Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Блог редактора
В данном разделе вы найдете интересные материалы от редакции нашего портала, в которых мы обращаем ваше внимание на самые актуальные вопросы и даем по ним полезные комментарии
Курьякова Ольга Ведущий редактор портала
Осенний дайджест

Наступление осени воспринимается как некий рубеж – переход от расслабленного летнего бытия к периоду деловой активности. А уж какие ясные солнечные дни и теплые вечера подарило нам начало этой осени! Однако грустить о солнечных днях нам, как обычно, некогда: проверка, составление смет, актов выполненных работ, бесконечные расчеты. А еще нас держит в тонусе стремительно меняющееся законодательство…

Разъяснения по мониторингу

Одним из самых частых вопросов в последнее время является вопрос о мониторинге цен.

На прошлой неделе вышло очередное разъяснение Минстройархитектуры по этому поводу: Новое в мониторинге цен на материалы для строительства: очередные разъяснения.

Так, на сайте РУП «РНТЦ» размещено письмо Минстройархитектуры от 05.10.2023 № 04-3-02/12638 «Об осуществлении мониторинга цен по запросам разработчиков сметной документации».

Регулятор разъясняет, что до принятия соответствующего НПА, устанавливающего порядок осуществления мониторинга цен на материалы, отсутствующие в базе текущих цен, следует руководствоваться указанным письмом и приказом РНТЦ от 27.09.2023 № 141 «О внесении изменений в приказ от 27.07.2023 № 111» (далее – Приказ № 141), которым в новой редакции изложено Положение об осуществлении мониторинга цен по запросам разработчиков сметной документации.

Ведомство отмечает, что при составлении смет по объектам текущего ремонта направление запроса оператору за подтверждением достоверности идентификации и кодирования материалов и цен на них, полученных из базы данных мониторинга цен, не требуется. При этом разработчик сметной документации должен самостоятельно подтвердить применение цен из базы данных мониторинга цен посредствам выполнения скриншота экрана компьютера либо другим иным способом.

Также по материалам для строительства, отсутствующим в базе данных мониторинга цен, разработчик сметной документации направляет оператору запрос (по форме согласно приложению 3 к Приказу № 141, заполнив все поля, с подтверждением цен не менее чем от 2 источников) для рассмотрения возможности расширения базы текущих цен в целях автоматизации получения информации в последующем. Подтверждение цен на данные материалы оператором не требуется. Оператор в зависимости от выполнения требований по заполнению формы запроса рассматривает его и принимает либо отклоняет представленную информацию о материалах с направлением ответа в личный кабинет разработчика сметной документации. При направлении проектной, в т.ч. сметной, документации на прохождение государственной экспертизы на материалы, отсутствующие в базе текущих цен, а также в базе данных мониторинга цен, необходимо иметь скриншот экрана компьютера личного кабинета, на который пришло уведомление с подтверждением того, что данные материалы оператором приняты на рассмотрение с целью расширения базы текущих цен данными материалами.

Обратите внимание, разъяснения, приведенные в письмах Минстройархитектуры от 02.05.2023 № 04-3-02/9921 и от 19.09.2023 № 04-3-02/11735, с 5 октября 2023 г. считаются недействительными.

О Положении об осуществлении мониторинга цен

На сайте РУП «РНТЦ» размещено Положение об осуществлении мониторинга цен по запросам разработчиков сметной документации, утвержденное приказом РУП «РНТЦ» от 31.07.2023 №111, в редакции от 27.09.2023 №141 и примеры в оформлении запросов, по которыми материалы направляются на доработку.

Положением определено, что при заполнении запроса о ценах на материалы разработчик сметной документации должен закодировать все идентифицированные материалы до последнего уровня (код должен содержать 2 слеша) по соответствующему коду каталога-классификатора материалов для строительства (ККМ). На материалы для строительства, отсутствующие в эталонном ККМ, разработчики сметной документации самостоятельно разрабатывают код (группу кода), который должен содержать все ступени классификации.

Если материал учтен в нормативах расхода ресурсов и отсутствует в республиканской нормативной базе текущих цен на ресурсы, а также в базе данных мониторинга цен ИСС ГИС «Госстройпортал», разработчик сметной документации проводит самостоятельный мониторинг. Если им не найдены иные источники получения цен, то он вправе направить оператору предложение по замене такого материала на иные материалы с обоснованием такой замены с целью корректировки нормативов.

Еженедельно в разделе «Новости» ИСС ГИС «Госстройпортал» размещается информация о присвоенных согласно эталонному ККМ кодах на материалы для строительства, отсутствующих в республиканской нормативной базе текущих цен на ресурсы, и средних текущих ценах, сложившихся на момент размещения информации по данным кодам.

Полностью погрузится в изучение вопроса по мониторингу рекомендуем с помощью материала бератора вот здесь: Мониторинг цен и тарифов.

Также в рубрике «Ответы на ваши вопросы» все время появляются новые актуальные ответы, в том числе и по данной теме, к примеру, следующие:

Единый реестр ОКС

23 сентября 2023 г. вступило в силу Положение об информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства» (ЕРОКС), утвержденное постановлением Совмина от 19.06.2023 № 394 «Об информационных системах в сфере строительства».

ЕРОКС предназначен для накопления, хранения и представления информации о стадиях жизненного цикла объектов капитального строительства (ОКС) 1–4 классов сложности и содержит общие сведения об ОКС, юрлицах и ИП, задействованных при строительстве ОКС; реквизиты документов об ОКС в зависимости от вида архитектурной и строительной деятельности; технико-экономические показатели ОКС согласно утвержденной проектной документации.

Оператор осуществляет эксплуатацию и сопровождение реестра, предоставляет пользователям доступ к нему, обеспечивает выполнение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации, консультирует пользователей по вопросам использования ЕРОКС.

Ведомство обращает внимание на то, что с 23 октября к проведению госэкспертизы не будет приниматься проектная документация по объектам строительства, выделяемым в них очередям строительства, а в органах Госстройнадзора не будут подлежать регистрации и учету объекты, по которым отсутствует идентификационный номер ОКС, зарегистрированный в ЕРОКС.

Дополнительно по теме можем рекомендовать следующие материалы:

В Инструкцию о сметной стоимости внесли изменения

Постановлением Минстройархитектуры от 07.07.2023 № 72 внесены изменения в Инструкцию о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденную постановлением Минстройархитектуры от 19.04.2023 № 39.

Так, с 7 сентября 2023 г. вводятся определения терминов:

  • монтажные работы по установке оборудования;
  • монтируемая мебель;
  • монтируемое оборудование.

Кроме того, согласно изменениям теперь в проектную документацию включается только монтируемое оборудование и монтируемая мебель. Но допускается наносить на соответствующих чертежах проектной документации наряду с монтируемым оборудованием и монтируемой мебелью немонтируемую мебель и немонтируемое оборудование.

Проектная документация, экспертиза

Деление объекта на очереди: разъяснение экспертизы

РУП «Главгосстройэкспертиза» информирует, что с 02.10.2023 вводятся в действие СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», содержащие требования к формированию проектной документации, предусматривающие деление объекта строительства на очереди.

РУП «Главгосстройэкспертиза» разъясняет, что в случае, если такая необходимость возникает после утверждения проектной документации на объект строительства в целом, решение принимается заказчиком на основании полученной разрешительной документации путем включения соответствующих требований в «изменение № … задания на проектирование».

В таких случаях, согласно требованиям п.5.1.5 СН 1.02.02-2023, заказчик вправе поручить разработчику внесение изменений в утвержденную документацию, с формированием отдельных комплектов проектной документации на каждую очередь (п.5.1.5 абз.1), либо о внесении изменений в единую утвержденную документацию с делением разработанных проектных решений по каждому ее разделу на очереди строительства (п.5.1.5 абз.2-3).

Для возможности утверждения внесенных указанными способами изменений необходимо в установленном порядке получить согласование территориального подразделения архитектуры, а также положительное заключение государственной строительной экспертизы.

Документы по проектной документации: изменения дат действия

Постановлением Минстройархитектуры от 28.09.2023 № 99:

  • продлевается действие ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» – до принятия постановления Совмина, изменяющего приложение 1 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791;
  • не изменяется дата вступления в действие СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации».

Дополнительно по теме рекомендуем посмотреть следующие материалы:

ТНПА, которые вступили в силу

И завершаем обзор последних важных новостей перечнем СП и СН, действующих с этой осени.

С 5 сентября 2023 г. вступили в силу следующие ТНПА (Какие ТНПА вступают в силу в сентябре 2023 года):

  • СП 2.04.03-2023 «Звукоизоляция и звукопоглощение конструкций зданий и сооружений», утвержденные постановлением Минстройархитектуры от 29.06.2023 № 66;
  • СП 4.04.04-2023 «Системы электрооборудования жилых и общественных зданий», утвержденные постановлением Минстройархитектуры от 29.06.2023 № 65.

Какие ТНПА вступают в силу в октябре 2023 года:

С 20 октября 2023 г. вступают в силу СП 2.02.02-2023 «Противодымная защита зданий и сооружений при пожаре. Системы вентиляции», утвержденные постановлением Минстройархитектуры от 11.08.2023 № 83.

С 10 октября 2023 г. вступают в силу:

  • СП 1.03.10-2023 «Металлические, деревянные и легкие ограждающие конструкции. Контроль качества работ», утвержденные Минстройархитектуры от 08.08.2023 № 78;
  • СП 2.02.01-2023 «Конструкции легкосбрасываемые. Правила расчета», утвержденные Минстройархитектуры от 08.08.2023 № 80;
  • СП 4.01.05-2023 «Насосные станции систем водоснабжения», утвержденные Минстройархитектуры от 08.08.2023 № 79.

С 8 октября 2023 г. вступает в силу Изменение № 1 СН 1.03.03-2019 «Снос зданий и сооружений», утвержденное Минстройархитектуры от 13.07.2023 № 73.

С 2 октября 2023 г. вступают в силу:

  • Изменение № 1 СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства», утвержденное Минстройархитектуры от 09.06.2023 № 57;
  • Изменение № 1 СН 3.02.13-2020 «Радиационные объекты», утвержденное Минстройархитектуры от 09.06.2023 № 57;
  • СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», утвержденные постановлением Минстройархитектуры от 09.06.2023 № 57. СН устанавливают состав и содержание проектной документации на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию, капитальный ремонт, снос, благоустройство территорий объектов строительства различного назначения, а также ремонтно-реставрационные работы, выполняемые на материальных историко-культурных ценностях на территории Беларуси.

С 1 октября 2023 г. вступают в силу:

  • СТБ 2255-2023 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной документации», утвержденный постановлением Госстандарта от 22.03.2023 № 19. Стандарт устанавливает основные требования к проектной документации (архитектурный и строительный проекты). Взамен СТБ 2255-2012;
  • ТКП 674-2023 (33200) «Генеральные схемы железнодорожных узлов. Состав и порядок разработки», утвержденный постановлением Минтранса от 26.07.2023 № 31.

 

Рады быть вам полезными! Берегите себя и своих близких!