В ходе выполнения строительно-монтажных работ на объекте, сметная документация на который разработана на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, была выявлена необходимость выполнения дополнительных работ, которые не были учтены в разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации. Проект прошел экспертизу. В процессе строительства на дополнительные работы (подземная и надземная части) были составлены двухсторонние акты, подписаны представителями проектировщика, технического надзора, заказчика и переданы в проектную организацию для составления смет и определения стоимости дополнительных работ.
Должны ли проектная организация или заказчик передавать дополнительную сметную документацию в органы государственной экспертизы? Считаются ли объемы, выполненные по утвержденным дополнительным сметам, не прошедшим экспертизу, завышением стоимости строительства? Каким образом подрядчик должен рассчитать стоимость выполненных дополнительных работ?
В случае возникновения обоснованной необходимости выполнения работ, не учтенных утвержденной проектной документацией, составляется акт на дополнительные работы, который подписывают представители заказчика и проектной организаций. Это определено п.12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение №1553).
Стоимость дополнительных работ определяется проектными организациями – разработчиками проектной документации путем составления смет на основании актов на дополнительные работы. Компенсация увеличения сметной стоимости строительства объекта производится за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, других статей в пределах стоимости строительства в целом. В случае исчерпания общей сметной стоимости строительства объекта осуществляется корректировка сметной стоимости строительства с повторным утверждением проектной документации. Это регламентировано п. 38 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51.
Повторные государственная экспертиза и утверждение проектной документации проводятся в случаях внесения по инициативе заказчика изменений в утвержденную проектную документацию в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в т.ч. увеличением стоимости строительства, определенной утвержденной проектной документацией. Это следует из норм п. 4 ст. 32 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Повторная государственная экспертиза проводится в порядке, установленном Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совмина от 30.09.2016 № 791.
Согласно постановлению Минстройархитектуры от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» работы, стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с определенным законодательством порядком, выполненные по проектной документации, не утвержденной в установленном порядке, составляют завышение стоимости строительства.
Пунктом 12 Положения № 1553, определено, что стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, определенной в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом прогнозного индекса цен в строительстве, утверждаемого Министерством экономики, месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика в соответствии с законодательством о закупках. При этом стоимость материалов определяется в соответствии с условиями формирования стоимости материалов, определенной неизменной договорной (контрактной) ценой.
Вышеуказанное определение стоимости дополнительных работ принимается лишь в случае, когда дополнительные работы соответствуют следующим критериям:
- они не предусмотрены проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект»;
- необходимость их выполнения возникла в процессе строительства;
- они подтверждены разработчиком проектной документации на основании двухстороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком проектной документации.
Следует напомнить, что в соответствии с Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в обязанности подрядчика входит своевременное сообщение заказчику о выявлении дополнительных работ, не предусмотренных в проектной документации и влекущих увеличение стоимости строительства.