Зачастую при проведении процедур закупок работ, услуг заказчик сталкивается с проблемой сравнения цен предложений участников с различными системами налогообложения. Также возникает вопрос о разнице в цене договора между заказчиком и генеральным подрядчиком и в цене договора между генеральным подрядчиком и субподрядчиком в связи с применением сторонами договора различных систем налогообложения.
В статье приведены ответы на данные вопросы.
Итак, как оценивать предложения участников с общей системой налогообложения, предоставивших свою цену с НДС, и предложения участников, предоставивших цену без НДС, работающих по УСН?
Упрощенная система налогообложения (далее – УСН) – один из действующих в Республике Беларусь особых режимов налогообложения, который предусматривает особый порядок определения плательщиков и элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), предоставления налоговых льгот, а также освобождает от уплаты ряда налогов. Порядок применения УСН установлен главой 32 НК.
Ставка налога при УСН установлена в размере 6 %. Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) при этом не уплачивается.
На основании сметной документации заказчиком, застройщиком в порядке, установленном законодательством, определяется подрядчик, цена предложения которого является неизменной договорной (контрактной) ценой на строительство объекта (выполнение строительных, специальных, монтажных работ). Данная норма закреплена подп. 1.1 Указа от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены вне зависимости от источника финансирования определен Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553).
Так, цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству (п. 5 Положения № 1553).
Следовательно, цены участников должны формироваться с учетом всех необходимых сборов, пошлин и других платежей, которые должны быть уплачены ими в соответствии с законодательством. Кроме того, сравнение и оценка предложений участников должны производиться с учетом НДС, других налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, установленных законодательством и уплачиваемых организацией в связи с осуществлением процедуры закупки. При этом цена предложения участника, освобожденного от уплаты НДС, т.е. имеющего льготы по налогообложению, оценивается с учетом этих льгот.
Таким образом, необходимо сравнивать цены предложений участников:
- освобожденных от уплаты НДС - без учета НДС;
- не освобожденных от уплаты НДС - с учетом НДС.
Рассмотрим далее вопрос, касающийся разницы в цене выполняемых работ, которая возникает в связи с применением сторонами договора различных систем налогообложения.
Во-первых, участникам строительства необходимо разграничивать такие понятия, как:
- сметная стоимость строительства объекта, которая указана в сметной документации, имеющейся у заказчика;
- стоимость работ по договору строительного подряда, которая определяется на основании и с учетом сметной документации.
Причем стоимость работ по договору не всегда равна (да и необязательно должна быть равна в соответствии с законодательством) сметной стоимости объекта строительства, указанной в сметной документации заказчика.
Согласно п. 3 Положения № 1553 цена заказчика формируется на основании проектной, в т.ч. сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта, указанной заказчиком в задании на проектирование. На основании предоставляемой заказчиком проектной, в т.ч. сметной, документации формируется и цена предложения подрядчика.
Положением № 1553 не предусмотрена возможность корректировки договорной (контрактной) цены между заказчиком и генеральным подрядчиком в зависимости от цены работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, а также в связи с применением сторонами договора различных систем налогообложения. Это связано с тем, что договор субподряда заключается между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, а заказчик по строительству не является стороной указанного договора.
Кроме того, в случае выполнения работ на объекте строительства с участием субподрядчиков заказчику предоставляется единая справка (п. 55 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450). То есть, если на объекте строительства работы выполняются как собственными силами генподрядчика, так и с привлечением субподрядных организаций, заказчик получает единую справку от генподрядчика. Договор субподряда заключается между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, заказчик по строительству не является стороной указанного договора.
Также согласно п. 10 Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 20.07.2018 № 29, генподрядчиком заказчику предъявляется единый акт формы С-2б на работы, выполненные собственными силами генподрядчика, и на работы, выполненные субподрядчиками, в соответствии с тем порядком и системой налогообложения, которые применяет генподрядчик. Акты выполненных работ формируются в том порядке, который предусмотрен условиями заключенного договора строительного подряда.
Также, согласно п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 30.09.2011 № 44, в состав расходов по договорам строительного подряда включается стоимость работ, выполненных субподрядчиками.
Итак, при применении договорных цен в общем случае генеральный подрядчик не вправе предъявить заказчику отдельные акты выполненных собственными силами работ и акты субподрядчиков на выполненные ими работы.
При включении работ субподрядчика в общий акт выполненных работ генеральный подрядчик производит перерасчет стоимости выполненных субподрядчиком работ в соответствии с порядком ценообразования согласно договору генподряда с заказчиком. Налоги включаются в акт выполненных работ также на полную стоимость работ в соответствии с тем порядком и системой налогообложения, которые применяет генеральный подрядчик.
Исходя из вышеизложенного, даже изначально зная о необходимости привлечения субподрядчика с иной, чем у него, системой налогообложения, генподрядчик идет на риск получения убытков. Так, например, налог 6% при УСН субподрядчика будет отнесен в бухгалтерском учете генподрядчика на результаты финансовой деятельности по работам, освобожденным от уплаты НДС.