Постановлением Совмина от 02.02.2022 № 59 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229" (далее – постановление № 59) с 05.03.2022 внесены изменения в постановление Совмина от 15.03.2012 № 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств" (далее – постановление № 229), которые рассмотрены в данной статье. Корректировки в основном затронули случаи неприменения постановления № 229.
Случаи, когда применение постановления № 229 не осуществляется
С 5 марта 2022 г. в приложение 1 к постановлению № 229, где содержится перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совмина (далее – приложение 1, перечень), внесены важные изменения, оно изложено в новой редакции. Обратим внимание на отдельные моменты перечня, которые касаются бюджетных организаций:
1) количество случаев, когда приобретение осуществляется у определенных поставщиков, существенно сокращено;
2) перечень закупок с участием государственных организаций (органов), когда постановление № 229 не применяется, значительно расширен. В приведенном случае закупки товаров могут осуществляться без учета требований постановления № 229 только тогда, когда поставщик таких товаров является их производителем и (или) приобрел товары в результате проведения
конкурентных процедур закупок либо на биржевых торгах (п. 1 приложения 1);
3) закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, а также кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, будут осуществляться на основании постановления № 229 (п. 3 приложения 1).
Следовательно, для закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет перечисленных средств потребуется применять закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома, которые будут осуществляться на основании постановления № 229 (п. 3 приложения 1).
Примечание. На закупки при строительстве за счет иных средств (кроме указанных выше) по-прежнему распространяется действие Декрета от 23.11.2017 № 7 "О развитии предпринимательства" (далее – Декрет № 7), которым установлена необязательность применения для таких закупок специальных требований к закупкам товаров (работ, услуг) на основании норм абзаца тридцать четвертого подп. 4.4 Декрета № 7.
Итак, случаи неприменения постановления № 229 преимущественно остались прежними. Тем не менее следует привести некоторые новые случаи:
- закупки услуг по сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг, систем управления (менеджмента), компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг (п. 56 приложения 1);
- приобретение услуг по обязательным медицинским осмотрам работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, а также внеочередным медицинским осмотрам при ухудшении состояния здоровья (п. 57 приложения 1);
- приобретение консультационных и юридических услуг по защите и представлению интересов государства либо заказчиков в международных коммерческих арбитражах и иностранных судебных органах (п. 61 приложения 1).
Одна из особенностей постановления № 229 – централизация закупок
Для организаций, применяющих постановление № 229, и находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству, иных государственных органов (организаций) могут быть предусмотрены особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в ИС "Тендеры".
Одна из таких особенностей – централизация закупок товаров (работ, услуг).
Так, до 05.03.2022 организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе (абзац третий части второй подп. 2.13 постановления № 229 в редакции до 05.03.2022).
С 05.03.2022 уточняется, что организатор может быть определен из организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) государственного органа (организаций) (абзацы шестой и седьмой подп. 1.1 постановления № 59). Тем самым организатором может быть определен субъект из числа находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) организаций, для которого отсутствует необходимость приобретения товаров (работ, услуг).
Еще одна особенность постановления № 229 – закупка иностранных товаров
Назовем еще одну особенность осуществления закупок за счет собственных средств, которая также корректируется, – согласование приобретения импорта.
Так, норма о согласовании предполагает включать согласование с государственным органом (организацией) решений об осуществлении закупок и (или) допуска к участию в процедурах закупок поставщиков, предлагающих импортные товары, и (или) иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом международных договоров Республики Беларусь, в соответствии с которыми товарам (работам, услугам) в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, а также с учетом положений подп. 2.16 постановления № 229 (абзацы восьмой и девятый подп. 1.1 постановления № 59).
В ситуации, когда подобная особенность будет установлена для организации, применяющей постановление № 229, может потребоваться согласование, например, допуска к участию в процедуре поставщиков, предлагающих импортные товары. Поскольку в норме ссылка содержится в отношении подп. 2.16 постановления № 229, такое согласование может быть установлено и при приобретении товаров из приложения 3 к постановлению № 229 на сумму до 2000 БВ.
Скорректирован перечень товаров в приложении 3 к постановлению № 229 для целей использования подп. 2.16 постановления № 229, когда применяются условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, стоимостью свыше 2000 БВ. В этой связи следует учитывать скорректированный перечень товаров при проведении закупок товаров из приложения 3 к постановлению № 229 при превышении суммового порога в 2000 БВ (подп. 1.4 постановления № 59).
Требование о соблюдении минимальной доли белорусских товаров
До 05.03.2022 в соответствии с подп. 1.2 и 2.19 постановления № 229 на закупки согласно приложению 1 к постановлению № 229 распространяются требования о соблюдении минимальной доли белорусских товаров.
С 05.03.2022 соблюдение такой доли не требуется без какого-либо обоснования в следующих случаях приобретения товаров из приложения 1 к постановлению № 229:
- при закупке биржевых товаров на биржевых торгах (п. 4);
- при закупке товаров на аукционах (п. 5);
- при закупке товаров для оптовой и (или) розничной торговли, общественного питания, за исключением закупки товаров для организации общественного питания в учреждениях здравоохранения и образования, не связанных с закупкой товаров для их последующей реализации в буфетах и кафетериях в учреждениях здравоохранения и образования (п. 26) (абзац десятый подп. 1.1 постановления № 59).
Вступление в силу постановления № 59
Постановление № 59 вступает в силу с 5 марта 2022 г. и не распространяет свое действие на закупки, если договоры заключены или процедуры начаты до 05.03.2022. Данные закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления № 59.