Сметное дело
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
МАРТ: изменение условий договора госзакупки и его проекта
5.0
Опубликовано: 10.06.2022 15:15 - 6430 просмотров

МАРТ на основании полномочий, данных ст. 10 Закона от 13.07.2012 № 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее – Закон № 419-З), в своем письме от 08.06.2022 № 14-01-10/1774К «Об изменений условий договора государственной закупки и его проекта» разъясняет актуальные вопросы изменения условий договоров с учетом последних изменений законодательства о государственных закупках.

По вопросу об изменении условий проекта договора госзакупки при его заключении

При заключении договора по результатам конкурентных процедур государственных закупок  изменение условий проекта договора допускается только в случаях, прямо предусмотренных Законом № 419-З.

Согласно п. 2 ст. 21 Закона № 419-З в ходе проведения процедуры госзакупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) в следующих случаях:

  • включение в иные соответствующие части (лоты) предмета государственной закупки объема (количества) части (лота), выделенного изначально для субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае признания по такой части (лоту) процедуры несостоявшейся (п. 2 ст. 29 Закона № 419-З);
  • уменьшение объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) не более чем на 10 процентов при недостаточности финансирования (п. 3 ст. 35, п. 3 ст.42, п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 48 Закона № 419-З).

При необходимости корректировки объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) в указанных случаях соответствующие положения следует отразить в протоколе выбора участника-победителя. В этой ситуации проект договора при необходимости должен быть скорректирован с учетом такого протокола.

Также согласно части третьей п. 4 ст. 26 Закона № 419-З в случае замены вида обеспечения исполнения обязательств по договору соответствующие изменения вносятся в проект договора.

Иных случаев для изменения проекта договора Закон № 419-З не содержит.

Следует отметить, что в случае несоответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, предоставляемых для подготовки предложения, участник-победитель в течение 3 рабочих дней со дня размещения на ЭТП заказчиком проекта договора размещает на ЭТП соответствующее уведомление с возражениями. Уведомление с возражениями может быть размещено участником-победителем на электронной торговой площадке в отношении соответствующего проекта договора не более 1 раза (ч.4 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З).

Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения участником-победителем на ЭТП уведомления с возражениями рассматривает его и размещает на ЭТП (ч. 5 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З):

  • при полном либо частичном согласии с возражениями – извещение о согласии учесть все либо отдельные возражения, формирует и размещает на ЭТП проект договора с учтенными возражениями;
  • при несогласии с возражениями – извещение с указанием причин невозможности учесть возражения (ч.5 п. 4 ст. 24 Закона № 419-З).

Участник-победитель обязан подписать проект договора в течение 5 календарных дней со дня размещения заказчиком указанных выше извещений (ч. 6 п. 4 ст. Закона № 419-З).

Если участник-победитель не подпишет проект договора в установленный срок, то он будет признан уклонившимся от заключения договора и подлежит включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Таким образом, у участника-победителя существует обязанность подписать проект договора. При этом законодательство о государственных закупках не исключает в дальнейшем возможность изменения договора, в т.ч. в части приведения его в соответствие с условиями проведения процедуры государственной закупки.

По вопросу об изменении условий договора при его исполнении

Не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных ч.2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также Совмином.

Случаи возможного изменения вышеуказанных условий договора установлены п. 1.8 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).

МАРТ обращает внимание, что ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора не может быть изменена, так как соответствующих оснований в настоящее время законодательством не предусмотрено.

Об изменении объема (количества) товаров (работ, услуг)

С 31 марта 2022 года в связи с вступлением в силу постановления Совмина от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (далее – постановление № 188) скорректированы подходы к изменению объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора при его исполнении.

В частности, в соответствии с абз. 2 и 3 п.1.8 постановления № 395 допускается увеличение:

  • объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг) (за исключением объема (количества) товаров (работ, услуг) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пунктами 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону);
  • объема (количества) товаров (работ, услуг) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пунктами 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону. Предельный объем (количество) увеличения товаров (работ, услуг) по данному основанию не установлен.

МАРТ отмечает, что если договор заключен на несколько наименований товаров (работ, услуг), то увеличение объема (количества) в пределах 15 % необходимо рассчитывать отдельно по каждому наименованию товаров (работ, услуг), включенных в договор.

МАРТ подчеркивает, что допускается именно увеличение объема (количества) предусмотренных договором товаров (работ, услуг) не более чем на 15 %, а не дополнение новыми товарами (работами, услугами) либо иное изменение ассортимента.

Следовательно, для приобретения товаров (работ, услуг), не предусмотренных договором, или при увеличении объема (количества) товаров (работ, услуг) свыше 15 % (кроме закупок из одного источника на основании пунктов 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону) необходимо проводить новую процедуру государственной закупки.

При этом уменьшение объема (количества) товаров (работ, услуг) допускается без каких-либо ограничений по размеру в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг) (абз.4 п.1.8 постановления № 395). Иных оснований для уменьшения количества законодательство не предусматривает.

При изменении объема (количества) товаров (работ, услуг) их общая стоимость изменяется пропорционально изменению объема (количества), а стоимость сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения. Также уменьшение объема (количества) не дает оснований заказчику (организатору) исключить какой-либо из товаров (работ, услуг), предусмотренный договором полностью, уменьшив объем (количество) до нуля.

При этом изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) может быть осуществлено только в случае, если в договоре изначально определен такой объем (количество). Если же государственная закупка осуществлялась с условием невозможности определения объема (количества), то изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) не допускается.

Об изменении цены договора

Постановление № 395 предусматривает также ряд самостоятельных оснований для изменения цены договора, не связанного с изменением объема (количества) товаров (работ, услуг).

Так, согласно абз. 6 п. 1.8 постановления № 395 допускается уменьшение цены договора без ограничения по размеру и каких-либо специальных оснований и обоснования при условии, что не меняются:

  • объем (количество) товаров (работ, услуг);
  • потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики).

При этом такое уменьшение может быть, как за счет пропорционального уменьшения стоимости товаров (работ, услуг) за весь период действия договора, так и за счет изменения, например, в конкретном месяце (месяцах).

Также, согласно абз.7 п. 1.8 постановления № 395 допускается изменение цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов). В данном случае речь идет уже как об уменьшении, так и об увеличении цены договора.

Одновременно в указанной норме имеются в виду случаи изменения законодательства, оказавшие влияние на формирование цены конкретных товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых предусмотрена договором.

Следовательно, цена договора может быть изменена соответствующим образом в случае вступления в силу норм законодательства, которые оказывают влияние на формирование поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цены конкретного товара (работы, услуги) (например, когда в связи с изменением НК возникает обязанность уплаты налога при реализации определенного товара (работы, услуги).

При этом МАРТ считает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) должен обосновать влияние изменений законодательства на изменение цены договора в каждом конкретном случае.

Допускается изменение в 2022 году цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям 12 и 4 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки (абз.10 п.1.8 постановления № 395). Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя).

В этом случае имеет значение предмет договора – это должны быть товары (работы, услуги), поименованные в приложениях 12 и 4 к постановлению № 395. Если товары (работы, услуги) не включены в указанные приложения, то увеличивать цену договора на основании абз.10 п.1.8 постановления № 395 недопустимо.

Размер такого изменения должен быть подтвержден соответствующим расчетом, представленным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом решение об изменении цены договора возможно только по соглашению сторон, а поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе в одностороннем порядке изменять цену договора, заключенного по результатам проведения процедуры государственной закупки.

Соответственно, в случае поступления от поставщика (подрядчика, исполнителя) предложения об изменении цены договора именно заказчик рассматривает представленные документы, в т.ч. соответствующий расчет, и оценивает их достаточность для подтверждения наличия оснований изменения цены. С учетом такой оценки, имеющегося финансирования и времени на возможное проведение новой процедуры государственной закупки заказчик принимает решение о заключении соответствующего дополнительного соглашения либо отклонении предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении цены договора. При этом, учитывая, что одним из основных принципов осуществления государственных закупок является эффективное расходование денежных средств, МАРТ считает, что заказчику до принятия решения об изменении цены договора необходимо изучить уровень цен на рынке на приобретаемый товар (работу, услугу) во избежание необоснованного увеличения цены договора.

Об изменении сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Допускается увеличение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки (абз.5 п.1.8 постановления № 395).

Что относить к конструктивным, технологическим решениям, законодатель не определяет. Данный вопрос решается сторонами в каждом конкретном случае самостоятельно.

Также абз. 8 п. 1.8 постановления № 395 предусмотрена возможность изменения условий договора в ходе его исполнения в части изменения срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Согласно п. 3 ст. 372 ГК под обстоятельствами непреодолимой силы понимается чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств, в результате которых исключена возможность надлежащего исполнения обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом конкретный перечень обстоятельств, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, в законодательстве отсутствует.

К обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены как природные стихийные явления (наводнения, ураганы, пожары и т.д.), так и явления общественной жизни (войны, забастовки и т.д.). К обстоятельствам непреодолимой силы, как правило, не относятся:

  • изменение курсов валют;
  • снижение выручки от продажи товаров, работ, услуг, в т.ч. в связи с приостановлением деятельности;
  • увеличение стоимости транспортировки товаров, в т.ч. морским транспортом;
  • эпидемия и пандемия.

Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы определяются в каждой конкретной ситуации индивидуально, в т.ч. с учетом условий заключенного договора.

С 31 марта 2022 г. допускается изменение в 2022 году сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя) (абз. 11 п.1.8 постановления № 395).

Требований к содержанию и достаточности обоснования невозможности исполнения договора без изменения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) законодательство не предусматривает. При этом в таком обосновании поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо отразить информацию, достаточную для установления факта невозможности исполнения обязательств в случае сохранения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установленных договором при заключении.

Об изменении порядка оплаты

В 2022 году допускается изменение порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя) (абз. 11 п.1.8 постановления № 395).

Справочно. Содержание термина «порядок оплаты» законодательством о государственных закупках не определено. МАРТ полагает, что под порядком оплаты понимается форма расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вид, способ такого расчета, условие предоставления (не предоставления) аванса, предварительная оплата, оплата по факту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и прочее.

Требований к содержанию и достаточности обоснования невозможности исполнения договора без изменения порядка оплаты законодательство не предусматривает. При этом в таком обосновании поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо отразить информацию, достаточную для установления факта невозможности исполнения обязательств в случае сохранения порядка оплаты, установленного договором при заключении. Такой информацией, например, могут быть сведения о введении ограничений в торговле и запрета на оплату товаров, происходящих из определенных государств, и иные.

Также МАРТ информирует о следующем. В письме Минфина от 25.04.2022 № 16-31/13209-1 указано, что п. 3 ст. 101 Бюджетного кодекса предусмотрено право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году.

Данное право расходования прекращается по окончании финансового года, все неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета, в том числе государственного целевого бюджетного фонда, включая инновационный фонд, а также государственного внебюджетного фонда.

Таким образом, если бюджетные средства с учетом аккредитивной формы расчета перечислены до 2022 года на счета получателей бюджетных средств для расчетов с поставщиками-нерезидентами Республики Беларусь, и указанные расчеты по каким-либо причинам не могут быть проведены, то данные средства подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.

Также согласно п. 2.8 ст. 82 Бюджетного кодекса получатели бюджетных средств обязаны принять меры по корректировке договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения в случае уменьшения размера ранее доведенных бюджетных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств и заключенных договоров (соглашений).

МАРТ отмечает, что любые изменения условий договора возможны только по соглашению сторон либо в судебном порядке. При этом возможность и достаточность оснований для изменения условий в каждом конкретном случае определяет заказчик самостоятельно.

В случае недостижения согласия об изменении условий договора он может быть расторгнут по соглашению сторон.

Если же заказчик не соглашается на изменение условий договора или его расторжение по соглашению сторон, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении договора.

Важно. До изменения условий договора поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) на иных условиях, в т.ч. в части изменения цены, не допускается.

В письме МАРТ от 08.06.2022 № 14-01-10/1774К признаются утратившими силу:

  • раздел «По вопросу составления годового плана государственных закупок товаров по перечню для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также формирования годового плана филиалом» из письма МАРТ от 13.08.2019 № 14-01-06/2322 К;
  • письма МАРТ от 09.2019 № 14-01-06/2754 К, от 21.04.2020 № 14- 01-06/1417 К, от 14.12.2021 № 14-01-12/3093 К, от 11.02.2022 № 14-01-10/362 К;
    • раздел «Об изменении условий договора государственной закупки» из письма от 24.02021 № 14-01-10/1598 К.
Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос