Главная
Бератор
Новости
Ответы на ваши вопросы
Журналы
Горячие темы
Законодательство Сервисы Формы документов
В помощь сметчику
Словарь сметчика
Смежные темы
Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная
Бератор
Новости
Ответы на ваши вопросы
Журналы
Горячие темы
Законодательство Сервисы Формы документов
В помощь сметчику
Словарь сметчика
Смежные темы
Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 1)
Опубликовано: 22.08.2023 12:18 - 1070 просмотров
Другие материалы по теме

22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З (далее – Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Новации нормативного правового регулирования строительной отрасли прокомментировали в Минстройархитектуры.

Кодекс разработан с целью реализации подп. 9.3 п. 9 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), согласно которому поручено обеспечить разработку, проведение публичного обсуждения и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Кодекс – это настольная книга участников строительной деятельности.

Подготовка Кодекса осуществлялась в соответствии с требованиями, указанными в Декрете № 7, согласно которым необходимо было предусмотреть в Кодексе мероприятия по дальнейшему совершенствованию и упрощению требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизацию административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность, а также: обобщение и актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; дальнейшее сокращение, упорядочение и консолидацию требований технических нормативных правовых актов (включая противопожарные, санитарные и природоохранные требования) к строительству объектов; повышение ответственности разработчиков проектной документации, лиц и организаций, осуществляющих технический надзор, и иных субъектов за выполнение своих функций в процессе осуществления строительной деятельности.

В Кодексе закреплены принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений и обеспечено наиболее полное правовое регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Документ подготовлен с учетом практики применения действующих НПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, изменений, произошедших в законодательстве, регулирующем эту область, а также с учетом новых подходов регулирования отдельных вопросов и внесенных в некоторые акты.

Задачами Кодекса являются:

  • качественный пересмотр правового регулирования общественных отношений;
  • упорядочение массива НПА;
  • удобство практического применения;
  • простота в изучении.

Предметом его правового регулирования являются общественные отношения, связанные с осуществлением архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В основу Кодекса включены нормативные предписания Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).

Кроме того, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность регулируется множественными НПА, в т.ч. Указами, постановлениями Совмина, постановлениями Минстройархитектуры, а также ТНПА.

Учитывая весь массив НПА назрела необходимость облечь их в понятную и доступную структуру.

Согласно ст. 85 Конституции Глава государства на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. При этом определено, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить законам. В связи с вышеизложенным, нормы большинства принятых указов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности имплементированы в Кодекс.

В статье 1 «Основные термины, используемые в Кодексе, и их определения» содержатся основные термины и их определения. В основном, в эту статью включены термины и их определения, которые содержатся в настоящее время в Законе № 300-З. Также названная статья дополнена целым рядом терминов, которые содержатся в иных нормативных правовых актах, и нормы которых включены в Кодекс, например:

  • в Указах от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при возмещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» и от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах»;
  • в постановлениях Совмина:
    • от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»;
    • от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства»;
    • от 01.06.2011 № 687 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

Четко разграничены определения терминов: «архитектурная деятельность», «градостроительная деятельность», «строительная деятельность».

Согласно Закону № 300-З «подготовка проектной документации» входит в «строительную деятельность». А в соответствии с Кодексом «деятельность по разработке проектной документации» является архитектурной деятельностью, но не строительной.

Некоторые термины уточнены с учетом сложившейся практики их применения и смыслу определения этих терминов. Так, например, уточнены «реконструкция объекта», «ремонт объекта» и другие.

Статьей 1 также предусмотрено введение новых терминов и их определений: «возведение объекта», «изыскательские работы», «модернизация объекта», «техническая модернизация объекта», «ремонтно-реставрационные работы» и других.

Следует отметить, что термин «строительная деятельность» дополнен новыми видами (в отличие от аналогичного термина, предусмотренного Законом № 300-З), а именно «модернизация объекта», «техническая модернизация объекта».

Вместе с тем, исключен такой вид из «строительной деятельности» как «благоустройство». «Благоустройство» оставлено как вид работ, но в рамках определенного вида строительной деятельности.

Если в Законе № 300-З одним из видов строительной деятельности была «реставрация», то в Кодексе речь идет о «ремонтно-реставрационных работах», как термине, имеющим более широкое значение.

Кроме того, в Кодексе используются термины «инвестор», «научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях» и «реставрация», но определения данных терминов в Кодексе не даются, поскольку для целей Кодекса термин «инвестор» используется в значении, определенном Законом от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», термины «научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях» и «реставрация» – в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь о культуре.

В статье 2 «Принципы осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» определены основные принципы осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. К ним, в частности, относятся принципы:

  • обеспечение равных прав субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • информирование общественности об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • всесторонний учет государственных, общественных и частных интересов, обеспечение их максимального соблюдения при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • соблюдение прав землепользователей, собственников (владельцев, пользователей) эксплуатируемых объектов, имеющих отношение к выполнению работ в рамках архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • обеспечение:
    • качества разработки проектной документации и выполнения работ в строительной деятельности;
    • безопасности объектов строительства для жизни и здоровья физических лиц, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды;
    • инвалидам и физически ослабленным лицам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной, производственной, инженерной инфраструктуры и другие.

Поскольку в структурных элементах Кодекса неоднократно используется отсылка к классам сложности объектов строительства в Кодексе имеется статья 3 «Классы сложности объектов».

Ввиду многочисленных отсылочных норм на классификацию объектов строительства по тексту Кодекса в данной статье предусмотрено, что объекты строительства классифицируются по 5 классам сложности. Высший класс сложности объекта – 1 класс, низший – 5 класс.

Класс сложности объекта должен указываться в проектной документации. Отнесение объекта к конкретному классу сложности осуществляет заказчик, застройщик совместно с разработчиком проектной документации. Классификация объектов установлена строительными нормами Республики Беларусь СН 3.02.07-2020 «Объекты строительства. Классификация», утвержденными постановлением Минстройархитектуры от 26.10.2020 № 63.

Статья 4 «Страхование при осуществлении архитектурной и строительной деятельности» регулирует вопросы страхования рисков при осуществлении архитектурной и строительной деятельности.

Статья охватывает риски, которые могут возникнуть у субъектов хозяйствования при разработке проектной документации, возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации, капитальном ремонте объекта, ремонтно-реставрационных работах, оказании инженерных услуг. Кодексом предусмотрена добровольная форма проведения страхования.

При этом, добровольная форма проведения страхования позволяет сохранить возможность оперативного реагирования на потребности строительного рынка и внесения соответствующих изменений в условия страхования и систему тарификации, вместе с тем, внедряя элемент управления качеством строительства за счет разных объема и стоимости страхования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по разработке проектной документации, возведению, реконструкции, оказанию инженерных услуг в отношении объектов строительства, исходя из их деловой репутации и истории осуществления строительной деятельности.

Согласно Положению о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденному Указом от 25.08.2006 № 530, условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков.

Справочно. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 833 ГК.

В связи с этим, в абз. 1 ст. 4 Кодекса предусмотрено, что юридическими лицами, физическими лицами, в т.ч. ИП могут заключаться договоры добровольного страхования на условиях правил добровольного страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков.

Кроме того, для субъекта строительной деятельности остается возможность выбора инструментов управления своими рисками, в том числе через использование других, нежели страхование, финансовых инструментов (банковская гарантия, гарантийный депозит и др.), исходя из размера затрат по их приобретению и обслуживанию.

В статье 5 Кодекса содержится общая норма об авторском праве в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Авторское право регулируется Законом от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах». В связи с этим, в проект Кодекса включается норма, предусматривающая только общие вопросы по авторскому праву с отсылкой на законодательство об авторском праве и смежных правах.

Определяется конкретно, что относится к объектам авторского права в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а именно: произведения архитектуры (архитектурные проекты, чертежи и прочее); произведения градостроительства (градостроительные проекты); произведения садово-паркового искусства (архитектурно-планировочные задания, проекты строительства объекта озеленения, проекты ландшафта и прочее).

Статьей 6 Кодекса определяется, что законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности основывается на Конституции и состоит из Кодекса, а также иных актов законодательства.

Определено соотношение Кодекса к международным договорам Республики Беларусь. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международного договора.

В статье 7 определяются общественные отношения, регулируемые Кодексом, начиная с подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство и заканчивая приемкой объектов в эксплуатацию.

Определено, что действие Кодекса распространяется на отношения в области градостроительной деятельности, а также на отношения в области архитектурной и строительной деятельности в отношении объектов строительства, их частей, а также на другие связанные с ними отношения.

Указано, что Кодексом не регулируются отношения в области архитектурной и строительной деятельности при выполнении работ по переустройству и (или) перепланировке квартир в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, в том числе жилых и (или) нежилых помещений в их составе.

Также определено, что особенности разработки проектной документации, разработки и применения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, возведения, реконструкции, эксплуатации, ремонта автомобильных дорог общего пользования, технических средств организации дорожного движения, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, подвесной контактной сети городского электрического транспорта и трамвайных путей устанавливаются законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о железнодорожном транспорте и дорожном движении.

Особенности разработки проектной документации, возведения, реконструкции, ремонта радиационных объектов, проведения государственных экспертиз их предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации устанавливаются законодательством о радиационной безопасности.

Особенности проведения ремонта жилых помещений, жилых домов, эксплуатации жилищного фонда, выполнения работ по обследованию состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, общежитий устанавливаются жилищным законодательством.

Особенности выполнения проектных работ на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, осуществления авторского надзора при выполнении ремонтно-реставрационных работ, порядок проведения аттестации на право получения свидетельства на руководство разработкой научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях, особенности разработки, согласования научно-проектной документации, выполнения ремонтно-реставрационных работ устанавливаются законодательством о культуре.

Особое внимание следует обратить на то, что особенности проведения ремонта улично-дорожной сети определяются МЖКХ, поскольку данный вопрос до настоящего времени не был четко урегулирован законодательством.

В статье 8 содержатся общие нормы об ответственности за нарушение законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Проработана персональная ответственность всех участников строительной деятельности. Предусмотрена не только административная ответственность, но и дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная и иная. Названная статья, в т.ч., дает отсылку к законодательным актам.

Следует отметить, что в Законе № 300-З аналогичной статьи не имеется, т.е. это новое в законодательстве в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Вместе с тем, имеется необходимость на законодательном уровне закрепить нормы по повышению ответственности разработчиков проектной документации, лиц и организаций, осуществляющих технический надзор и иных субъектов за выполнение своих функций в процессе осуществления строительной деятельности. Предполагается, что данный вопрос будет урегулирован в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях в рамках приведения законодательных актов в соответствие с Кодексом.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь.