Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 2)
Опубликовано: 22.08.2023 13:46 - 599 просмотров

22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З (далее – Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Новации нормативного правового регулирования строительной отрасли прокомментировали в Минстройархитектуры. В основу Кодекса включены нормативные предписания Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).

Раздел II Кодекса состоит из 2 глав, в которых определены субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и требования, предъявляемые при осуществлении этих видов деятельности.

Так, в указанном разделе определены субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, права юридических и физических лиц, в т.ч. ИП, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. Также установлены обязанности республиканских органов государственного управления, юридических лиц и физических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. Данный раздел содержит нормы о праве юридических и физических лиц, в т.ч. ИП, на благоприятную окружающую среду при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, реализации этого права через личное их участие в осуществлении этой деятельности.

В главе 3 содержатся отдельные требования (аналогичные требования содержатся в Законе № 300-З), предъявляемые при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:

  • в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в области защиты физических лиц и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области общественной безопасности, обороны, в т.ч. гражданской обороны;
  • в области сохранения недвижимых материальных историко-культурных ценностей;
  • по обеспечению формирования доступной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц;
  • по формированию среды обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и другие.

Раздел III Кодекса «Направления государственной политики, государственное регулирование и управление, нормирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» содержит нормы, определяющие направления государственной политики, государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В статье 17 «Направления государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» определены основные направления государственной политики в данной области.

В статье 18 «Документы государственного прогнозирования и государственного планирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» содержатся нормы, определяющие подходы к разработке документов государственного прогнозирования и государственного планирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Глава 5 «Государственное регулирование и управление в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» состоит из 9 статей, в которых определяются органы государственного управления и их компетенция в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Устанавливаются общие нормы по вопросам государственного регулирования и управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Определено, что государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Совмином, Минстройархитектуры, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 20 содержит полномочия Президента Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В целях сохранения возможности принимать оперативные решения Президенту Республики Беларусь предоставлено право устанавливать особенности правового регулирования отношений в этой области.

Статьей 21 предусматриваются полномочия Правительства Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Следует отметить, что компетенция Правительства Республики Беларусь в этой области несколько расширена по сравнению с той, которая предусмотрена в Законе № 300-З.

Так, одним из полномочий Правительства предусмотрено, что Совмин утверждает порядок и критерии включения объектов-долгостроев в перечни объектов для приемки в эксплуатацию по фактическому состоянию и перечни таких объектов, формируемые на основании обращений местных исполнительных и распорядительных органов, устанавливает порядок приемки таких объектов в эксплуатацию. В настоящее время такая компетенция у Правительства отсутствует.

На совещании, проведенном 3 января 2023 г., Главой государства была поставлена задача по оперативному решению проблемы с долгостроями.

Путем реализации вышеуказанных нормативных предписаний данная проблема найдет свое решение, поскольку постепенно будет осуществляться приемка объектов-долгостроев в эксплуатацию, что приведет к их фактическому сокращению.

Наделение соответствующей компетенцией Правительства поспособствует тому, что включение объектов незавершенного строительства (объектов-долгостроев) в перечни объектов для приемки в эксплуатацию по фактическому состоянию будет четко регламентировано. Следовательно, не все объекты-долгострои попадут в перечни объектов для приемки в эксплуатацию по фактическому состоянию.

Предусмотрено, что Правительством могут осуществляться иные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь.

Также в главе 5 реализованы отдельные пункты Плана (4-6) подготовки проектов правовых актов по вопросам перераспределения полномочий между органами государственной власти, утвержденного Первым заместителем Премьер-министра Н.Г.Снопковым 16.04.2021  № 10/226-98/48 (далее – План). Результатом работы по перераспределению полномочий между Главой государства и Правительства явилось то, что нормы, предусмотренные вышеуказанным Планом, нашли отражение в статьях 21-26 Кодекса, а именно, выполнено перераспределение обязанностей между Главой государства, Правительством, Минстройархитектуры и местными органами власти.

Положения, предусмотренные пунктом 4 Плана, в части передачи Совету Министров Республики Беларусь полномочий по утверждению схем комплексной территориальной организации областей, генерального плана города Минска, генеральных планов областных центров и городов-спутников нашли отражение в Кодексе.

Так, статьей 21 Кодекса «Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» предусмотрено, что Совмин в пределах своей компетенции, в частности:

  • утверждает схемы комплексной территориальной организации областей;
  • утверждает генеральные планы города Минска и областных центров, а также населенных пунктов, которым по решению Президента Республики Беларусь придан статус города-спутника (далее – города-спутники).

В настоящее время указанные полномочия относятся к компетенции Президента Республики Беларусь. Таким образом, вышеуказанные нормы Кодекса не согласуются с Указом от 23.04.2003 № 165 «Об утверждении генерального плана г. Минска и некоторых вопросах его реализации» и Указом от 18.01.2016 № 13 «Об утверждении схем комплексной территориальной организации областей и генеральных планов городов-спутников». Следовательно, вышеназванные указы планируется признать утратившими силу в рамках приведения в соответствие с Кодексом.

Соответственно, статьей 24 Кодекса «Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» предусмотрено, что Минский городской, областные исполнительные комитеты вносят в Совмин для утверждения генеральные планы города Минска, областных центров и городов-спутников.

Одной из значимых новаций Кодекса является делегирование полномочий на места. Облисполкомы наделяются дополнительными полномочиями, у них возникают новые нормотворческие компетенции, тем самым повышается их самостоятельность в принятии решений.

В частности, предусмотрена передача местным Советам депутатов областного территориального уровня полномочий по утверждению генеральных планов городов областного подчинения, за исключением областных центров и городов-спутников.

В настоящее время указанные полномочия относятся к компетенции Совмина.

Также Кодексом предоставлены облисполкомам, Мингорисполкому полномочия по разрешению размещения на территории соответствующей области и столицы (исключение составляют территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда) объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования. Главное условие, которое должно выполняться при этом – соблюдение требований и ограничений, установленных законодательством, в т.ч. законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Данный вопрос в настоящее время законодательством не урегулирован. Это значит, что полномочий и прав по принятию решений на местах у местных органов власти станет больше.

Порядок осуществления данных полномочий Минским городским, областными исполнительными комитетами будет устанавливаться Совмином.

Также статьей 22 Кодекса определяется компетенция специально уполномоченного органа государственного управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым в настоящее время является Минстройархитектуры.

Следует отметить, что у Минстройархитектуры тоже появился ряд новых функций.

Так, Кодексом предусмотрено, что одной из функций Минстройархитектуры является организация проведения проверки научно-технического уровня строительных норм и строительных правил (подп. 1.19 п. 1 ст. 22). Такая проверка обусловлена как действующим законодательством (глава 7 Правил разработки строительных норм и правил, их утверждения и применения, утвержденных постановлением Совмина от 07.08.2019 № 517 (далее – Правила), так и аналогичными нормами в отношении ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, закрепленных в Законе от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон № 262-З) (подп. 1.13 п. 1 ст. 9 и подп. 1.8 п. 1 ст. 10) и иных актах, подготовленных в целях реализации указанного Закона (глава 7 Порядка разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального распространения (предоставления) технических регламентов Республики Беларусь, официального распространения (предоставления) информации о них, а также размещения проектов технических регламентов Республики Беларусь, уведомлений об их разработке и о завершении их рассмотрения в глобальной компьютерной сети Интернет, утвержденного постановлением Совмина от 10.01.2018 № 16; глава 9 Правил разработки государственных стандартов Республики Беларусь, утвержденных постановлением Госстандарта от 12.07.2017 № 59).

В главе 7 Правил определено, что при проверке строительных норм, строительных правил осуществляются оценка научно-технического уровня, анализ согласованности с актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, совместимости с международными стандартами, межгосударственными и другими региональными стандартами, в результате которых делается вывод о сохранении строительных норм, строительных правил в действии без пересмотра и изменения либо о необходимости пересмотра, изменения или признания утратившими силу.

Компетенция Минстройархитектуры дополнена функциями, которые фактически министерство осуществляет, но законодательно они нигде не отражены (функция по установлению порядка разработки, согласования, утверждения и применения технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ, создания и ведения фонда технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ, предоставления (распространения) технологической документации из указанного фонда и т.д.).

Статьей 23 Кодекса определяется компетенция иных республиканских органов государственного управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым предоставляется право вносить в Минстройархитектуры предложения об установлении в строительных нормах и правилах требований и правил по механической прочности и устойчивости объекта, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной, энергетической безопасности, защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей, экономии энергии и тепловой защите, а также нормативов в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических требований.

В статье 25 определяется компетенция структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В статье 26 определяется компетенция главного архитектора области, города, района, района в городе. В настоящее время эти вопросы регулируются Положением о главном архитекторе области, города, района, района в городе, утвержденным постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223, которое будет откорректировано в связи с закреплением некоторых его норм в Кодексе.

Следует отметить, что в ходе проводимых прокуратурой (в частности, прокуратурой Витебской области) проверок исполнения законодательства в структурных подразделениях по архитектуре и строительству местных исполнительных распорядительных органов в Представлении об устранении нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, об административных процедурах, причин и условий, им способствующих, в том числе сделаны следующие замечания: «большая загруженность на местах по причине объединения структурных подразделений по архитектуре и строительству местных исполнительных и распорядительных органов с отделами жилищно-коммунального хозяйства не способствует качественному выполнению возложенных на уполномоченные органы задач». Данный факт свидетельствует о необходимости усиления роли главного архитектора.

Кроме того, Правительство Республики Беларусь в письме на имя Главы государства (которым проинформировало об актуальных вопросах функционирования и повышения эффективности строительной отрасли) высказало свое мнение о целесообразности введения должности главного архитектора в штат обл-, рай- и горисполкомов, которое получило одобрение Главы государства.

Нормы, регулирующие правовой статус главного архитектора, предусмотрены и Законом № 300-З. Сложившаяся практика показывает необходимость сохранения данного института, поскольку неоднократно поднимался вопрос на уровне Главы государства о повышении роли, ответственности главного архитектора в реализации государственной градостроительной политики, обеспечении принятия обоснованных архитектурных и градостроительных решений в целях формирования благоприятной среды обитания для населения; обеспечении государственного контроля за разработкой и реализацией градостроительных и архитектурных проектов, планировкой и застройкой населенных пунктов, эффективным использованием территориальных и градостроительных ресурсов. Следовательно, потребовалось сохранить данную норму и в Кодексе.

Статьей 27 также устанавливается особое государственное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, определяются территории, на которых осуществляется особое государственное регулирование вышеуказанной деятельности.

Например, к таким территориям относятся:

  • зоны ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и зоны их охраны, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть и биосферные резерваты;
  • курортные зоны, специальные туристско-рекреационные парки, курорты и зоны отдыха республиканского значения;
  • свободные экономические зоны;
  • территории перспективного развития городов;
  • территории перспективного развития транспортной, инженерной, пограничной, таможенной инфраструктуры, имеющей республиканское и межгосударственное значение;
  • приаэродромные территории;
  • иные территории, в соответствии с законодательными актами признанные относящимися к территориям, на которых осуществляется особое государственное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

При этом указывается, что особое государственное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности может осуществляться на вышеперечисленных территориях посредством:

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос