Сметное дело
Ценообразование
В МНС разъяснили применение норм НК-2019 с учетом отмены Указа № 488
Опубликовано: 05.08.2019 11:15
Обновлено: 05.08.2019 11:15

В Министерстве по налогам и сборам (МНС) разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», сообщает БЕЛТА.

В отмененном указе было предусмотрено ведение реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, прописано налогообложение при признании первичного учетного документа не имеющим юридической силы. Также регламентировался порядок составления заключений Департамента финансовых расследований КГК и вынесения ими предписаний.

С 1 января реестр не ведется. У добросовестного субъекта хозяйствования нет шансов испортить деловую репутацию из-за включения в него по такому, к примеру, основанию, как нерасположение по месту нахождения, указанному в учредительных документах, или по месту жительства.

«Включение субъекта хозяйствования в реестр означало, что не только он, а и все его контрагенты вызывали интерес контролирующих органов, что могло послужить основанием для проведения проверки, – поясняют в МНС. – При этом нельзя не признать, что, заглянув в реестр, любой субъект хозяйствования мог проверить благонадежность своего контрагента, пусть и не всегда своевременно. Сегодня для проверки деловой репутации своих контрагентов можно воспользоваться электронной услугой, предоставляемой Национальным центром электронных услуг через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы».

Кроме того, в Указе четко оговаривалась корректировка налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами. Сегодня Налоговый кодекс предусматривает корректировку налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога исключительно при наличии подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта, исходя из всех фактических сведений и обстоятельств совершения хозяйственных операций. При этом будут учтены суммы налогов, уплаченные ранее в бюджет, по соответствующим сделкам.

Подходы применения правовых последствий к субъектам хозяйствования по результатам проверок совершенствуются, отметили в МНС. Вырабатывается единая практика применения части четвертой ст. 12.17 КоАП вследствие недостоверности (недействительности) первичных учетных документов, влекущих искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению субъектом хозяйствования в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях, а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Практика складывается таким образом, что при корректировке налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 33 НК меры административной ответственности по части четвертой ст. 12.17 КоАП не применяются.

«К слову, положения части четвертой ст. 12.17 КоАП в 2018 году значительно смягчены. Вместо конфискации товара и (или) выручки, полученной от реализации товаров, в настоящее время предусмотрен штраф в размере до 50 % от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров», – отмечают в ведомстве.

Таким образом, если Указ о лжепредпринимательстве однозначно трактовал, что не имеющие юридической силы первичные учетные документы являются основанием для корректировки налоговых обязательств, то сегодня контролирующим органам для уточнения налоговой базы необходимо разобраться в самой хозяйственной операции, изучить все обстоятельства ее совершения, если это возможно.

По данным МНС, за первый год действия Указа № 488 налоговыми органами было проведено 820 проверок субъектов хозяйствования. Для сравнения, в 2017 году их было 378, в 2018 году – 143.

За первое полугодие 2019 года, когда действовала ст. 33 Налогового кодекса, налоговыми органами составлено всего 7 актов проверок и направлено 5 уведомлений с предложениями о проведении корректировки налоговых обязательств в добровольном порядке.

В числе нарушений, выявленных налоговыми органами в этом году, отражение в учете хозяйственных операций, которые фактически не осуществлялись и оформлялись документально лишь с одной целью – минимизировать налоговые обязательства путем завышения затрат и вычетов по НДС, а также получение наличных для собственного обогащения или выплаты зарплаты «в конвертах».

Кроме того, налоговыми органами совместно с органами финансовых расследований КГК пресечены неоднократные попытки субъектов хозяйствования незаконного возврата из бюджета сумм НДС. Для чего на подставных лиц регистрировались фирмы, которые между собой документировали хозяйственные операции, связанные с ввозом и последующей реализацией ввезенных товаров.