При проведении процедуры закупки работ в строительстве заказчик выдвигает к претендентам определенные требования. В свою очередь, участникам данной процедуры какие-то требования могут показаться излишними. Так ли это на самом деле? Ответ дает законодательство, регулирующее процедуры закупки.
Ситуация
Организация участвует в процедуре закупки работ в строительстве, кредитуемых Беларусбанком. Заказчик предъявляет к участникам следующие требования:
– объем работ, выполненных участником собственными силами, за предыдущий год – не менее требуемого для выполнения заказа в нормативный срок;
– опыт выполнения участником строительно-монтажных работ в Беларуси – не менее 20 лет;
– финансовая состоятельность претендента (определяется отношением остаточной стоимости чистых активов, уставного фонда и другой собственности, подтверждаемой документально, в текущих ценах к цене заказа);
– положительные отзывы, в т.ч. обл- и райисполкомов;
– наличие аттестованных специалистов (главный инженер, начальник производственно-технического отдела, прораб, мастер).
Соответствие всем этим требованиям оценивается при предквалификационном отборе и выборе победителя (10–15 баллов).
Правомерны ли такие требования и не излишни ли они?
И правомерны, и не излишни.
Сразу скажем, что закупки в строительстве не за счет бюджетных средств (как в нашем случае, когда работы финансирует Беларусбанк) регулируются Указом от 31.12.2013 № 591 "О проведении процедур закупок при строительстве" и Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (утверждено постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88). В свою очередь, показатели, которые учитываются в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство, приведены в п. 20 Положения № 88. Перечислим их:
– наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа;
– наличие у сотрудников участника, привлекаемых для выполнения заказа, квалификационного аттестата;
– наличие у участника опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему, подтверждаемого в порядке, установленном организатором подрядных торгов;
– деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных договором);
– производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, их состояние, использование прогрессивных технологий и др.);
– наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000;
– наличие специального оборудования (машин и механизмов), обеспечивающего выполнение заказа;
– наличие в установленных законодательством случаях декларации о соответствии или сертификата соответствия работ;
– сведения об изменениях в наименование участника, о правопреемстве, периоде осуществления строительной деятельности;
– информация об участии в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года;
– иные показатели, устанавливаемые организатором подрядных торгов с учетом особенностей предмета заказа.
Как видим, этот перечень является открытым, т.е. организатор может предусмотреть и другие критерии.
Таким образом, требования заказчика являются правомерными и неизлишними.