С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках (далее – госзакупки) – Законом от 13.07.2012 № 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее – Закон № 419-З). МАРТ в письме от 02.12.2021 № 14-01-10/2994 К "О разъяснении законодательства" (далее – письмо № 14-01-10/2994 К) разъясняет порядок выбора вида государственной закупки при приобретении товаров для одного или нескольких объектов строительства.
По общему правилу предметом госзакупки могут выступать только однородные товары (работы, услуги), то есть товары (работы, услуги), у которых 8 первых цифр кода ОКРБ 007-2012 совпадают.
Неоднородные товары (работы, услуги) могут объединяться в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте), только если они технологически и функционально связаны друг с другом. Обоснование такой связи в каждом конкретном случае относится к компетенции заказчика.
Исключение из указанного правила составляют случаи, когда в отношении определенных товаров (работ, услуг) Совмином установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги) к участию в процедурах государственных закупок. В этом случае объединение в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте) неоднородных товаров (работ, услуг), даже если они технологически и функционально связаны друг с другом, не допускается.
При формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.
Следовательно, один и тот же товар, приобретаемый заказчиком для 4 объектов строительства, будет отражен в годовом плане государственных закупок 4 раза для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью. Также важно, является ли закупаемый товар однородным с другим товаром, включенным в план государственных закупок по одному и тому же объекту.
Таким образом, в ситуации, когда заказчик (организатор) приобретает в одной процедуре госзакупки все товары для одного объекта, как неоднородные, так и однородные, то вид процедуры госзакупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности всех закупаемых совместно товаров по этому объекту. При этом включение таких товаров в один лот либо закупка их в одной процедуре разными лотами, а также закупается одновременно весь товар или только его партия, не учитывается. Технологическую и функциональную взаимосвязь закупаемых совместно товаров должен обосновать заказчик (организатор).
В случае если организации необходимо приобрести однородные товары для нескольких объектов, то вид процедуры госзакупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах, включенных в план государственных закупок, по всем объектам, для которых проводится закупка.