С 1 сентября 2021 г. действует Указ от 06.07.2021 № 259 "О создании фондов развития строительной отрасли" (далее – Указ № 259), предусматривающий создание внебюджетных фондов развития строительной отрасли (далее – стройфонды) на период с 01.09.2021 по 31.12.2025. Документ создал для заказчиков новые обязательства при строительстве, которые необходимо учитывать как на стадии планирования, выделения финансирования на строительство и утверждения проектной документации, так и при ведении бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Для подрядчиков же нормы Указа № 259 также устанавливают новые ежемесячные обязательства перед распорядителями стройфондов.
Порядок формирования и использования таких стройфондов определяется Положением о порядке формирования и использования денежных средств фондов развития строительной отрасли, утвержденным Указом от 06.07.2021 № 259 (далее – Положение № 259). Его нормы обязательны для учета при формировании себестоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями, и общей сметной стоимости строительства, а также при заключении договора строительного подряда и определении договорной (контрактной) цены на строительство объекта.
Как формируются стройфонды?
Формирование стройфондов осуществляется за счет отчислений в размере 1 % от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце по объектам строительства, по которым в сводном сметном расчете стоимости строительства (далее – ССР), в неизменной договорной (контрактной) цене (далее – неизменная цена) на строительство объекта предусмотрены денежные средства на указанные отчисления (п. 2 Положения № 259). Причем данная норма является обязательной для юридических лиц независимо от их форм собственности и подчиненности.
Подрядные организации согласно подп. 2.1 Указа № 259 – юридические лица – генеральные подрядчики, подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительные и иные специальные монтажные работы собственными силами.
Республиканский стройфонд создается в Минстройархитектуры и формируется за счет отчислений от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями, входящими в систему Минстройархитектуры (абзац второй п. 1 Указа № 259, п. 2 Положения № 259).
Областные и Минский городской стройфонды создаются в облисполкомах и Мингорисполкоме и формируются за счет отчислений от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями, зарегистрированными на территории соответствующих областей и г. Минска (абзац третий п. 1 Указа № 259, п. 2 Положения № 259).
Как используются средства из стройфондов и кто ими распоряжается?
Выделение денежных средств из стройфондов осуществляется на основании решений комиссий, создаваемых распорядителями денежных средств этих фондов.
Распорядителем денежных средств стройфонда является Минстройархитектуры, областных и Минского городского стройфондов – облисполкомы и Мингорисполком.
Решения принимаются комиссией по результатам рассмотрения письменных обращений организаций строительной отрасли с финансово-экономическим обоснованием необходимости выделения денежных средств.
Использование денежных средств стройфондов осуществляется путем их выделения на безвозвратной основе:
1) организациям строительной отрасли, входящим в систему Минстройархитектуры;
2) организациям строительной отрасли независимо от форм собственности и подчиненности, зарегистрированным на территории областей и г. Минска.
Денежные средства стройфондов имеют целевое назначение и используются на финансирование:
- приобретения, в т. ч. по договорам финансовой аренды (лизинга), строительных машин и механизмов, транспортных средств и технологического оборудования, необходимых для осуществления строительной деятельности;
- мероприятий по проведению модернизации и технического переоснащения производственных мощностей индустриального домостроения, производству железобетонных изделий.
Закупки товаров (работ, услуг) за счет денежных средств стройфондов осуществляются в порядке, установленном для закупок за счет собственных средств.
Когда отчисления не производятся?
Следует обратить внимание на то, что отчисления в стройфонды не производятся при:
- выполнении строительных работ подрядными организациями, зарегистрированными в качестве резидентов свободных (особых) экономических зон (часть первая п. 2 Положения № 259);
- строительстве жилых домов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, включая индивидуальную (абзац первый части третьей п. 4 Положения № 259);
- строительстве объектов, строящихся с использованием бюджетных и приравненных к ним средств (абзацы второй – четвертый части третьей п. 4 Положения № 259):
- республиканского и (или) местных бюджетов, иных государственных средств, имеющих целевое назначение;
- внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства;
- кредитов банков Республики Беларусь, представленных под гарантии Правительства, облисполкомов и Мингорисполкома, а также кредитов банков, погашение которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Согласно полученным устным разъяснениям специалистов Минстройархитектуры нормы Указа № 259 также не распространяются на:
- текущий ремонт;
- объекты, строящиеся с привлечением бюджетных средств, т. е. со смешанным источником финансирования).
Кто производит отчисления?
Плательщиками отчислений в стройфонды являются заказчики, застройщики (кроме резидентов свободных (особых) экономических зон) по объектам, строительство которых начинается с 01.09.2021.
Важно подчеркнуть, что нормы Положения № 259 распространяются на объекты, проектирование которых начинается с 01.09.2021, что подтверждается письмом Минстройархитектуры от 19.08.2021 № 10-1-30/10546 "О разъяснении".
Далее заказчикам необходимо выполнить следующие действия:
- По объектам, строительство которых начинается с 01.09.2021, заказчики должны предусмотреть в ССР, в неизменной цене на строительство объекта денежные средства в размере 1 % от стоимости строительных работ (части первая, вторая п. 4 Положения № 259).
- Ежемесячно не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, производить перечисление на соответствующие текущие (расчетные) банковские счета главных управлений Минфина по областям и г. Минску денежных средств в размере 1 % от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце, с учетом выплаченных им текущих и целевых авансов (абзац второй п. 6 Положения № 259).
- Представлять подрядным организациям ежемесячно не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным, копии платежных поручений на перечисление денежных средств в размере 1 % от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце, с учетом выплаченных им текущих и целевых авансов (абзац третий п. 6 Положения № 259).
Что делать подрядчику, заключившему договор с неизменной ценой?
Подрядные организации ежемесячно не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным, предоставляют распорядителям денежных средств стройфондов информацию о перечислении денежных средств в стройфонды, сформированную на основании полученных от заказчиков документов.
Нормы п. 2 Положения № 259 указывают на необходимость учета средств на формирование стройфондов в неизменной цене. Вместе с тем в подп. 2.1 Указа № 259 предусмотрено, что отчисления в стройфонды:
- относятся на себестоимость строительных и иных специальных монтажных работ, выполненных юридическими лицами – генеральными подрядчиками, подрядчиками, субподрядчиками собственными силами;
- не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли.
Согласно устным разъяснениям специалистов Минстройархитектуры подрядчики будут включать в неизменную цену средства на формирование стройфондов в размере 1 % от стоимости подрядных работ. Неизменная цена не учитывает стоимости оборудования и стоимости материалов поставки заказчика.
Ввиду отсутствия правоприменительной практики и официальных разъяснений вопросы в части формирования неизменной цены и оформления в каждом конкретном отчетном периоде акта формы С-2б "Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ" (форма акта установлена постановлением Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 13, далее – акт формы С-2б), а также справки формы С-3а "Справка о стоимости выполненных работ" (форма справки установлена постановлением Минстройархитектуры от 17.10.2011 № 48, далее – справка С-3а) остаются открытыми.
Так, предварительно (в отсутствие конкретных разъяснений) сторонам в договоре рекомендуется предусмотреть:
- включение дополнительной строки в акт формы С-2б для отражения суммы отчислений в стройфонды. При этом конкретный порядок оформления заказчик и подрядчик устанавливают самостоятельно (по мнению автора, целесообразно выполнить отдельный расчет данной суммы отчислений без НДС и приложить к акту С-2б). От стоимости дополнительных работ отчисления не производятся, однако обратите внимание на то, что и на этот счет официальных разъяснений пока нет;
- порядок отражения данной суммы отчислений в справке С-3а (эти средства вычитаются в дополнительной строке раздела 3);
- возможность составления корректировочных актов по факту внесения изменений в законодательство, предусматривающих порядок отражения отчислений в стройфонды.
Бухгалтерский учет
В случае, если заказчики предусмотрели в ССР, в неизменной цене на строительство объекта отчисления в стройфонды, такие отчисления относятся на себестоимость строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами (абзац второй подп. 2.1 Указа № 259).
При полном либо частичном неисполнении данных обязательств заказчики осуществляют отчисления в стройфонды за счет чистой прибыли (п. 5 Положения № 259). Кроме того, отчисления в стройфонды не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли (абзац третий подп. 2.1 Указа № 259).
Отнесение отчислений в стройфонды на себестоимость строительных работ, выполненных подрядными организациями, включение их в ССР, а также в неизменную цену на строительство объекта предполагают необходимость их отражения в актах выполненных работ и справке С-3а, которая формируется на основании актов сдачи-приемки работ. Вместе с тем обязанность по осуществлению отчислений возложена на заказчика, в связи с чем возникает необходимость законодателю уточнить механизм оформления соответствующих документов и произведения взаиморасчетов между заказчиком и подрядными организациями с внесением соответствующих изменений и (или) дополнений в законодательство.
Предусмотрена ли ответственность за неперечисление отчислений в стройфонды?
Своевременность перечисления отчислений в стройфонды и целевое использование выделенных из них денежных средств обеспечивают распорядители денежных средств в стройфондах (п. 5 Указа № 259). За неперечисление или несвоевременное перечисление денежных средств заказчики уплачивают в стройфонды пени (часть первая п. 7 Положения № 259).
Пени рассчитываются от невнесенной либо несвоевременно внесенной суммы отчислений в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка на день осуществления платежа за каждый день просрочки, включая день перечисления денежных средств.
Начисленные пени, как и неперечисленные отчисления, взыскиваются в стройфонды в бесспорном порядке. Взыскание осуществляется на основании решений распорядителей денежных средств соответствующих стройфондов. Такие решения являются исполнительными документами (часть вторая п. 7 Положения № 259).