Порядок проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности установлен одноименным Положением, утвержденным постановлением Совмина от 01.06.2011 № 687 (далее – Положение). Положение было разработано с целью обеспечения прав юридических и физических лиц, в т.ч. ИП, на благоприятную среду обитания, а также их вовлечения в процесс планирования развития территорий при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Основные моменты и ключевые понятия процесса общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – общественные обсуждения) приводятся ниже.
Что является объектами общественных обсуждений?
Объекты общественных обсуждений перечислены в п. 17 и п. 22 Положения. К ним относятся:
- градостроительные проекты:
- общего планирования;
- специального планирования;
- детального планирования, разрабатываемые на территории, свободной от застройки, и (или) на территории с застройкой, подлежащей сносу;
- детального планирования частей населенных пунктов (территориальных зон, кварталов, микрорайонов, территорий предполагаемой инвестиционной деятельности), разрабатываемые на территории существующих микрорайонов и кварталов жилой застройки, подлежащих реконструкции;
- архитектурно-планировочные концепции объектов строительства в случаях отсутствия проектов детального планирования.
Проектная документация не является объектом общественных обсуждений.
Кто участвует в общественных обсуждениях?
Сторонами при проведении обсуждений выступают:
- с одной стороны – организатор общественного обсуждения – областной, районный, городской, поселковый, сельский исполкомы, местная администрация района в городе, а также государственное учреждение "Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень" в отношении проектов, реализуемых на территории Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень", за исключением территории населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом, садоводческих товариществ, дачных;
- с другой стороны – участники общественных обсуждений – юридические или физические лица, в т.ч. ИП, осуществляющие свою деятельность и (или) проживающие (находящиеся) на территории Республики Беларусь, а также разработчик проекта.
Каким образом проводятся общественные обсуждения?
Положением предусматриваются следующие формы проведения общественных обсуждений:
- путем информирования участников обсуждения и анализа общественного мнения;
- посредством работы комиссии по общественному обсуждению. Данная форма применяется только при проведении обсуждений в отношении градостроительных проектов детального планирования частей населенных пунктов (территориальных зон, кварталов, микрорайонов, территорий предполагаемой инвестиционной деятельности), разрабатываемых на территории существующих микрорайонов и кварталов жилой застройки, подлежащих реконструкции (п. 22 Положения).
Что входит в функции организатора общественных обсуждений?
В функции организатора входят (п. 6 Положения):
- осуществление технического и финансового обеспечения проведения общественного обсуждения и подготовка к его проведению;
- информирование о проведении общественного обсуждения его участников посредством размещения в установленный срок соответствующего извещения на странице «Общественные обсуждения» официального Интернет-сайта и на информационных стендах местного исполнительного и распорядительного органа, а также в печатных средствах массовой информации. Извещение о проведении общественного обсуждения в форме работы комиссии дополнительно размещается на досках объявлений у подъездов жилых домов, в районах усадебной жилой застройки, расположенных на территориях, для которых разработаны указанные проекты (п. 24 Положения);
- организация проведения экспозиции (выставки) и презентации проекта;
- обеспечение регистрации замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения, поступивших в письменной или электронной форме;
- выполнение иных функций, связанных с организацией и проведением общественного обсуждения.
Что такое презентация проекта?
Презентация проекта заключается в наглядном представлении проектов и ознакомлении с ними участников общественного обсуждения. Она проводится организатором обсуждения совместно с разработчиком проекта. При необходимости могут приглашаться к участию представители средств массовой информации и заинтересованных республиканских органов госуправления (п. 11 Положения).
Место проведения – инфоцентр местного исполнительного и распорядительного органа либо иное помещение, доступное для посещения участниками обсуждений, в т.ч. отвечающее требованиям безбарьерной среды жизнедеятельности.
Для наглядности демонстрации проектов места проведения общественных обсуждений могут обеспечиваться видео- и аудиооборудованием.
Установлены ли сроки проведения общественных обсуждений?
В соответствии с п. 9 Положения срок проведения общественного обсуждения составляет 25 календарных дней, в т.ч. срок проведения экспозиции (выставки) проекта – 15 календарных дней, презентации – 1 календарный день. При этом начало проведения экспозиции (выставки) проекта должно совпадать с началом проведения общественного обсуждения, а презентация проводится не ранее чем на 3-й календарный день со дня начала проведения общественного обсуждения.
В процессе общественных обсуждений их организатором принимаются замечания и предложения по представленному проекту. Если они соответствуют нормативным правовым актам и обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, то это является основанием для внесения изменений и (или) дополнений в проекты.
Каким образом оформляется результат общественных обсуждений?
Организатор общественного обсуждения оформляет и утверждает протокол общественного обсуждения в 5-дневный срок после:
- получения протокола рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения;
- завершения общественного обсуждения при отсутствии замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения.
Протокол общественного обсуждения, замечания и (или) предложения его участников, ответы на замечания (при их наличии) и иные материалы, определяемые организатором общественного обсуждения, размещаются им в 15-дневный срок после завершения общественного обсуждения на странице "Общественные обсуждения" официального сайта местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет и на интернет-сайте индустриального парка (по проектам, разработанным в соответствии с градостроительной документацией индустриального парка), информационных стендах указанного органа и администрации парка. Протокол общественного обсуждения также размещается в печатных средствах массовой информации.
Материалы по проведенному общественному обсуждению хранятся у его организатора в течение всего срока реализации проекта (п. 16 Положения).