полуфабрикатов, выпечки и готовой продукции, холодильниками, камерами хранения для хранение товара, имущества покупателей и продуктов до их реализации, выставочные центры, объекты культового, спортивного назначения и иные. В составе данных объектов могут быть предусмотрены решения по их отоплению, вентиляции, водоснабжению (скважины) и иные проектные решения по функционированию, обеспечивающие потребность только этих зданий;
  • инженерной инфраструктуры, такие, как коммуникации по водоснабжению, водоотведению, электрические и тепловые сети, информационные сети и т.п., включая капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, обеспечивающие подачу ресурсов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры. К ним относятся, в том числе насосные станции, аварийно-регулирующие резервуары, станции обезжелезивания, очистные сооружения хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет менее 300 метров, и иные;
  • транспортной инфраструктуры, такие, как пути сообщения и сооружений внешнего, пригородного и городского транспорта внутри населенных пунктов, между населенными пунктами и прилегающими территориями, в том числе автомобильные парковки, отдельностоящие, пристроенные, встроенные гаражи-стоянки и стоянки автотранспортных средств, автовокзалы, автодромы и иные.

К объектам государственной экологической экспертизы не относятся объекты, расположенные в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, не входящие в состав объекта производственной инфраструктуры, на которых предусматривается оказание услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей населения, то есть исключительно для обслуживания населения, такие как предприятия автосервиса по ремонту и (или) техническому обслуживанию техники, автозаправочные станции, здания мойки автомобилей и иные.

Архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов производственной инфраструктуры могут разрабатываться на весь комплекс в целом или самостоятельными проектами на отдельные объекты, входящие в состав объекта производственной инфраструктуры.

В случае, если архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих производство, хранение товаров, выполнение работ, входящих в состав объекта производственной инфраструктуры, разрабатываются отдельными проектами, такая документация по ним подлежит государственной экологической экспертизе.

Обращаем внимание на следующее. В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 5 Закона государственной экологической экспертизе подлежат архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов, для которых требуется предоставление горного отвода.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы установок для сжигания топлива менее 100 мегаватт, расположенных в границах природных территорий, подлежащих специальной охране

Установки для сжигания топлива менее 100 мегаватт, расположенные в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, такие как котельные для производства пара, горячей воды и иные, подлежат государственной экологической экспертизе.

В случае, если установленная суммарная (тепловая и электрическая) мощность тепловых электростанций и других установок для сжигания топлива составляет 100 мегаватт и более, на основании подпункта 1.9 пункта 1 статьи 7 Закона они подлежат государственной экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Проведение государственной экологической экспертизы до вступления в силу Закона от 15 июля 2019 г. № 218-З (до 27.07.2019)

Согласно статье 2 Закона от 15 июля 2019 г. № 218-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» государственная экологическая экспертиза документации, представленной на государственную экологическую экспертизу до вступления в силу настоящего Закона, проводится в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.

Поэтому, при представлении документации (внесений изменений в документацию) в Центр на государственную экологическую экспертизу до 27.07.2019 экспертиза проводится в соответствии с требованиями Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», действовавшими до 27.07.2019.

Фактом предоставления документации на государственную экологическую экспертизу будет являться заявление, зарегистрированное в установленном порядке, и документы к нему согласно пункту 3.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совмина от 17 февраля 2012 года № 156. Срок осуществления административной процедуры не может превышать 30 дней.

Критерии отнесения предпроектных, проектных решений, оказывающих воздействием на компоненты природной среды

Воздействием на компоненты природной среды является:

  • выделение дополнительных земельных участков;
  • образование дополнительных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, изменение мест расположения источников выбросов независимо от увеличения/уменьшения объема выбросов, изменение качественных и количественных характеристик (параметров) выделений загрязняющих веществ и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • образование дополнительных объемов сточных вод, изменение показателей количества и качества химических и иных веществ в составе сточных вод;
  • образование дополнительных объемов образующихся отходов производства (за исключением образования только строительных отходов), изменение наименования и классов опасности отходов;
  • удаление газона без его восстановления либо с восстановлением на площади, меньше удаляемой;
  • снятие плодородного слоя почвы без его восстановления;
  • удаление, пересадка объектов растительного мира;
  • изъятие природных ресурсов;
  • изменение гидрологического режима территории и иные.

По информации официального сайта Минстройархитектуры.

Другие материалы по теме