Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Минприроды: разъяснения отдельных требований Закона № 399-З
4.9
Опубликовано: 05.08.2021 10:38 - 289 просмотров

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы проектной документации по объектам производственной инфраструктуры, установленных абзацем третьим п. 1.3 ст. 5 Закона от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон № 399-З).

В соответствии с абзацем третьим подп. 1.3 ст. 5 Закона № 399-З объектами государственной экологической экспертизы являются архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты (в т. ч. с внесенными изменениями в случае, если проектные решения в них превышают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, установленные в утвержденной проектной документации), на возведение, реконструкцию объектов производственной инфраструктуры (кроме комплекса зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих реализацию товаров, оказание услуг) в границах природных территорий, подлежащих специальной охране

Статьей 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) определено, что производственная инфраструктураэто комплекс зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих производство, хранение и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Кроме этого, ст. 1 Закона № 300-З даны также определения инженерной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры:

  • инженерная инфраструктура – это совокупность инженерных сетей, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, обеспечивающих подачу ресурсов (вода, энергия, информация и другие коммуникации) на объекты потребления и в случае необходимости отведение использованных ресурсов;
  • социальная инфраструктура – это комплекс зданий, сооружений социального и бытового назначения, включая здания и сооружения организаций системы образования, культуры, искусства, физической культуры, спорта, здравоохранения, торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения;
  • транспортная инфраструктура – это совокупность коммуникаций автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, предназначенных для движения транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов, в т. ч. продукции по территориям населенных пунктов и межселенным территориям.

Таким образом, к объектам производственной инфраструктуры, возводимых, реконструируемых в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, следует относить комплекс зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих производство, хранение товаров, выполнение работ.

С учетом принципов и подходов, предусмотренных Законом № 399-З, к объектам государственной экологической экспертизы, указанным в п. 1.3 ст. 5 Закона № 399-З, могут быть отнесены следующие объекты по возведению и реконструкции комплекса зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, входящие в состав объекта производственной инфраструктуры:

  • на которых предусматривается производство товаров по всем видам экономической деятельности;
  • на которых предусматривается хранение товаров (продукции, комплектующих, сырья и т. п.) (например, логистические центры, склады, хранилища, места перегрузки и хранения грузов и им подобные);
  • на которых предусматривается выполнение работ, сопутствующих функционированию основных производственных процессов (например, мастерские, предприятия автосервиса по ремонту и (или) техническому обслуживанию техники, автозаправочные станции, здания мойки автомобилей, вспомогательные помещения для комплектования деталей, заготовительные участки по резке материалов, литью и им подобные).

При этом не относятся к объектам государственной экологической экспертизы (в данном случае не рассматриваются объекты ст. 7 Закона № 399-З):

  • объекты социальной инфраструктуры, такие, как жилые дома, объекты социально-гарантированного обслуживания, музеи для хранения предметов и коллекций, банки для хранения денежных средств, архивы для хранения документов, магазины с собственными подсобными помещениями для изготовления полуфабрикатов, выпечки и готовой продукции, холодильниками, камерами хранения для хранение товара, имущества покупателей и продуктов до их реализации, выставочные центры, объекты культового, спортивного назначения и иные. В составе данных объектов могут быть предусмотрены решения по их отоплению, вентиляции, водоснабжению (скважины) и иные проектные решения по функционированию, обеспечивающие потребность только этих зданий;
  • инженерной инфраструктуры, такие, как коммуникации по водоснабжению, водоотведению, электрические и тепловые сети, информационные сети и т. п., включая капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, обеспечивающие подачу ресурсов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры. К ним относятся, в т. ч. насосные станции, аварийно-регулирующие резервуары, станции обезжелезивания, очистные сооружения хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет менее 300 м, и иные;
  • транспортной инфраструктуры, такие, как пути сообщения и сооружений внешнего, пригородного и городского транспорта внутри населенных пунктов, между населенными пунктами и прилегающими территориями, в т. ч. автомобильные парковки, отдельно стоящие, пристроенные, встроенные гаражи-стоянки и стоянки автотранспортных средств, автовокзалы, автодромы и иные.

К объектам государственной экологической экспертизы относятся установки для сжигания топлива суммарной (тепловой и электрической) мощностью менее 100 мегаватт, расположенные в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, предназначенные для теплоснабжения квартала (микрорайона) жилой застройки, включая объекты социальной инфраструктуры.

К объектам государственной экологической экспертизы не относятся объекты, расположенные в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, не входящие в состав объекта производственной инфраструктуры, на которых предусматривается оказание услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей населения, то есть исключительно для обслуживания населения, такие как предприятия автосервиса по ремонту и (или) техническому обслуживанию техники, автозаправочные станции, здания мойки автомобилей и иные.

Архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов производственной инфраструктуры могут разрабатываться на весь комплекс в целом или самостоятельными проектами на отдельные объекты, входящие в состав объекта производственной инфраструктуры.

В случае, если архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих производство, хранение товаров, выполнение работ, входящих в состав объекта производственной инфраструктуры, разрабатываются отдельными проектами, такая документация по ним подлежит государственной экологической экспертизе.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы предпроектной (предынвестиционной), проектной документации объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З.

К объектам государственной экологической экспертизы  относятся:

  • предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З (за исключением размещаемых в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительными проектами детального планирования капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, объектов, предпроектная (предынвестиционная) документация на которые разрабатывается в форме задания на проектирование, объектов, указанных в п. 2 ст. 7 Закона № 399-З) (абзац третий п. 1.2 ст. 5 Закона № 399-З);
  • архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты (в т. ч. с внесенными изменениями в случае, если проектные решения в них превышают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, установленные в утвержденной проектной документации) на возведение, реконструкцию объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З (за исключением объектов, указанных в п. 2 ст. 7 Закона № 399-З) (абзац второй п. 1.3 ст. 5 Закона № 399-З).

В случае, если проектная документация по объектам не входит в перечень объектов п. 2 ст. 5 Закона № 399-З, предпроектная (предынвестиционная) документация, а также проектная документация по ним независимо от увеличения/уменьшения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и объемов использования природных ресурсов, установленных в предпроектной (предынвестиционной) документации, подлежит государственной экологической экспертизе.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы предпроектной (предынвестиционной), проектной документации на застройку.

Застройка – совместные возведение, реконструкция на определенной территории капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, связанных единством объемно-планировочных, технологических решений и очередностью осуществления (п. 3-1 ст. 1 Закона № 399-З).

К объектам государственной экологической экспертизы относятся:

  • предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку (абзац второй п. 1.2 ст. 5 Закона № 399-З);
  • архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на застройку (в т. ч. с внесенными изменениями) в случае, если проектные решения в них не обеспечивают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, указанные в заключениях государственной экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации (п. 1.4 ст. 5 Закона № 399-З).

Если разработка предпроектной (предынвестиционной) документации на застройку не предусматривается, с учетом принципов и подходов, предусмотренных Законом № 399-З, проекты на застройку (в т. ч. с внесенными изменениями) не относятся к объектам государственной экологической экспертизы.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы предпроектной (предынвестиционной), проектной документации по магистральному трубопроводному транспорту.

Магистральный трубопроводный транспорт с диаметром трубопроводов 500 мм и более относится к объектам, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду и, соответственно, предпроектная (предынвестиционная), проектная документация по нему подлежит государственной экологической экспертизе  (п. 1.11 ст. 7 Закона № 399-З).

Правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области магистрального трубопроводного транспорта, используемого для транспортировки нефти, природного газа, нефтяного (попутного) газа, других жидких и газообразных углеводородов, нефтепродуктов устанавливает Закон от 09.01.2002 № 87-З «О магистральном трубопроводном транспорте».

О необходимости разработки проекта обоснования границ горного отвода для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Пунктом 1 ст. 17 Кодекса о недрах предусмотрено, что собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране и использовании земель, законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в границах предоставленных им земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов, без предоставления горного отвода имеют право осуществлять, в т. ч.:

  • строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на глубину до пяти метров (п.2);
  • использование полезных ископаемых, извлеченных из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанных с пользованием недрами (п. 1.3).

В соответствии с п. 11 ст. 33 Кодекса о недрах предоставление горного отвода не требуется при проведении работ по строительству подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанных с пользованием недрами.

Например, если планируется размещение подземных сооружений (кабельной линии 10 кВ или канализационной сети) на глубине более 5 метров, в установленном ст. 33 Кодекса о недрах порядке оформляется горный отвод для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Например, при строительстве подземных частей наземных зданий (жилой дом), оформление акта, удостоверяющего горный отвод, не требуется.

Критерии, по которым при реконструкции объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, не проводится оценка воздействия на окружающую среду.

Критерии, по которым при реконструкции объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, не проводится оценка воздействия на окружающую среду, установлены п. 5 ст. 19 Закона № 399-З.

Так, не проводится оценка воздействия на окружающую среду при реконструкции объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З, в случае, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение каждого из следующих условий:

  • не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на 5 % от первоначально утвержденной проектной документацией;
  • не планируется увеличения объемов сточных вод более чем на 5 % от первоначально утвержденных проектной документацией;
  • не планируется предоставления дополнительного земельного участка;
  • не планируется изменения назначения объекта.

Таким образом, при разработке проектной (предпроектной) документации по реконструкции объекта, полученный суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объем сточных вод необходимо сравнивать с первоначально утвержденной проектной документацией по этому объекту. Иные документы, в т. ч. акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в данном случае законодательством не предусмотрены.

Согласно п. 14 Правил работы с научно-технической документацией в организациях Республики Беларусь, утвержденных постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совмине от 06.11.2003 № 38, в редакции от 24.05.2012 № 144 (далее – Правила № 38) проектная документация в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности относится к научно-технической документации (далее – НТД). Срок временного хранения НТД составляет 25 лет. Это установлено п. 161 Правил № 38 и ст. 20 Закона от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь». После истечения срока временного хранения НТД передается на постоянное хранение в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом.

Критерии отнесения предпроектных, проектных решений, оказывающих воздействие на компоненты природной среды

Воздействием на компоненты природной среды является:

  • выделение дополнительных земельных участков;
  • образование дополнительных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, изменение мест расположения источников выбросов независимо от увеличения/уменьшения объема выбросов, изменение качественных и количественных характеристик (параметров) выделений загрязняющих веществ и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • образование дополнительных объемов сточных вод, изменение показателей количества и качества химических и иных веществ в составе сточных вод;
  • образование дополнительных объемов образующихся отходов производства (за исключением образования только строительных отходов), изменение наименования и классов опасности отходов;
  • удаление газона без его восстановления либо с восстановлением на площади, меньше удаляемой;
  • снятие плодородного слоя почвы без его восстановления;
  • удаление, пересадка объектов растительного мира;
  • изъятие природных ресурсов;
  • изменение гидрологического режима территории и иные.

 

По информации официального сайта Минприроды

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос