Сметное дело
Ценообразование
Неизменная цена: скорректированы нормы Положения №1553
Опубликовано: 29.04.2020 13:07
Обновлено: 29.04.2020 13:07

В постановление Совмина от 18.11.2011 №1553 внесены изменения и дополнения.  

Во-первых, скорректированы нормы Положения о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. В частности, установлено, что разработанные общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов рассматриваются межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве, образованной при Минстройархитектуры. Кроме того, новыми нормами определен порядок работы данной комиссии.

Во-вторых, существенные изменения внесены в Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (далее – Положение №1553).

Так, пункт 2 Положения №1553 дополнен термином «вид работ», под которым следует понимать один простой или комплексный технологический процесс, в результате выполнения которого создаются в полном объеме или частично отдельные элементы строящегося объекта (строительные конструкции, узлы, системы, устройства и другое) и (или) осуществляется снос.

Пунктом 3 Положения №1553 уточнено, что цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации (без изменения сметной стоимости подрядных работ, учтенной сметной документацией) с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

Пункт 4 Положения №1553 дополнен следующими нормами:

  • виды работ для составления графика строительства (производства работ) формируются подрядчиком самостоятельно;
  • график строительства (производства работ) и график платежей уточняются при корректировке неизменной цены, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце четвертом части первой п.10 Положения №1553.

Новыми нормами установлено, что при строительстве объекта «под ключ»:

  • цена заказчика определяется на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации с учетом даты начала строительства объекта, указанной заказчиком в задании на проектирование;
  • цена предложения подрядчика формируется на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации;
  • цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнение работ). Дополнительно в цене договора учитывается стоимость оборудования и разработки проектной документации.

Кроме того, в новой редакции п.6 Положения №1553 уточнено, что цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнения работ) без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых поручены заказчиком подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню.

При этом следует отметить, что метод формирования цены предложения подрядчика избирается подрядчиком самостоятельно.

При формировании цены предложения подрядчика путем применения укрупненных нормативов (по подп.7.2 Положения №1553) при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой (далее –бюджетные объекты), данные укрупненные нормативы не должны превышать нормативы, утвержденные Минстройархитектуры.

Пункт 10 Положения №1553, предусматривающий случаи корректировки неизменной цены, также претерпел изменения. Случай изменения «по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации» изложен в новой редакции: теперь неизменная цена корректируется в случае изменения проектной, в т.ч. сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ. В случае изменения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве, неизменная цена также корректируется. Неизменная цена корректируется при изменении сроков строительства:

  • в случаях, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности – для небюджетных объектов;
  • предусмотренных договором строительного подряда, в случаях существенного нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон – для бюджетных объектов.

Пункт 11 Положения №1553 дополнен нормами по отражению выполненных работ в актах:

  • в акты включается полностью законченный вид работ, предусмотренный графиком строительства (производства работ);
  • по соглашению сторон в акты может включаться частично выполненный вид работ, предусмотренный графиком строительства (производства работ), при условии, что можно определить количество (объем) выполненной работы.

В новой редакции Положения №1553 уточнено, что экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью выполненных подрядных работ не является завышением стоимости строительства, если получена в результате, в т.ч:

  • фактического выполнения видов работ с применением иной технологии производства работ, подтвержденных актами, использования в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в том числе сметной, документацией (при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским, прочностным и эксплуатационным качествам и требований по надежности и безопасности, установленных техническими нормативными правовыми актами);
  • принятия подрядчиком иных мер, направленных на снижение стоимости строительства объекта при условии выполнения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов.

В новой редакции изложен п. 12 Положения №1553:

  • дано определение дополнительных работ;
  • указан порядок формирования стоимости дополнительных работ и материалов.

Стоимость дополнительных работ отражается в графике производства работ отдельной строкой.

Следует также отметить, что в новой редакции изложен график строительства (производства работ).

Обратите внимание, нововведения утверждены постановлением Совмина от 23.04.2020 №253 и вступают в силу с 26 мая 2020г.

Получите доступ к закрытым разделам

Оформите демо-доступ к следующим закрытым разделам:

• Бератор

Руководство по всем вопросам работы сметчика в формате пошаговых алгоритмов

• Журнал

Свежие выпуски легендарного журнала "Сметное дело" и большой архив аналитических материалов

• Сервисы

Калькуляторы, расчеты, помощники, справочники

• Законодательство

Обновляемая база НПА Республики Беларусь

• Ответы на ваши вопросы

Большой архив ответов на интересные вопросы ваших коллег

Заполните форму

электронная почта обязательна
необходимо ввести пароль
необходимо ввести номер мобильного телефона


Другие материалы по теме
В помощь сметчику
Вопросы и ответы