Главная
Бератор
Новости
Ответы на ваши вопросы
Журналы
Горячие темы
Законодательство Сервисы Бланки документов
В помощь сметчику
Словарь сметчика
Смежные темы
Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
Главная
Бератор
Новости
Ответы на ваши вопросы
Журналы
Горячие темы
Законодательство Сервисы Бланки документов
В помощь сметчику
Словарь сметчика
Смежные темы
Форум Наши эксперты Блог редактора О продукте Система лояльности
Купить
Подписка на самые актуальные новости
+375(17) 369-21-26
Заказать звонок
ООО «Издательский дом Гревцова»
220053, г. Минск, ул. Будславская 23, корп. 3
УНП 191260683 
В помощь сметчику
Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 5)
Опубликовано: 28.08.2023 15:41 - 2460 просмотров
Другие материалы по теме

22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З (далее – Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Новации нормативного правового регулирования строительной отрасли прокомментировали в Минстройархитектуры. В основу Кодекса включены нормативные предписания Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З).

Раздел VII «Разрешительная документация на строительство. Деятельность по разработке предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации. Госстройэкспертиза» состоит из 4 глав.

Глава 15 «Разрешительная документация на строительство» содержит нормы, определяющие порядок выдачи разрешительной документации на строительство. В настоящее время порядок выдачи разрешительной документации на строительство определен в ст. 21 Закона № 300-З, в Положении о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденном постановлением Совмина от 20.02.2007 № 223.

Кодексом определяется, что разработка проектной документации, возведение объекта, реконструкция объекта, ремонтно-реставрационные работы, снос объекта осуществляются на основании разрешительной документации на строительство, за исключением случаев, когда не требуется разрешительная документация на строительство.

Упрощены требования по получению разрешительной документации на строительство (статья 67).

Здесь стоит упомянуть Указ от 13.06.2022 № 202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства», нормы которого нашли также отражение в проекте Кодекса (статья 67 и 83).

Значительно расширен перечень случаев в строительстве, при которых разрешительная документация на строительство не требуется, в частности, на:

  • работы по модернизации, технической модернизации и ремонту объектов;
  • снос физическими лицами нежилых капитальных построек на предоставленных земельных участках;
  • строительство, осуществляемое в целях ликвидации либо предупреждения аварийных и чрезвычайных ситуаций;
  • возведение садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства;
  • возведение дач, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для дачного строительства;
  • возведение и реконструкцию одноквартирного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности в случае упрощенного порядка возведения и реконструкции одноквартирного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности.

Предусмотрено, что перечень документов и (или) сведений, необходимых для выдачи разрешительной документации на строительство, сроки ее выдачи и действия, размер платы за ее выдачу устанавливаются в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Глава 16 «Предпроектная (предынвестиционная) документация» определяет общие подходы к разработке предпроектной (предынвестиционной) документации.

Кодексом закрепляется действующий порядок разработки предпроектной (предынвестиционной) документации.

Также в целях упрощения требований в строительстве предусмотрена возможность разработки и утверждения предпроектной (предынвестиционной) документации в сокращенном объеме (в форме задания на разработку проектной документации) (п. 4 ст. 69).

Допускается разрабатывать и утверждать предпроектную (предынвестиционную) документацию в сокращенном объеме (в форме задания на разработку проектной документации) в случае предотвращения, устранения последствий строительной аварии, а также на:

  • капитальный ремонт, модернизацию, техническую модернизацию, снос объектов первого – четвертого классов сложности;
  • возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, снос объектов пятого класса сложности;
  • возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, снос объектов сельскохозяйственного назначения 2 – 4 классов сложности, осуществляемые хозяйственным способом сельскохозяйственными организациями;
  • возведение, реконструкцию, капитальный ремонт нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды.

Предусмотрены случаи, когда не является обязательной разработка предпроектной (предынвестиционной) документации (статья 71).

Не является обязательной разработка предпроектной (предынвестиционной) документации на:

  • возведение, ремонт блокированных и одноквартирных жилых домов, в т.ч. жилого и (или) нежилого помещений в их составе;
  • возведение, ремонт нежилых капитальных построек на предоставленном земельном участке;
  • возведение, реконструкцию, ремонт садовых домиков, дач, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства или дачного строительства;
  • возведение, реконструкцию, ремонт хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;
  • возведение, реконструкцию, ремонт временных индивидуальных гаражей, осуществляемые физическими лицами на предоставленных им для этих целей земельных участках;
  • снос объектов, в отношении которых решением местного исполнительного и распорядительного органа установлено отсутствие необходимости разработки проектной документации.

В главе 17 «Проектная документация. Специальные технические условия» содержатся нормы, которыми регулируется порядок разработки, согласования, утверждения проектной документации. В эту Главу включены нормы действующего Закона № 300-З. Кроме того, порядок разработки, согласования, утверждения проектной документации установлен Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совмина от 20.10.2008 № 1476, которое впоследствии будет откорректировано.

Установлено, что не является обязательной разработка проектной документации на:

  • снос физическими лицами нежилых капитальных построек на предоставленных земельных участках;
  • строительство, осуществляемое в целях ликвидации либо предупреждения аварийных и чрезвычайных ситуаций;
  • возведение садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства;
  • возведение дач, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для дачного строительства;
  • возведение и реконструкцию одноквартирных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности в соответствии с упрощенным порядком возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек 5 класса сложности.

Вместе с тем эта норма не является императивной, и в вышеназванных случаях возможна разработка проектной документации (если так желает субъект архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).

Порядок утверждения проектной документации устанавливается Совмином, и только такая (утвержденная) проектная документация является основанием для финансирования строительства.

Также в Кодексе определяются требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде (статья 73). В настоящее время такие требования установлены в Инструкции о порядке формирования проектной документации и требованиях к ее оформлению в электронном виде, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 29.12.2017 г. № 44. Кодексом предусмотрено, что теперь такие требования будут устанавливаться Совмином.

Кодексом определено, что Минстройархитектуры устанавливается порядок создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов (подп. 1.2 п. 1 ст. 22). Предоставление в пользование и использование материалов и данных указанных фонда и банка данных будет осуществляться организацией, уполномоченной Минстройархитектуры.

В настоящее время такой порядок установлен Инструкцией о порядке создания и ведения республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов, предоставления в пользование и использования материалов и данных указанных фонда и банка данных, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 14.

Статья 74 «Порядок разработки специальных технических условий» предусматривает, что в случае, если для разработки проектной документации по отдельным объектам отсутствуют технические нормативные правовые акты, устанавливающие требования для разработки проектной документации, разрабатываются специальные технические условия (далее - СТУ).

В соответствии с ТКП 45-1.01-234-2015 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Специальные технические условия в области архитектуры и строительства. Порядок разработки, построения, изложения, согласования и утверждения» СТУ разрабатывают на проектирование, возведение, эксплуатацию и реконструкцию высотных, сложных объектов, а также объектов, на которые отсутствуют нормы проектирования.

СТУ разрабатываются на объекты капитального строительства. Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, не относятся к сфере регулирования Минстройархитектуры.

В Кодексе содержится глава 18 «Госстройэкспертиза».

В настоящее время порядок проведения экспертизы градостроительных проектов, проектной документации определен Законом № 300-З, Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791. В целом, глава 18 Кодекса «Госстройэкспертиза» представляет сборку доурегулированных положений, соответствующих принципам полноты правового регулирования сферы экспертной деятельности в области архитектуры, градостроительства и строительства. Регулирование практических аспектов осуществления государственной строительной экспертизы отнесено к компетенции Правительства Республики Беларусь.

Кодекс содержит нормы об определении стоимости проведения экспертизы градостроительных проектов, проектной документации, согласно которым стоимость проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации определяется в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства по согласованию с Госстандартом и указывается в договоре на ее проведение. Такой порядок действует и в настоящее время.

Определяется порядок выдачи заключения органа государственной экспертизы по градостроительным проектам. Такое заключение является результатом государственной экспертизы градостроительных проектов и выдается органом государственной экспертизы по итогам выполненной оценки соответствия и содержит основные результаты и выводы по предмету государственной экспертизы. Заключение государственной экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Определяется компетенция органов госстройэкспертизы.

Также устанавливается, что действие заключения госстройэкспертизы может приостанавливаться по решению исполнителя госстройэкспертизы до урегулирования ситуации на основании:

  • фактов представления заявителем госстройэкспертизы документов, являющихся подложными, поддельными или недействительными объекту госстройэкспертизы;
  • прекращении действия (аннулировании) заключений (согласований), полученных от государственных и иных организаций, на основании которых выдано заключение госстройэкспертизы по объекту госстройэкспертизы;
  • решении суда, вступившем в законную силу, в отношении вопросов осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по объекту госстройэкспертизы.

Возобновление действия приостановленного заключения госстройэкспертизы осуществляется в случаях устранения причин, по которым оно приостанавливалось, и подтверждения, что за период приостановления его действия в градостроительную или проектную документацию не вносились изменения. При внесении изменений в градостроительную или проектную документацию в период приостановления действия заключения госстройэкспертизы, градостроительная или проектная документации соответственно представляются на повторную госстройэкспертизу.

Ввести функции исполнителей госстройэкспертизы по приостановлению и возобновлению действий заключений госстройэкспертизы предлагается в целях урегулирования существующих на практике пробелов законодательных требований в цепочке действий участников строительной деятельности.

В частности, проектная документация разрабатывается на основании документов (в том числе разрешительной документации, исходных данных, заключений, согласований и т.д.), выданных государственными и иными организациями, которые непосредственно несут ответственность за выданные документы. При этом законодательно предусмотрена возможность при определенных обстоятельствах некоторые из этих документов аннулировать, что приводит к неопределенности статуса выданного с их учетом заключения госстройэкспертизы, и, соответственно, к неопределенности правового статуса последующих действий заказчика, инвестора, совершенных на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Таким образом, действие заключения госстройэкспертизы, учитывающее документы, выданные государственными и иными организациями, и являющиеся отправной точкой для проектирования и утверждения проектной документации или производства строительно-монтажных работ на объекте строительства, при их аннулировании, выявлении их недостоверности целесообразно приостановить до урегулирования ситуации с возможностью последующего возобновления действия заключения либо необходимостью проведения повторной госстройэкспертизы и утверждением в установленном порядке проектной документации.

Такой подход восполнит недостающие действия государственных и иных организаций, влияющих через выданные ими документы на обеспечение качества проектной документации.

Следует отметить, что ответственность, возникающая за недопустимое воздействие на экспертов и органы госстройэкспертизы, предусмотренная Кодексом, в настоящее время законодательством не установлена. Данная норма предусматривает ее установление при приведении законодательных актов в соответствие с Кодексом и в целях приведения в соответствие с Модельным законом «Об экспертизе и экспертной деятельности», принятым постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 13.04.2018 № 47-7.

Раздел VIII «Строительная деятельность (строительство). Обеспечение исполнения обязательств в период гарантийного срока эксплуатации объектов жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Заказчик, застройщик. Инженерные услуги. Жилищное строительство» содержит главы, регулирующие осуществление строительной деятельности. Определяются некоторые особенности при осуществлении строительной деятельности.

В Кодекс включена статья 79 «Формирование стоимости строительства объекта». Предметом регулирования статьи «Формирование стоимости строительства объекта» являются отношения в сфере ценообразования в строительстве, которые характеризуются исключительной неоднородностью и нестабильностью.

В связи с этим содержание статьи предполагает наличие отсылочных норм, определение подсистем в сфере ценообразования в строительстве, а также разделение полномочий органов государственного управления в данной сфере, что обеспечивает отлаженный механизм регулирования системы ценообразования в строительстве и своевременное реагирование на изменения состояния экономики страны.

В настоящее время формирование стоимости строительства объекта определяется Указом от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее – Указ 361). Учитывая изложенное, названная статья содержит нормы, регулирующие систему ценообразования Республики Беларусь комплексно, в т.ч. с учетом норм Указа 361, а именно:

  • в Кодексе содержится норма о том, что сметная документация (смета) на строительство объектов разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен (тарифов) на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов;
  • Кодекс содержит отсылочную норму к постановлению Совмина от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361», которое будет впоследствии корректироваться; также Кодекс содержит норму, наделяющую Минстройархитектуры компетенцией по установлению порядка составления сметной документации (сметы) (п. 3 ст. 79).

В настоящее время такой порядок предусмотрен Указом № 361.

Кодекс содержит отсылочные нормы к постановлению Минэкономики от 26.01.2012 № 10 «О прогнозных индексах цен в строительстве», к Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 и к постановлению Минстройархитектуры от 20.07.2018 № 29 «Об утверждении Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ».

Учитывая изложенное, статья «Формирование стоимости строительства объекта» охватывает весь спектр отношений в сфере ценообразования в строительстве и содержит компетенции органов государственного управления, достаточные для надлежащего регулирования данной системы.

В Кодексе содержатся общие нормы по вопросам жилищного строительства.

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие в Конституцией Республики Беларусь в Кодекс имплементированы основополагающие нормы Указа от 10.12.2018 № 473 «О долевом строительстве» (далее – Указ № 473), которые не регулируются на уровне законов Республики Беларусь.

В Кодексе предусмотрены:

  • общая норма о жилищном строительстве;
  • порядок внесения платежей по договорам создания объектов долевого строительства; аудит при осуществлении долевого строительства;
  • регулирование вопросов защиты прав дольщиков при долевом строительстве.

Кроме того, дополняется компетенция Правительства полномочиями по вопросам долевого строительства (статья 22 Кодекса).

Также некоторыми вопросами регулирования долевого строительства дополняется компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (ст. 25 Кодекса).

Иные вопросы, которые содержатся в Указе № 473, предполагается урегулировать на уровне нормативного правового акта Правительства Республики Беларусь, который будет принят в целях реализации норм Кодекса.

Также в Кодекс включены нормы Указов: Указа № 72; Указа № 26; от 13.06.2022 № 202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства»; от 05.10.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора» (Указ № 581).

Отдельные нормы, предусмотренные Указами Президента Республики Беларусь, перенесены в компетенцию Совмина.

Кодексом определены общественные отношения, которые ранее не были урегулированы, а именно установлены нормы, регулирующие упрощенный порядок возведения и реконструкции объектов строительства.

Определен упрощенный порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек 5 класса сложности (ст. 82 Кодекса).

Предусмотрено, что в случае возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек 5 класса сложности на земельном участке, предоставленном для строительства и (или) обслуживания одноквартирного жилого дома, можно будет построить такие объекты без получения разрешительной документации (разрешения на реконструкцию), без разработки проектной документации и согласования ее с местным исполнительным и распорядительным органом, без последующей приемки их в эксплуатацию.

Для строительства или реконструкции одноквартирных жилых домов и хозяйственных построек в сельских населенных пунктах (за исключением расположенных на территории районов, прилегающих к областным центрам и г. Минску, поселках городского типа и городах (за исключением г.Минска) гражданам достаточно иметь документ, удостоверяющий право на земельный участок.

Для возведения таких построек в сельских населенных пунктах, расположенных на территории районов, прилегающих к областным центрам и г. Минску, в поселках городского типа и городах (за исключением г. Минска) гражданину необходимо будет получить паспорт застройщика. На основании такого паспорта смогут построить жилые одноквартирные дома также и юридические лица, Ип.

Выдача паспорта застройщика будет осуществляться по принципу «одно окно», срок оформления – один месяц, стоимость – 25 БВ.

Действующий порядок возведения и реконструкции этих построек (с получением всех разрешений, согласований, заключений и разработкой проектной документации) также сохраняется.

Решение о применении упрощенного порядка принимается застройщиками самостоятельно. Воспользоваться таким порядком можно будет при возведении объектов на территории всей республики, за исключением г. Минска.

Существенно упрощены требования при выполнении работ по текущему ремонту (статья 83).

Строительно-монтажные работы по текущему ремонту выполняются без направления уведомления о выполнении строительно-монтажных работ на основании дефектного акта и сметной документации (сметы).

Форма дефектного акта, а также порядок ее применения и заполнения утверждаются Минстройархитектуры.

Для проведения текущего ремонта не требуется наличие: предпроектной (предынвестиционной) документации, проектной документации; разрешительной документации на строительство; аттестатов соответствия, квалификационных аттестатов; свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля; декларации безопасности на строительные работы.

Введен уведомительный принцип в отношении выполнения строительно-монтажных работ (взамен ранее действовавшего разрешительного) (ст. 85 Кодекса).

Декретом № 7 закреплен уведомительный принцип о начале производства строительно-монтажных работ. Данная норма нашла отражение в Кодексе. Так, нормативными предписаниями Кодекса закреплено, что осуществление выполнения строительно-монтажных работ на объектах без направления в установленном порядке уведомления о выполнении строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора запрещается, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор.

Согласно п. 1 Указа № 581 на органы государственного строительного надзора возложен надзор за эксплуатационной надежностью и безопасностью объектов строительства, реконструкции, реставрации, благоустройства, капитального ремонта (далее – строительство) и соблюдением установленного порядка строительства всех объектов независимо от назначения, формы собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства и объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, а также объектов, подконтрольных другим органам государственного надзора в соответствии с законодательством, выдача разрешений на производство строительно-монтажных работ и заключений о соответствии объектов, принимаемых в эксплуатацию, проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности.

В целях упрощения требований к участникам строительной деятельности Кодексом определено, что направление уведомления о выполнении строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора требуется не всегда. Перечень объектов, по которым не требуется направление уведомления о выполнении строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора, устанавливается Совмином.

Также в Кодексе содержатся нормы по вопросам определения продолжительности строительства объекта и сроков эксплуатации (службы) объектов (статья 86).

Также в Кодексе содержатся нормы по вопросам сноса объектов, их частей (статья 88). Ранее в законодательстве такой нормы не содержалось. В связи с этим, требуется потребовалось урегулировать данный вопрос в Кодексе.

Главой 20 «Обеспечение исполнения обязательств в период гарантийного срока эксплуатации объектов жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения» определяется порядок обеспечения исполнения обязательств в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, которое может предусматривать резервирование денежных средств на период исполнения гарантийных обязательств, либо предоставление банковской гарантии, либо заключения договора страхования.

Норма не содержит новелл, в настоящее время такой порядок определен Указом № 26, Положением о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденным постановлением Совмина от 01.04.2014 № 299.

Глава 21 «Заказчик, застройщик. Инженерные услуги» содержит общие нормы, определяющие функции заказчика, застройщика при строительстве объектов.

Также Кодексом установлена отсылочная норма, определяющая, что Перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта и организационно-технических мероприятий по организации и обеспечению строительства устанавливается Министерством архитектуры и строительства.

Кодекс содержит статьи 92 и 93, определяющие порядок оказания инженерных услуг в строительстве.

Эти нормы содержатся в ст. 704 ГК, а также в ст. 56 Закона № 300-З.

Инженер (инженерная организация) по договору на оказание инженерных услуг может оказывать отдельные виды инженерных услуг либо осуществлять комплексное управление строительной деятельностью.

Глава 23 «Строительная авария. Порядок расследования обстоятельств (причин) строительной аварии» содержит две статьи, в которых определяется порядок действия при строительной аварии и определяется порядок расследования причин строительной аварии. В настоящее время эти вопросы урегулированы статьей 58 Закона № 300-З, Инструкцией о порядке расследования строительных аварий на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 04.04.2002 г. № 11.

Что касается включения норм Указа от 01.08.2013 № 336 «О некоторых вопросах органов государственного строительного надзора» (Указ № 336), то основная норма данного Указа, касающаяся финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г. Минску и специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации включена в Кодекс. Другие нормы Указа № 336 возможно предусмотреть в постановлении Совмина от 09.08.2013 № 704 «Об утверждении Положения о порядке финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации» и в постановлении № 51.

Более детально определен порядок приостановления строительства и консервации (статья 100).

Кодекс регулирует порядок проведения консервации объектов незавершенного строительства, порядок принятия решения о консервации, а также определяет, кто принимает решение о консервации объектов незавершенного строительства, определяются сроки консервации объектов незавершенного строительства.

Приостановление строительства зависит от сроков строительства и может осуществляться при наличии обоснованных причин при сроке строительства: до 1 года – не более 2 раз в течение срока строительства; от 1 года до 2 лет – не более 3 раз в течение срока строительства; свыше 2 лет – не более 4 раз в течение срока строительства.

Приостановление строительства по жилым домам может осуществляться не более 3 раз в течение срока строительства при наличии обоснованных причин.

Срок приостановления строительства не должен суммарно превышать 3 месяцев за исключением случая, когда местные исполнительные и распорядительные органы по заявлению заказчика, застройщика могут разово продлить срок приостановления строительства дополнительно на срок до 2 месяцев.

Данные нормы направлены, прежде всего, на сокращение объектов-долгостроев и, в конечном итоге, на полное их исключение, особенно при строительстве жилых домов, когда дольщики, вложившие личные денежные средства, годами ждут свои квартиры.

При возникновении обстоятельств, независимых от заказчика, собственника объекта (отсутствие финансирования, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, введение санкций и другие) Правительству предоставляется право принимать решение о продлении срока консервации объекта незавершенного строительства (статья 102).

Глава 25 «Приемка объекта в эксплуатацию» содержит нормы, в которых определены вопросы организации приемки объектов строительства в эксплуатацию. В настоящее время вопросы приемки регулируются статьей 708 ГК, статьей 591 Закона № 300-З, постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716, постановлением Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40.

В результате изложения норм по приемке объектов в этой главе Кодекса количество нормативных правовых актов по вопросам приемки сократится, в т.ч. отдельные нормы вышеуказанных нормативных правовых актов будут признаны утратившими силу. Так, Кодексом предусмотрены нормы, устанавливающие порядок организация приемки объекта строительства в эксплуатацию.

Также определен перечень государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию, определяется порядок выдачи указанными органами (организациями) заключений при приемке объекта строительства в эксплуатацию.

Одним из таких органов, выдающих заключения при приемке объекта строительства в эксплуатацию (заключение), является Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям, который выдает заключение при приемке объекта строительства в эксплуатацию, в составе которых имеются опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты (за исключением подъемных сооружений и (или) аттракционов).

Указанное исключение обусловлено тем, что в соответствии со ст. 24 Закона от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» и правилами по обеспечению промышленной безопасности подъемные сооружения и аттракционы, в т.ч. в составе объектов строительства, до ввода в эксплуатацию подлежат обязательному техническому освидетельствованию. В ходе технического освидетельствования подъемных сооружений и аттракционов после окончания монтажа и наладки проверяется соответствие их технического состояния и установки требованиям проектной документации, эксплуатационной документации и правил по обеспечению промышленной безопасности, проводятся испытания и контрольные пуски, оценивается система эксплуатации.

Результаты технического освидетельствования оформляются актами (протоколами) и заносятся в паспорт (формуляр) потенциального опасного объекта.

Таким образом, соответствие имеющего в своем составе подъемные сооружения и (или) аттракционы объекта строительства разрешительной и проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и промышленной безопасности подтверждается положительными результатами их технического освидетельствования.

Нужно отметить, что в целом изменены подходы к приемке объектов в эксплуатацию.

Нововведением Кодекса является то, что приемка объекта в эксплуатацию осуществляется на предмет соответствия возведенного проекта проектной документации, разработанной для его строительства.

Учитывая требования о выполнении строительно-монтажных работ в полном соответствии с разработанной проектной документацией, проведение оценки проектной документации при ее государственной экспертизе на соответствие всем требованиям безопасности, изложенным в нормативных правовых актах, необходимость оценки построенного объекта обязательным требованиям в области строительства является избыточной. Наличие дублирования проверки приводит к размыванию и, как следствие, снижению ответственности участников строительства, в первую очередь, разработчиков проектной документации за результат своей работы, усложнению процесса приемки объектов в эксплуатацию и к затягиванию ее сроков.

Также изменена в этой части компетенция органов государственного строительного надзора, которым предписано осуществлять надзор за соблюдением требований проектной документации в целях обеспечения безопасности и эксплуатационной надежности при производстве строительно-монтажных работ.

Определено, что приемка в эксплуатацию объектов оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Минстройархитектуры.

Устанавливается, что в случае нарушения порядка приемки объекта в эксплуатацию, в т.ч. отказа от подписания акта приемки и непредставления обоснования этого отказа председатель, члены приемочной комиссии несут ответстве