Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Cроки предъявления претензий заказчиком к подрядчику по качеству работ
5.0
Опубликовано: 11.06.2015 09:34 - 7015 просмотров

ОБНОВЛЕНО: 24.01.2022

Ситуация

По договору строительного подряда подрядчик осуществил строительство здания, заказчик принял выполненные работы. Через 5 лет после сдачи объекта в эксплуатацию заказчиком были выявлены дефекты.

Может ли он предъявить претензию подрядчику по качеству выполненных работ?

Право заказчика на предъявление требования, связанного с ненадлежащим качеством результата работы, обусловлено соблюдением сроков, установленных пп. 2–4 ст. 677 Гражданского кодекса (далее – ГК) (п. 1 ст. 677 ГК).

Вопросы соблюдения заказчиком сроков обнаружения ненадлежащего качества работы подлежат рассмотрению в зависимости от того, установлен ли на результат работы гарантийный срок.

Гарантийный срок – период времени, в течение которого подрядчик обязан за собственный счет устранить допущенные по его вине недостатки (дефекты).

Согласно п. 2 ст. 677 ГК в случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законодательством или договором.

Необходимо понимать, что вышеуказанный срок предъявления претензий является общим сроком, применяемым по умолчанию в том случае, если иное не установлено законодательством или договором. Стороны в договоре подряда могут прописать срок предъявления претензий, отличный от двухгодичного срока (т.е. как более, так и менее двух лет).

На принятые в эксплуатацию объекты устанавливается гарантийный срок 5 лет, за исключением технологического и инженерного оборудования, гарантийные сроки на которое установлены заводом-изготовителем. При заключении договоров стороны имеют право устанавливать более длительный гарантийный срок (п. 66 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450)).

По общему правилу заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 677 ГК).

По договорам, предметом которых является строительство объектов, исчисление гарантийного срока начинается со дня утверждения в установленном порядке акта приемки объекта в эксплуатацию. По договорам, предметом которых является выполнение строительных работ, исчисление гарантийного срока начинается со дня приемки заказчиком результата строительных работ (п. 66 Правил № 1450).

Гарантийный срок на выполненные субподрядчиками строительные работы, являющиеся предметом договора, исчисляется со дня приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию или со дня принятия результата строительных работ заказчиком от генерального подрядчика. Если объект или результат строительных работ, являющиеся предметом договора, не принимаются заказчиком по не зависящим от подрядчика причинам, гарантийный срок исчисляется со дня, когда заказчик должен был их принять.

Предельный срок обнаружения недостатков в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 677 ГК составляет 5 лет (ст. 711 ГК). Указанный предельный срок обнаружения недостатков применяется экономическими судами в случаях, когда на результат работы не установлен гарантийный срок или когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении этого срока (п. 23 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда» (далее – постановление № 6)).

В таких случаях подрядчик несет ответственность за обнаруженные недостатки только при условии, что заказчик представит достоверные доказательства о наличии недостатков или их причин до передачи результата работ.

Предъявление требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, за пределами 5-летнего срока может быть осуществлено заказчиком только в случае, если эти требования предъявлены в пределах установленного законодательством гарантийного срока, который согласно п. 1 ст. 710 ГК может быть увеличен соглашением сторон.

Еще один срок, который необходимо знать, – срок исковой давности.

Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год, а в отношении зданий, построек и сооружений – 3 года (п. 1 ст. 678 ГК).

Согласно п. 2 ст. 678 ГК в том случае, когда законодательством или договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках.

Если в соответствии с договором подряда результат работы принят заказчиком по частям, течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом (п. 3 ст. 678 ГК).

Поскольку других особенностей исчисления начала течения срока исковой давности по иным имущественным спорам главой 37 ГК не предусмотрено, то в остальных случаях экономическим судам следует рассматривать заявления о применении исковой давности и, соответственно, исчислять начало течения срока исковой давности по общим правилам, предусмотренным ст. 200, 201 ГК (п. 26 постановления № 6).

Течение срока исковой давности начинается по общему правилу со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 201 ГК).

 

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос