Главная
Бератор
Новости
Ответы на ваши вопросы
Журналы
Горячие темы
Законодательство Сервисы Формы документов
В помощь сметчику
Словарь сметчика
Смежные темы
Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная
Бератор
Новости
Ответы на ваши вопросы
Журналы
Горячие темы
Законодательство Сервисы Формы документов
В помощь сметчику
Словарь сметчика
Смежные темы
Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Минприроды разъясняет изменения законодательства о государственной экологической экспертизе
Опубликовано: 24.05.2024 10:24 - 468 просмотров
Другие материалы по теме

С 23 января 2024 г. вступил в силу Закон от 17.07.2023 № 296-З «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду», которым скорректирован перечень объектов государственной экологической экспертизы, а также перечень объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС).

Появляются объекты, которые после 23.01.2024 относятся к объектам ОВОС (например, объекты хозяйственной и иной деятельности в границах городских лесов, парков, скверов, на которых планируемая хозяйственная и иная деятельность связана с удалением деревьев в количестве 300 штук и более), соответственно, предпроектная (предынвестиционная), проектная документация по ним подлежит государственной экологической экспертизе.

Также после 23.01.2024 из объектов государственной экологической экспертизы исключается ряд объектов, например, схемы землеустройства районов, проекты внутрихозяйственного землеустройства, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них; архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов, для которых требуется предоставление горного отвода; архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение, реконструкцию объектов производственной инфраструктуры на выполнение работ и другие.

После 23.01.2024:

  1. Представление предпроектной (предынвестиционной), проектной и иной документации, которая не относится к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с Законом от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» в редакции от 17.07.2023 № 296-З (далее – Закон), в т.ч. документации, в составе которой проводилась ОВОС, но ее разработка начата до 23.01.2024, осуществляется по решению заказчика.
  2. Представление предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, при разработке которой требуется проведение ОВОС в соответствии с Законом, но задание на разработку такой документации было утверждено ранее и разработка документации начата до 23.01.2024, когда требование по проведению ОВОС не было предусмотрено нормами Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» в редакции от 15.07.2019, осуществляется в следующем порядке:
  • ОВОС не требуется, но может быть проведена по решению заказчика, предпроектная (предынвестиционная), проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе;
  • если разработка предпроектной (предынвестиционой) документации осуществлена до 23.01.2024, а разработка проектной документации начата после 23.01.2024, соответственно, ОВОС проводится на стадии разработки проектной документации, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • если разработка проектной документации начата до 23.01.2024 и завершена после 23.01.2024, такие объекты ОВОС не подлежат, но ОВОС может быть проведена по решению заказчика, проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы, установленным в подп. 1.4 п. 1 ст. 5 Закона, проектной документации по объектам производственной инфраструктуры.

В соответствии с подп. 1.4 п. 1 ст. 5 Закона объектами государственной экологической экспертизы являются архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов производственной инфраструктуры, обеспечивающих производство, хранение товаров, и (или) объектов для получения электрической, тепловой энергии в границах природных территорий, подлежащих специальной охране (за исключением объектов, определенных абз. 2 – 7 подп. 1.4 п. 1).

Таким образом, к объектам производственной инфраструктуры, предусмотренным к возведению, реконструкции, модернизации, технической модернизации в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, следует относить объекты производственного назначения, обеспечивающие производство и хранение товаров.

С учетом принципов и подходов, предусмотренных Законом, к объектам государственной экологической экспертизы следует относить объекты:

  • на которых предусматривается производство товаров по всем видам экономической деятельности;
  • на которых предусматривается хранение товаров (продукции, комплектующих, сырья и т.п.), например, логистические центры, склады, хранилища, места перегрузки и хранения грузов и им подобные.

При этом не относятся к объектам государственной экологической экспертизы (в данном случае не рассматриваются объекты ст. 7 Закона):

  • объекты социальной инфраструктуры, такие как объекты социального и бытового назначения (объекты организаций системы образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства), например, музеи для хранения предметов и коллекций, банки для хранения денежных средств, архивы для хранения документов, магазины с собственными подсобными помещениями для изготовления полуфабрикатов, выпечки и готовой продукции, холодильниками, камерами хранения для хранения товара, имущества покупателей и продуктов до их реализации, выставочные центры, объекты культового назначения, объекты автосервиса по ремонту и (или) техническому обслуживанию техники, автозаправочные станции, здания мойки автомобилей и иные, а также объекты жилищного строительства (жилые дома, общежития). В составе данных объектов могут быть предусмотрены решения по их отоплению, вентиляции, водоснабжению (водозаборные скважины) и иные проектные решения по функционированию, обеспечивающие потребность только этих зданий.

Если по решению заказчика автозаправочные станции будут отнесены к производственной инфраструктуре, на которой осуществляется хранение топлива, проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе;

  • объекты инженерной инфраструктуры, такие как коммуникации по водоснабжению, водоотведению, электрические и тепловые сети, информационные сети и т.п., включая иные объекты, изолированные помещения, обеспечивающие подачу ресурсов (вода, энергия, информация и другие ресурсы) на объекты потребления и отведение использованных ресурсов. К ним относятся в т.ч. насосные станции, аварийно-регулирующие резервуары, станции обезжелезивания, канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет менее 300 м (т.е. 15, 20, 30, 100, 150, 200 м), а также если такие базовые размеры санитарно-защитной зоны (15, 20, 30, 100, 150, 200 м) изменяются (увеличиваются или уменьшаются) на основании расчетов, обеспечивающих соблюдение установленных гигиенических нормативов и приемлемых уровней риска для жизни и здоровья населения на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами;
  • объекты транспортной инфраструктуры, такие как автомобильные дороги нереспубликанского значения, железнодорожные пути необщего пользования, аэродромы и аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой менее 1 500 м, автомобильные парковки, отдельно стоящие, пристроенные, встроенные гаражи-стоянки и стоянки автотранспортных средств, автовокзалы с камерами хранения багажа, автодромы и иные.

Архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов производственной инфраструктуры могут разрабатываться на весь комплекс в целом или самостоятельными проектами на отдельные здания, сооружения, входящие в состав объекта производственной инфраструктуры. В этом случае такая документация (самостоятельный проект на отдельное здание, сооружение, входящее в состав объекта производственной инфраструктуры) подлежит государственной экологической экспертизе.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы, установленным в подп. 1.2 и 1.5 п. 1 ст. 5 Закона, предпроектной (предынвестиционной), проектной документации на застройку.

Застройка – совместные возведение, реконструкция на определенной территории капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, связанных единством объемно-планировочных, технологических решений и очередностью осуществления (п. 3-1 ст. 1 Закона).

К объектам государственной экологической экспертизы относятся:

  • предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку, в том числе изменения, вносимые в нее, за исключением застройки территории садоводческих товариществ (подп. 1.2 п. 1 ст. 5 Закона);
  • архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на застройку (в т.ч. изменения, вносимые в них) в случае, если предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации или ее разработка не является обязательной в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением застройки территории садоводческих товариществ (подп. 1.5 п. 1 ст. 5 Закона).

В случае изменения проектных решений на стадии разработки проектной документации на застройку (т.е. отличных от проектных решений, предусмотренных в предпроектной документации на застройку, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы), при отсутствии требований в нормативных правовых актах и технических нормативных правовых актах в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности необходимости внесения изменений в предпроектную документацию на застройку проектная документация на застройку государственной экологической экспертизе не подлежит.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы, установленным в подп. 1.6 п. 1 ст. 5 Закона, проектной документации на снос объектов, указанных в подп. 1.1 – 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 п. 1 ст. 7 Закона.

В соответствии с подп. 1.6 п. 1 ст. 5 Закона объектами государственной экологической экспертизы являются архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на снос объектов, указанных в подп. 1.1 – 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 п. 1 ст. 7 Закона.

То есть, к объектам государственной экологической экспертизы относится проектная документация, если видом строительной деятельности является снос объектов, указанных в подп. 1.1 – 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 п. 1 ст. 7 Закона.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы, установленным в подп. 1.8 п. 1 ст. 5 Закона, проектной документации на пользование недрами по объектам, для которых требуется предоставление горного отвода.

В соответствии с подп. 1.8 п. 1 ст. 5 Закона объектами государственной экологической экспертизы является проектная документация на пользование недрами по объектам, для которых требуется предоставление горного отвода, за исключением проектной документации на строительство и эксплуатацию одиночных водозаборов для добычи подземных вод.

То есть, к объектам государственной экологической экспертизы относится проектная документация на пользование недрами с учетом требований Кодекса о недрах.

Пунктом 29-1 ст. 1 Кодекса о недрах дано определение «одиночный водозабор», т.е. это одиночная буровая скважина, предназначенная для добычи подземных вод.

Поэтому, если проектируется основная буровая скважина совместно с резервной буровой скважиной, такой водозабор не является одиночным.

В случае разработки архитектурных или при одностадийной разработке проектной документации строительных проектов, в составе которых требуется предоставление горного отвода (например, возведение, реконструкция, модернизация инженерной инфраструктуры), при отсутствии отнесения такой проектной документации к объектам государственной экологической экспертизы по иным основаниям она государственной экологической экспертизе не подлежит.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы очередей строительства, предусмотренных в проектной документации.

Законом не установлено требование о представлении на государственную экологическую экспертизу проектной документации по каждой очереди строительства. Поэтому, если проектная документация разрабатывается отдельными очередями строительства, заказчик совместно с разработчиком самостоятельно принимают решение о представлении на государственную экологическую экспертизу каждой очереди проектной документации либо о представлении проектной документации в целом.

В этом случае необходимо учитывать норму п. 3 ст. 15 Закона, устанавливающую, что реализация проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы, в т.ч. с особыми условиями реализации проектных решений, а также в случае невыполнения особых условий реализации проектных решений, установленных в положительном заключении государственной экологической экспертизы, запрещается.

Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы предпроектной (предынвестиционной), проектной документации объектов, указанных в ст. 7 Закона (т.е. указанных в перечне объектов, по которым проводится ОВОС).

К объектам государственной экологической экспертизы относятся:

  • предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, указанных в ст. 7 настоящего Закона, для которых проводится ОВОС (подп. 1.3 п. 1 ст. 5 Закона, за исключением объектов, определенных абз. 2 – 7 этого подпункта);
  • архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в ст. 7 Закона (подп. 1.4 п. 1 ст. 5 Закона, за исключением объектов, определенных абз. 2 – 7 этого подпункта).

Таким образом, являются объектом государственной экологической экспертизы:

  • предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию тех объектов, по которым проводилась ОВОС (т.е., если ОВОС не проводилась, так как выполнены условия п. 4 ст. 19 Закона, в этом случае предпроектная (предынвестиционная) документация государственной экологической экспертизе не подлежит);
  • проектная документация на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, по которым проводилась ОВОС, а также если не проводилась ОВОС при выполнении условий п. 4 ст. 19 Закона;
  • предпроектная (предынвестиционная) документация по объектам, по которым проводилась ОВОС, а также проектная документация по ним, независимо от увеличения/уменьшения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и объемов использования природных ресурсов, установленных в предпроектной (предынвестиционной) документации.

Абзацами 2 – 7 подп. 1.3 п. 1 ст. 5 Закона установлены объекты, которые не подлежат государственной экологической экспертизе, в т.ч. капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, размещаемых в соответствии с утвержденными в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, генеральными планами поселков городского типа и сельских населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования.

Учитывая, что капитальные строения (здания, сооружения) жилищного и социально-культурного назначения не могут функционировать без транспортной и инженерной инфраструктуры, предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренной к размещению в соответствии с утвержденными генеральными планами поселков городского типа и сельских населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, государственной экологической экспертизе не подлежит.

Отнесение к объектам ОВОС объектов, указанных в п. 1 ст. 7 Закона.

Объекты, для которых проводится ОВОС, определены п. 1 ст. 7 Закона, который состоит из 39 подпунктов:

подп. 1.1 – 1.37 устанавливают определенный перечень объектов ОВОС;

подп. 1.38 и 1.39 устанавливают объекты, не указанные в подп. 1.1 – 1.37, т.е. нормы подп. 1.38 и 1.39 действуют, если объект проектирования не указан (не перечислен) в перечне объектов подп. 1.1 – 1.37.

Отнесение к объектам ОВОС объектов, указанных в подп. 1.38 п. 1 ст. 7 Закона.

Подп. 1.38 п. 1 ст. 7 Закона установлено, что ОВОС подлежат объекты, не указанные в подп. 1.1 – 1.37 настоящего пункта, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) составляет 300, 500, 1 000 м, в т.ч. в случае его изменения, за исключением объектов сельскохозяйственного назначения, на которых не планируется осуществлять экологически опасную деятельность.

То есть, ОВОС подлежат объекты:

  • у которых базовый размер СЗЗ составляет 300, 500, 1 000 м согласно специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, утвержденным постановлением Совмина от 11.12.2019 № 847;
  • у которых базовый размер СЗЗ 300, 500, 1 000 м изменяется (увеличивается или уменьшается) на основании расчетов, обеспечивающих соблюдение установленных гигиенических нормативов и приемлемых уровней риска для жизни и здоровья населения на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами.

Отнесение к объектам ОВОС объектов, указанных в подп. 1.33 п. 1 ст. 7 Закона.

Подп. 1.33 п. 1 ст. 7 Закона установлено, что ОВОС подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности в границах городских лесов, парков, скверов, на которых планируемая хозяйственная и иная деятельность связана с удалением деревьев в количестве 300 штук и более (за исключением объектов, определенных абзацами 2 – 4 этого подпункта).

Земельные участки, являющиеся городским лесом, парком, сквером, должны определяться:

  • государственной регистрацией земельного участка;
  • по данным геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь (ЗИС);
  • по принятым местными исполнительными и распорядительными органами решениям, распоряжениям о создании парка, сквера;
  • по данным, включенным в Схемы озелененных территорий общего пользования, как существующие городские леса, парки, скверы (неперспективные).

Отнесение к объектам ОВОС магистрального трубопроводного транспорта, указанного в подп. 1.9 п. 1 ст. 7.

Подп. 1.9 п. 1 ст. 7 Закона установлено, что магистральный трубопроводный транспорт с диаметром трубопроводов 500 миллиметров и более относится к объектам, для которых проводится ОВОС и, соответственно, предпроектная (предынвестиционная), проектная документация по нему подлежит государственной экологической экспертизе.

Правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области магистрального трубопроводного транспорта, используемого для транспортировки нефти, природного газа, нефтяного (попутного) газа, других жидких и газообразных углеводородов, нефтепродуктов, устанавливает Закон от 09.01.2002 № 87-З «О магистральном трубопроводном транспорте».

Критерии, при которых по объектам, указанным в ст. 7 Закона, не проводится ОВОС.

Не проводится ОВОС при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации на территории заказчика объектов, указанных в ст. 7 Закона, в случае, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение критериев, установленных подп. 4.1 – 4.4 п. 4 ст. 19 Закона.

Подп. 4.1 и 4.2 п. 4 ст. 19 Закона определено, что сравнение по отношению к 5 %-м при увеличении предельной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год и (или) граммов в секунду) или среднегодового расхода (объема) сточных вод (кубических метров в год) и (или) допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект (миллиграммов в кубическом дециметре), осуществляется от установленных заказчику в действующих разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрешениях на специальное водопользование или в комплексных природоохранных разрешениях на дату утверждения задания на разработку проектной документации. При этом сравнение по отношению к 5 %-м осуществляется не по каждому загрязняющему веществу, а суммарно установленных заказчику в действующих разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрешениях на специальное водопользование или в комплексных природоохранных разрешениях на дату утверждения задания на разработку проектной документации.

В данном случае не рассматриваются временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении, временные нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод, установленные в разрешении на специальное водопользование или в комплексном природоохранном разрешении.

Частью 2 подп. 4.4 п. 4 ст. 19 Закона определено, что по объектам, указанным в ст. 7 Закона, по которым получение соответствующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на специальное водопользование, разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов не требуется, ОВОС не проводится в случае выполнения требования, установленного частью 1-й подп. 4.4 п. 4 ст. 19 Закона, т.е., если не планируется предоставление дополнительного земельного участка площадью более чем на 5% от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика.

В этом случае критерием является предоставление дополнительного земельного участка для проектируемого объекта площадью более чем на 5% от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика, независимо от предоставления дополнительного земельного участка в постоянное или временное пользование либо в аренду.

При этом не рассматривается предоставление земельных участков во временное пользование на период строительства, например, при строительстве инженерных сетей и транспортных коммуникаций.

В случае выделения земельных участков в постоянное пользование под размещение опор для линий электропередачи или для размещения трансформаторных подстанций проведение ОВОС не требуется, если не планируется предоставление дополнительных земельных участков площадью более чем на 5% от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика.

Если у заказчика хозяйственная деятельность осуществляется на нескольких участках, расположенных отдаленно друг от друга, то сравнение необходимо вести по отношению к конкретному участку, на котором осуществляется хозяйственная деятельность (без суммирования площади земельных участков, находящихся у заказчика).

Если осуществление хозяйственной деятельности предусмотрено в арендуемом здании, то есть собственником земельного участка, на котором расположено это здание, является иное лицо (не заказчик предусмотренного объекта проектирования), то, принимая во внимание отсутствие ранее хозяйственной деятельности по объекту проектирования, в этом случае нормы подп. 4.4 п. 4 ст. 19 Закона не могут быть применены к такому объекту проектирования и он подлежит ОВОС.

Критерии отнесения предпроектных, проектных решений к оказывающим воздействие на компоненты природной среды.

Пунктом 8 ст. 1 Закона дано определение планируемой хозяйственной и иной деятельности, в которой определено, в чем выражается воздействие на окружающую среду.

Так, планируемая хозяйственная и иная деятельность – планируемая деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, технической модернизации, эксплуатации, выводу из эксплуатации, сносу объектов, другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов либо может оказывать воздействие на окружающую среду, в т.ч. выражающееся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросах сточных вод, обращении с отходами производства, удалении, пересадке объектов растительного мира, воздействии на объекты животного мира и (или) среду их обитания, снятии плодородного слоя почвы, пользовании недрами, использовании подземных пространств.

Воздействием, выражающимся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух независимо от объема и количественных характеристик;
  • образование дополнительных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • изменение мест расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух независимо от увеличения/уменьшения объема выбросов;
  • изменение качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • изменение параметров источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Воздействием, выражающимся в сбросах сточных вод, являются:

  • сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты, классифицируемые ст. 5 Водного кодекс;
  • изменение концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект (миллиграммов в кубическом дециметре);
  • образование дополнительного среднегодового расхода (объема) сточных вод (кубических метров в год), сбрасываемых в поверхностный водный объект, а также изменение массы сбрасываемого вещества за определенный период времени (тонн в год).

Воздействием, выражающимся в обращении с отходами производства, являются:

  • образование отходов производства;
  • изменение наименования и кода отхода производства;
  • изменение класса опасности отхода производства;
  • изменение степени опасности отхода производства (из неопасного отхода на опасный отход);
  • при возведении и реконструкции объектов – образование дополнительных объемов отходов производства, включая отходы при производстве строительных работ, т.е. строительные отходы;
  • при модернизации, технической модернизации – образование отходов производства, за исключением образования отходов при производстве строительных работ, т.е. строительных отходов.

Если при проведении строительных работ были обнаружены отходы строительства, не учтенные в утвержденной проектной документации на возведение и реконструкцию объектов, то при внесении изменений в эту проектную документацию воздействием (увеличением воздействия) на окружающую среду будут являться:

  • образование нового вида отхода строительства, не предусмотренного утвержденной проектной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;
  • увеличение объема отхода строительства, предусмотренного утвержденной проектной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, предусмотренного к захоронению.

Воздействием, выражающимся в удалении, пересадке объектов растительного мира, воздействии на объекты животного мира и (или) среду их обитания, снятии плодородного слоя почвы, являются:

  • удаление объектов растительного мира;
  • пересадка объектов растительного мира, в т.ч. за пределами территории заказчика;
  • удаление газона без его восстановления либо с восстановлением на площади, меньше удаляемой;
  • вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания;
  • воздействие, представляющее потенциальную опасность для объектов животного мира;
  • снятие плодородного слоя почвы без его восстановления.

Воздействием, выражающимся в пользовании недрами, использовании подземных пространств, являются:

  • добыча полезных ископаемых;
  • использование подземных пространств в целях, предусмотренных ст. 27 Кодекса о недрах;
  • использование геотермальных ресурсов недр.

По материалам официального сайта Минприроды.

Другие материалы по теме