Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Минстройархитектуры разъясняет нормы постановления Совмина от 23.08.2021 № 481
4.9
Опубликовано: 06.09.2021 09:13 - 274 просмотра

Минстройархитектуры на своем официальном сайте разместило разъяснения в отношении постановления Совмина от 23.08.2021 № 481 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 481), которое принято в рамках реализации Указа от 26.02.2021 № 58 «Об осуществлении строительной деятельности».

В рамках данных разъяснений акцентируются основные изменения, которые внесены постановлением № 481 в следующие НПА:

  • Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет», утвержденное постановлением Совмина от 01.04.2014 № 299.

В данном нормативном документе изменен процент резервирования  денежных средств с 1,5 % на 0,5 %. Таким образом, произведена корректировка процента стоимости строительных, специальных, монтажных работ, выполненных подрядчиком и требующих их резервирования на специальном счете.

  • Положение о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденное постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716 (далее – Положение № 716).

В данном документе постановлением № 481 вносятся следующие изменения:

  • из части первой п. 20 Положения № 716 слова «(кроме финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор)» исключены;
  • часть вторая п. 20 Положения № 716 изложена в новой редакции: «Заключения органов государственного надзора, включая органы государственного строительного надзора, не требуются, если иное не установлено законодательством:
  • по объектам пятого класса сложности*, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор;
  • по объектам строительства (объектам электросвязи), в т. ч. линейным и станционным сооружениям связи, инженерные решения которых не затрагивают несущей способности конструкций зданий и сооружений, а также по объектам, строительство которых не предусматривает занятие земельного участка, заключения органов государственного надзора, включая органы государственного строительного надзора, не требуются, если иное не установлено законодательством.»;

Кроме того, часть дополнена подстрочным примечанием следующего содержания: «* За исключением объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, а также объектов, по которым предпроектная (предынвестиционная) и проектная подлежит государственной экологической экспертизе.»;

  • Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450).

Так, подп. 1.1 постановления № 481 исключается необходимость согласования изменения (продления) сроков строительства по объектам, финансирование которых осуществляется из средств республиканского бюджета.

В соответствии с Правилами № 1450 к основным задачам заказчика относится обеспечение непрерывного финансирования строительства, принятие и своевременная оплата в установленном порядке выполненных строительных работ, к основным задачам подрядчика – выполнение строительных работ в определенные договором сроки в соответствии с проектной документацией и графиком производства работ.

В п. 75 Правил № 1450 указывается, что возможность изменения сроков строительства объекта обеспечивается в следующих случаях:

  • нарушения заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации;
  • несвоевременной передачи подрядчику строительной площадки (фронта работ);
  • выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств;
  • уменьшения предусмотренного в договоре объема финансовых ресурсов, выделяемых для строительства объекта на очередной финансовый год;
  • существенного нарушения установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования);
  • нарушения установленных договором сроков поставки материальных ресурсов и проведения пусконаладочных работ по вине заказчика;
  • приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон.

Таким образом, действующим законодательством заказчику, подрядчику предоставлены необходимые права, реализация которых обеспечивает строительство объектов в рамках продолжительности строительства, определенной проектной документацией, установлена ответственность сторон при неисполнении договора.

На основании изложенного, норма, обязывающая согласовывать изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь) с Минстройархитектуры и Минэкономики в отношении объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, за исключением объектов жилищного строительства, утратила свое значение. В связи с этим эта норма исключена из п. 17 Правил № 1450.

Также в Правила № 1450 включена норма, которой предусматривается возможность субподрядчика заключать договоры с третьими лицами. Такой подход позволит своевременно вводить объекты в эксплуатацию, выполнять строительные работы.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса Республики Беларусь к полномочиям распорядителя бюджетных средств по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах его компетенции контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом ими бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе.

В связи с этим, а также с целью сохранения возможности заказчика осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств указанная норма не распространяется на договоры, заключенные субподрядчиком с третьими лицами, при финансировании строительства объекта за счет бюджетных средств.

Кроме того, п. 14 Правил № 1450 скорректирован в связи с тем, что параллельное проектирование и строительство допускается в случаях и порядке, устанавливаемых Совмином;

  • Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень № 156).

Данный документ корректируется в связи с исключением части четвертой п. 17 Правил № 1450, а именно вносятся соответствующие изменения, уточняющие административную процедуру согласования изменения (продления) сроков строительства объектов.

 

По информации официального сайта Минстройархитектуры

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос