Сметное дело
Преференциальная поправка
Опубликовано: 15.11.2016 17:42
Обновлено: 13.06.2017 17:09

Преференциальная поправка – предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками, при оценке и сравнении предложений

Преференциальная поправка при проведении госзакупок 

Одним из основных принципов осуществления государственных закупок является оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь.

Таким образом, при проведении конкурентных видов процедур государственных закупок, таких как конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, применяется преференциальная поправка в размере:

  • 15 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • 25 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

В случае заявления всеми участниками открытого и закрытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений права на преференциальную поправку одинакового размера, при оценке и сравнении предложений она заказчиком (организатором) не учитывается. 

В случае, если в результате применения преференциальной поправки двум и более предложениям присвоен порядковый номер 1 (первое место), участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка. Если после этого остались 2 и более участников, к ценам предложений которых применялась преференциальная поправка, то при технически возможном разделении предмета госзакупки на части объем (количество) товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между данными участниками. При отсутствии такой возможности участником-победителем определяется участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений. 

Конкурсные или аукционные документы, а также документы, представляемые участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, должны содержать условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Совмином. В случае отсутствия в указанных документах информации о перечне документов, подтверждающих право на преференциальную поправку, потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право обратиться к заказчику (организатору) за разъяснением в порядке, установленном законодательством о государственных закупках. 

Договор на государственную закупку с участником-победителем заключается при проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений по цене предложения этого участника, при проведении электронных аукционов – по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 или 25 %. 

Применение преференциальной поправки при строительстве 

Преференциальная поправка в строительстве применяется только при сравнении цен предложений участников и при заключении договора не учитывается. При этом действует заявительный принцип, т.е. участник, подавая предложение, указывает соответствующую информацию в своем конкурсном предложении. 

При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) биржевых торгов при сравнении предложений участников применяется преференциальная поправка в размере: 

  • 15 % – если участник предлагает товары (работы, услуги), происходящие из Республики Беларуси и стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим в соответствии с ее международными договорами; 
  • 25 % – если участник предлагает товары собственного производства и в его организации численность инвалидов составляет не меньше 50 % от списочной численности работников (применяется только в отношении товаров собственного производства и не распространяется на работы и услуги). 

Преференциальная поправка не применяется в отношении: 

  1. части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки при строительстве, в том числе ее лотом (частью).
    Преференциальная поправка не применяется к лоту процедуры закупки, если участник предлагает товары, в состав которых одновременно входят товары производства государств – членов Евразийского экономического союза и импортные товары.
    Если предмет закупки делится на лоты (части), поправка применяется к отдельным лотам (частям), когда участник по такому лоту предлагает только товары производства государств – членов Евразийского экономического союза; 
  2. товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки при проведении процедур, если предложения подали только участники, имеющие право на преференциальную 

В случае заявления всеми участниками подрядных торгов (переговоров) права на преференциальную поправку одинакового размера, при оценке и сравнении предложений она заказчиком (организатором) не учитывается. Комиссия будет рассматривать цену конкурсного предложения каждого участника, сформированную им для участия в процедуре закупки. 

Если все участники заявят о праве применить преференциальную поправку в размере 15 %, а один участник – в размере 25 %, тогда для сравнения и оценки предложений преференциальная поправка применяется в заявленном каждым из участников размере. 

Обоснование документами 

Документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 15 %, являются:

1) при поставке (закупке) товаров – сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами либо выдаваемый Торгово-промышленной палатой Республики Армения, Республики Казахстан и Российской Федерации, или сертификат продукции собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами;

2) при выполнении работ (оказании услуг) – свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности (в обязательном порядке, в случае если деятельность лицензируемая). 

Преференциальная поправка в размере 25 % кроме вышеуказанных документов подтверждается справкой, подписанной руководителем организации. 

Договор на государственную закупку с участником-победителем заключается при проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений по цене предложения этого участника, при проведении электронных аукционов – по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 или 25 %.

Подтверждающим документом при применении преференциальной поправки в размере 25 % будет: 

  • справка, подписанная руководителем организации и заверенная в местном исполнительном и распорядительном органе власти; 
  • или копия приложения к налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена постановлением МНС от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы». 

Документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки (сертификат о происхождении товара формы СТ-1 либо сертификат продукции собственного производства), и документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно перечню товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок (приложение к постановлению Совмина от 17.03.2016 № 206), следует разграничивать. При этом сертификат о происхождении товара формы СТ-1, необходимый для участия в процедуре государственной закупки согласно требованиям постановления Совмина от 17.03.2016 № 206 и выданный с учетом положений постановления Минторга от 06.06.2016 г. № 21 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур государственных закупок», участник может применить как для того, чтобы подтвердить страну происхождения товара, так и для того, чтобы подтвердить право на преференциальную поправку. 

 

Случай из практики
В конкурсную документацию заказчик включил условие, по которому участник должен заявить о праве на преференциальную поправку в случае его наличия. Однако такое заявление участник в своем предложении не сделал, но при этом приложил документы, подтверждающие это право. Заказчик отклонил предложение данного участника.
По разъяснениям Минстройархитектуры участник может не заявлять о таком праве. Но если в его конкурсном предложении есть документы, подтверждающие его право, заказчик (организатор) может и должен запросить у участника уточняющую информацию, и тогда при оценке и сравнении предложений рассматривать предложение этого участника уже с учетом преференциальной поправки. Таким образом, нет оснований, позволяющих отклонить предложение участника, который не представил в своем конкурсном предложении заявление о праве на преференциальную поправку при закупках в строительстве.

 

Нормативная база
  1. Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств, ратифицированное Законом от 07.01.2012 № 347-З «О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения в Содружестве Независимых Государств».
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 3/2771.
  1. Письмо Минторга от 11.04.2016 № 14-07/926к «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение».
  2. Закон от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 2/1971.
  1. Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке, утвержденные постановлением Совмина от 22.08.2012 № 778.
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 2/1971.
  2. Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88
    «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», № 5/38400