Главная
Бератор
Новости
Ответы на ваши вопросы
Журналы
Горячие темы
Законодательство Сервисы Формы документов
В помощь сметчику
Словарь сметчика
Смежные темы
Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная
Бератор
Новости
Ответы на ваши вопросы
Журналы
Горячие темы
Законодательство Сервисы Формы документов
В помощь сметчику
Словарь сметчика
Смежные темы
Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 3)
Опубликовано: 28.08.2023 10:19 - 1239 просмотров
Другие материалы по теме

22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З (далее – Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Новации нормативного правового регулирования строительной отрасли прокомментировали в Минстройархитектуры. В основу Кодекса включены нормативные предписания Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).

Глава 6 «Нормирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» состоит из пяти статей. В ней закрепляются нормы о порядке нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в т.ч. с учетом норм Указа № 217, которым устанавливается новые виды ТНПА в строительстве, не относящихся к сфере действия Законов № 262-З и № 130-З:

  • строительные нормы Республики Беларусь, предназначенные для применения на обязательной основе и содержащие обязательные требования;
  • строительные правила Республики Беларусь, предназначенные для применения на добровольной основе.

Согласно п. 5 ст. 30 строительные нормы и правила являются ТНПА, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации, разрабатываются и утверждаются Минстройархитектуры.

Подп. 1.27 п. 1 ст. 1 Закона № 262-З определено, что ТНПА в области технического нормирования и стандартизации – технические регламенты Республики Беларусь, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, общегосударственные классификаторы, технические условия, стандарты организаций.

Обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном (территориальном) планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, разработке проектной документации и осуществлении строительной деятельности не могут устанавливаться в иных ТНПА, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, кроме строительных норм и правил, а также в технических регламентах Республики Беларусь, технических кодексах установившейся практики, государственных стандартах, общегосударственных классификаторах Республики Беларусь (п. 7 ст. 30).

После введения в действие строительных норм и правил обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, содержащиеся в ТНПА, не являющихся строительными нормами и правилами, не будут применяться.

Исполнителями работ по разработке строительных норм, строительных правил могут являться научно-исследовательские, проектные организации, подчиненные Минстройархитектуры, технические комитеты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Положение об этих технических комитетах и их составы утверждаются Минстройархитектуры (ст. 32). Учитывая вышеизложенное, положения Закона № 262-З не распространяют свое действие на регулирование строительных норм и правил в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, а также в части компетенции на установление порядка создания и деятельности технических комитетов.

Строительные нормы Республики Беларусь содержат обязательные требования в области безопасности зданий и сооружений. Строительные правила содержат правила достижения обязательных требований строительных норм, технические правила по производству работ, проведению инженерных изысканий, обследованию зданий и сооружений.

Специфика нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности заключается в совокупности действия как ТНПА, предусмотренных Указом № 217, основанных на принципах обязательности требований к зданиям и сооружениям, обеспечивающих безопасность при строительстве и последующей эксплуатации, их проектирование, строительство, монтаж и добровольности правил их достижения, так и ТНПА, относящихся к сфере регулирования Закона № 262-З, которым установлены требования к объектам технического нормирования и стандартизации – продукции или связанным с техническими требованиями к продукции процессам, методам испытаний, контроля строительных материалов и изделий.

Указанные ТНПА образуют систему и требуют закрепления на законодательном уровне определения нормирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Планирование деятельности по нормированию в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Минстройархитектуры путем утверждения перечня работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в разрезе источников финансирования в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных Минстройархитектуры на строительство и архитектуру, и иных источников, не запрещенных законодательством.

Кодексом предусмотрено, что порядок разработки строительных норм и строительных правил, их утверждения, применения определяется Совмином (подп. 1.16 п. 1 ст. 21).

Также в Кодексе закреплено, что строительные нормы и строительные правила до их утверждения Минстройархитектуры, а также вносимые в них изменения, подлежат согласованию с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, в соответствии с их компетенцией, а в случаях, определенных Совмином, – с Межведомственным советом по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства.

Данная редакция обусловлена практикой применения соответствующих положений Указа № 217, в т.ч. необходимостью корректировки полномочий Межведомственного совета по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства с учетом практики его работы, что возможно осуществить только при соответствующем изменении норм.

Кодексом также закреплен принцип самообязывания. Данный принцип заключается в том, что если субъект архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в добровольном порядке заявил о соответствии проектной документации строительным правилам или о соблюдении строительных правил при осуществлении вышеуказанной деятельности, выполнении работ или оказании услуг, использовав для этих целей обозначения строительных правил (сделав ссылку на них) в проектной или иной документации, договорах либо заявив об этом иным способом, положения этих строительных правил для него становятся обязательными для соблюдения, поскольку он сам добровольно так пожелал (п. 8 ст. 30).

Кодексом предусмотрено, что решения о возможности обоснованных отступлений от обязательных для соблюдения требований строительных норм, положений строительных правил, если их положения стали обязательными в соответствии с п. 8 ст. 30 Кодекса, принимаются Минстройархитектуры. Как будут осуществляться такие отступления, установит Минстройархитектуры (п. 9 ст. 30).

В настоящее время подп. 3.14.7 п. 3 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548, предусмотрена административная процедура «Согласование отступлений от требований технических нормативных правовых актов, утверждаемых Минстройархитектуры», и разработан регламент осуществления этой административной процедуры, утвержденный постановлением Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 10.

При рассмотрении вопросов согласования отступлений от требований ТНПА должны быть представлены компенсирующие мероприятия по конкретному объекту проектирования и строительства.

Под компенсирующими мероприятиями по конкретному объекту проектирования и строительства понимаются меры по нейтрализации (минимизации и устранению) негативных последствий при несоблюдении нормативных требований как в отношении объекта проектирования и строительства, так и в отношении иных объектов, в т.ч. существующих.

Статьей 32 определено, что порядок создания и деятельности технических комитетов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности утверждается Минстройархитектуры. Технические комитеты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:

  • осуществляют подготовку предложений о разработке, изменении и отмене строительных норм и правил, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • разрабатывают и (или) участвуют в разработке строительных норм и правил, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и осуществляют иные функции.

В ст. 29 содержатся нормы, определяющие национальный комплекс ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. При этом, национальный комплекс формируется как открытый для дальнейшего развития единый перечень ТНПА, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, разрабатываемых на общей научно-технической и методической основе, обеспечивающий:

  • безопасность строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, объектов в процессе их производства, строительства и эксплуатации для жизни и здоровья людей;
  • надежность и качество строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, систем инженерного обеспечения, зданий и сооружений;
  • защиту объектов и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • энергоэффективность строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, систем инженерного обеспечения, объектов и рациональное использование ресурсов (ресурсосбережение).

Определены виды ТНПА, которые разрабатываются в составе национального комплекса, а именно:

  • технические регламенты Республики Беларусь;
  • технические кодексы установившейся практики;
  • строительные нормы;
  • строительные правила;
  • государственные стандарты Республики Беларусь;
  • методические документы в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Создание национального комплекса возлагается на Минстройархитектуры. Определяется структура национального комплекса. На ведомство возлагается организация разработки строительных норм и правил. Национальный комплекс ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности необходим для определения четких границ технического регулирования, которое осуществляет Минстройархитектуры через ТНПА и не исключает наличие этих ТНПА в общем Национальном фонде. Целями Национального фонда технических нормативных правовых актов, созданного в соответствии с Законом № 262-З, являются библиотека и информирование.

Минстройархитектуры обеспечивает разработку методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и утверждает их (подп. 1.17 п. 1 ст. 22).

Согласно ст. 31 официальное распространение (предоставление) строительных норм, строительных правил и информации о них осуществляют:

  • Минстройархитектуры и (или) уполномоченные им государственные организации;
  • Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;
  • Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

Минстройархитектуры осуществляет официальное распространение (предоставление) строительных норм, строительных правил и информации о них на безвозмездной основе путем размещения (опубликования) текстов таких актов, информации о них на своем официальном сайте, предоставления текстов строительных норм, строительных правил и информации о них для ознакомления в установленном Минстройархитектуры порядке.

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь осуществляет официальное распространение (предоставление) строительных норм, строительных правил и информации о них в соответствии с Указом от 16.07.2007 № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов».

Национальный центр правовой информации осуществляет официальное распространение (предоставление) строительных норм, включенных в эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, информации о них в соответствии с актами законодательства о распространении (предоставлении) правовой информации.

Официальное распространение (предоставление) строительных норм, строительных правил и информации о них может осуществляться на возмездной основе государственными организациями, уполномоченными Минстройархитектуры, в т.ч. в составе баз и банков данных, иных информационных ресурсов, включая информационные ресурсы, размещаемые в глобальной компьютерной сети Интернет.

При официальном распространении (предоставлении) строительных норм, строительных правил должна обеспечиваться идентификация их официальных изданий, а также защита права официального распространения строительных норм, строительных правил следующими знаками идентификационной защиты:

  • голографическая марка или идентификационный знак Минстройархитектуры (для печатных изданий), размещаемые в правом углу первой страницы титульного листа строительных норм, строительных правил;
  • идентификационная надпись и (или) QR-код с наименованием юридического лица (индивидуального предпринимателя, физического лица), которому строительные нормы, строительные правила реализованы (предоставлены).

Не допускаются к распространению (предоставлению) строительные нормы и строительные правила, в которых допущены ошибки при их изготовлении и нанесении знаков идентификационной защиты.

Раздел IV Кодекса регулирует вопросы аттестации в строительстве, освидетельствования системы производственного контроля, обеспечения требований безопасности объектов и состоит из статей, в которых содержатся нормы по вопросам аттестации, освидетельствования системы производственного контроля, обеспечения требований безопасности объектов.

Так, Главами 7 и 8 определены вопросы правового регулирования аттестации юридических лиц, Ип, а также руководителей, специалистов юридических лиц и ИП, физических лиц, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. В данных главах содержатся статьи, регулирующие порядок выдачи аттестатов соответствия (их дубликатов), квалификационных аттестатов (их дубликатов), сроки действия аттестатов соответствия и квалификационных аттестатов.

В статье 34 определяется порядок проведения внеочередной аттестации юридических лиц и ИП, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, основания для ее проведения.

Также закрепляются нормы, содержащие основания и порядок прекращения действия аттестатов соответствия в отношении юридических лиц и ИП (статья 36), а также квалификационных аттестатов в отношении руководителей и специалистов, физических лиц (статья 41). Кроме того, содержатся нормы о порядке ведения уполномоченной организацией по аттестации реестров аттестатов соответствия и квалификационных аттестатов, также определены последствия осуществления деятельности без наличия аттестата соответствия, что влечет за собой ответственность. В настоящее время Указом от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (Указ № 26) предусмотрено, что деятельность без наличия аттестата соответствия запрещена (ст. 13.3 КоАП).

Статьей 43 Кодекса определяется порядок проведения освидетельствования системы производственного контроля. Устанавливается требование, что до начала осуществления деятельности в области строительства при выполнении строительных работ, при производстве строительной продукции, от которых зависит безопасность объектов строительства, субъект хозяйствования должен создать систему производственного контроля в целях обеспечения контроля соблюдения технологии, обеспечения единства и достоверности результатов испытаний и контроля. Система производственного контроля субъекта хозяйствования направлена, в первую очередь, на обеспечение качества и контроля выполняемых работ в строительстве и выпускаемой строительной продукции на всех стадиях производства путем проведения входного, операционного, приемочного и периодического контроля. За Минстройархитектуры закрепляется функция по определению порядка освидетельствования системы производственного контроля. Такой порядок действует в настоящее время и регулируется ТНПА.

Кодексом предусмотрено, что порядок освидетельствования системы производственного контроля юридического лица, ИП, выполняющего работы, оказывающего услуги в строительстве, осуществляющего выпуск строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, критерии освидетельствования, сроки проведения периодического и внеочередного освидетельствования, ведения реестра свидетельств, критерии оценки и область деятельности назначаемого уполномоченного органа по освидетельствованию системы производственного контроля определяются Минстройархитектуры.

Порядок выдачи свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля юридических лиц, ИП, осуществляющих производство строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, выполняющих работы в строительстве, определяется законодательством об административных процедурах.

Статьей 44 устанавливаются нормы, регулирующие обеспечение требований безопасности объектов. Так, устанавливается требование, что проектирование зданий и сооружений должно осуществляться таким образом и построены эти здания и сооружения должны из таких строительных материалов, строительных изделий и строительных конструкций, а также с соблюдением установленных требований к выполнению работ в строительстве, чтобы в течение нормативного срока эксплуатации обеспечивалось соблюдение требований безопасности, в т.ч.:

  • требований об обеспечении:
  • механической прочности и устойчивости капитальных строений (зданий, сооружений);
  • пожарной, промышленной, ядерной, радиационной, энергетической безопасности;
  • защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • экономии энергии и тепловой защиты;
  • санитарно-эпидемиологических требований;
  • нормативов в области охраны окружающей среды.

Кодексом предусмотрено, что порядок освидетельствования системы производственного контроля юридического лица, ИП, выполняющего работы, оказывающего услуги в строительстве, осуществляющего выпуск строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, критерии освидетельствования, сроки проведения периодического и внеочередного освидетельствования, ведения реестра свидетельств, критерии оценки и область деятельности назначаемого уполномоченного органа по освидетельствованию системы производственного контроля определяются Минстройархитектуры.

Порядок выдачи свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля юридических лиц, ИП, осуществляющих производство строительных материалов, строительных изделий, строительных конструкций, выполняющих работы в строительстве, определяется законодательством об административных процедурах.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь.