Генеральная прокуратура совместно с прокуратурами областей проанализировала соблюдение антикоррупционного законодательства, а также о закупках государственными учреждениями (центрами), созданными в соответствии с Указом от 23.12.2019 №475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» (далее – центры).
Справочно. Указанные учреждения созданы в целях совершенствования регулирования финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций и повышения эффективности использования бюджетных средств.
По результатам анализа в работе центров установлены существенные недостатки, из-за которых не было обеспечено безусловное достижение целей, поставленных Главой государства.
Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, ежегодно регистрируют коррупционные преступления, совершенные должностными лицами центров.
В истекшем периоде 2024 г. прокуроры по итогам совместных проверок с органами внутренних дел возбудили 2 уголовных дела.
В частности, управляющему одного из центров Гомельской области инкриминировано хищение бюджетных средств с января 2021 г. по ноябрь 2023 г. под видом получения премий подчиненными работниками. Примечательно, что заниматься противоправной деятельностью должностное лицо начало, не отработав и года в качестве руководителя центра. Это указало на серьезные просчеты в кадровой политике. На сегодня расследование уголовного дела продолжается.
В ходе анализа прокуроры выявили нарушения законодательства в сфере закупок во всех регионах республики.
Так, работники центров незаконно проводили неконкурентные процедуры закупок, не соблюдали правила описания приобретаемых товаров, устанавливали не предусмотренные в законодательстве требования к участникам, допускали нарушения при заключении договоров и изменении их условий.
Кроме того, не всегда соблюдались нормы законодательства, направленные на предупреждение коррупционных проявлений.
Как показал анализ, не во всех центрах была налажена надлежащая работа по оформлению письменных обязательств государственного должностного лица. В свою очередь, отдельные работники игнорировали действующие в отношении них антикоррупционные запреты на занятие предпринимательской деятельностью и выполнение иной оплачиваемой работы.
Обнаружены факты несоблюдения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в результате чего личные интересы должностных лиц повлияли или могли повлиять на принятие решений по службе.
Прокуроры также указали на не соответствовавшую принципам развития конкуренции и недопущения коррупции практику проведения процедур закупок из одного источника: конъюнктура рынка изучалась в необоснованно сжатые сроки, фактически в течение нескольких часов, что препятствовало получению сведений от широкого круга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и создавало дополнительные возможности для лоббирования интересов конкретных субъектов хозяйствования.
В деятельности центров зафиксированы многочисленные нарушения бюджетного законодательства, которые выявили контролирующие органы: речь идет, как правило, о нарушениях при оплате труда, а также в ходе строительных и ремонтных работ.
По результатам анализа Генеральная прокуратура направила в Совет Министров предложения по совершенствованию деятельности центров, а также оптимизации порядка проведения неконкурентных процедур закупок.
По поручению Правительства государственные органы уже приступили к выработке комплекса мер по обеспечению надлежащей работы названных учреждений.
По информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.