На этапе завершения возведения объекта ввиду неблагоприятного периода года у подрядчика иногда отсутствует возможность выполнения некоторых работ, предусмотренных договором строительного подряда, например, работ по благоустройству в части устройства асфальтобетонных покрытий или озеленения, что не мешает нормальному функционированию построенного объекта и приемке его в эксплуатацию в соответствии с Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716 (далее – Положение № 716). В такой ситуации выполнение сезонных работ переносится на благоприятный период года. Какие документы регламентируют перенос сезонных работ в рамках договора строительного подряда на возведение объекта? В каких случаях к подрядчику применяются штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ по договору строительного подряда? Ответы на эти вопросы – в данной статье.
Случаи изменения сроков строительства, установленных договором строительного подряда
Сроки строительства объекта, устанавливаемые в договоре строительного подряда, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями подрядных торгов (п. 17 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450)).
Согласно п. 75 Правил № 1450 пересмотр сроков выполнения работ по договору строительного подряда осуществляется в случаях:
- нарушения заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации;
- несвоевременной передачи подрядчику строительной площадки (фронта работ);
- выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной, в т.ч. сметной, документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств;
- уменьшения предусмотренного в договоре объема финансирования, выделяемого для строительства объекта на очередной финансовый год;
- существенного нарушения установленного договором порядка расчетов, графика платежей;
- нарушения по вине заказчика установленных договором сроков поставки материальных ресурсов и проведения пусконаладочных работ;
- приостановления строительства объекта на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон.
При неоднократном нарушении подрядчиком сроков выполнения строительных работ, предусмотренных договором либо графиком строительства (производства работ), договор строительного подряда может быть расторгнут по соглашению сторон на основании предложения заказчика до завершения строительства объекта (подп. 76.1 Правил № 1450).
Сроки строительства пересматриваются по соглашению сторон в установленном Правилами № 1450 порядке с учетом продолжительности действия обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по договору строительного подряда.
Следует также учесть, что сроки выполнения работ по договору строительного подряда не должны превышать сроков строительства объекта, предусмотренных проектной документацией.
В исключительных случаях изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь) осуществляется по согласованию:
- с городскими (г. Минска, городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами - в отношении объектов жилищного строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства), а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов;
- с областными комитетами, Мингорисполкомом - в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства);
- с государственным учреждением "Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень" (далее - администрация парка) в отношении объектов индустриального парка на территории Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень", за исключением территории населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом, садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
Заказчик не позднее чем за 3 месяца (для объектов, сроки строительства которых менее 6 месяцев, - не позднее чем за месяц, а при повторном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства - не позднее чем за 1,5 месяца) до окончания указанного в договоре срока строительства объекта обращается в соответствующий орган с заявлением, содержащим предложение о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию, и приложением к нему документов и сведений об объекте, содержащих:
- информацию:
- о заказчике, генеральном подрядчике;
- об источниках финансирования;
- о сметной стоимости строительства;
- о проектной мощности объекта;
- о сроках строительства;
- об объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на дату обращения;
- о причинах переноса срока ввода объекта;
- перечень мер, принимаемых для активизации работы по завершению строительства, - при первичном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства;
- обоснование заказчика о необходимости изменения (продления) сроков строительства - при повторном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства.
Городские (городов областного подчинения), районные, областные комитеты, Мингорисполком, администрация парка в 20-дневный срок согласовывают изменение (продление) сроков строительства или отказывают в согласовании.
Наряду с принятием решения о согласовании продления сроков областные комитеты, Мингорисполком, администрация парка при наличии оснований, предусмотренных законодательством:
- направляют в Минстройархитектуры предложение об истребовании от обладателя аттестата соответствия информации для подтверждения соответствия квалификационным требованиям;
- принимают меры для замены заказчика;
- применяют в установленном законодательством порядке меры ответственности либо направляют информацию о выявленных нарушениях в компетентные государственные органы для применения мер ответственности.
В случае получения отказа в согласовании изменения (продления) срока строительства участники обязаны завершить строительство объекта в установленные договором сроки (п. 17 Правил № 1450).
Что касается случая переноса выполнения работ на благоприятный период и, как следствие, осуществления приемки в эксплуатацию объекта строительства без работ, перенесенных на благоприятный период, то он не относится к вышеперечисленным случаям и подлежит урегулированию в рамках действующего договора строительного подряда с учетом норм действующего законодательства.
Перенос сроков выполнения сезонных работ в договоре строительного подряда
Если срок строительства объекта по договору строительного подряда выпадает на осенне-зимний период, сторонам желательно предусмотреть в договоре строительного подряда возможность перенесения отдельных видов сезонных работ на благоприятный период с условием ввода в эксплуатацию объекта в намеченный срок, а перенесенных на благоприятный период работ – в срок, позволяющий их выполнение и приемку в соответствии с требованиями Положения № 716.
При этом во избежание нарушения действующего законодательства суммарный срок выполнения основных работ и перенесенных на благоприятный период не должен превысить нормативный срок строительства, установленный проектом в соответствии с ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденным приказом Минстройархитектуры от 06.11.2015 № 279.
Одновременно стороны могут предусмотреть на стадии заключения договора и формирования графика строительства (производства работ) возможность переноса сроков выполнения отдельных видов работ, например, из-за наступления неблагоприятных климатических условий либо других обстоятельств непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению сторонами обязательств по договору.
Подрядчик обязан информировать заказчика о ходе исполнения обязательств по договору, об обстоятельствах, которые препятствуют его исполнению, а также о принятии соответствующих мер (п. 26 Правил № 1450).
Согласно п. 74 Правил № 1450 сторона договора, которой стали известны обстоятельства, требующие изменения условий договора, обязана уведомить о них другую сторону договора в письменной форме и подготовить предложения об изменении условий договора. Другая сторона договора обязана в течение 5 рабочих дней рассмотреть предложения об изменении договора и подписать дополнительное соглашение к договору либо согласиться на расторжение договора по соглашению сторон.
При срыве по вине подрядчика срока строительства объекта (выполнения строительных работ), установленного договором, строительные работы, выполненные после указанного срока, оплачиваются по ценам, действовавшим на установленную договором дату их завершения, если иное не установлено договором строительного подряда (п. 61 Правил № 1450).
Таким образом, подрядчик в случае отсутствия возможности выполнения работ в оговоренные договором строительного подряда сроки либо обоснованной необходимости переноса сроков выполнения сезонных работ на благоприятный период обязан письменно уведомить об этом заказчика.
В дальнейшем сторонам необходимо подписать дополнительное соглашение к договору строительного подряда, в т.ч. сроки завершения перенесенных на благоприятный период работ, порядок формирования их стоимости, изменение графика строительства (производства работ) и графика платежей.
Учет переноса сезонных работ при приемке объекта в эксплуатацию
Пунктом 23 Положения № 716 оговорено, что при приемке в эксплуатацию объекта в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика разрешается перенос сроков их выполнения на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта. Перечень, объемы, стоимость и сроки проведения этих видов работ устанавливаются заказчиком (застройщиком) либо уполномоченной им организацией по согласованию с разработчиком проектной документации, а также органами государственного надзора, выдающими заключения по данному объекту, и отражаются в акте приемки объекта в эксплуатацию, форма которого установлена постановлением Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40.
Приемка в эксплуатацию перенесенных на благоприятный период года работ производится после их выполнения в порядке, установленном Положением № 716.
Согласно п. 44 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10, при приемке объекта либо его части в эксплуатацию в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов строительных работ, формируется предварительная стоимость объекта (части объекта). После приемки в установленном порядке строительных работ, выполнение которых перенесено на благоприятный период года, стоимость объекта (части объекта) пересчитывается.
Перенос некоторых строительных работ в силу их сезонности и отсутствия возможности их выполнения в неблагоприятный период года регламентируется п. 12 акта приемки объекта в эксплуатацию.
Как отмечалось ранее, в рамках договорных отношений между заказчиком и подрядчиком выполнение строительных работ в более поздний благоприятный период года должно оформляться дополнительным соглашением к договору строительного подряда, в котором сторонами определяются перечень, объемы, стоимость и сроки проведения данных работ. Подписанием такой редакции дополнительного соглашения заказчик выражает свое согласие на перенос работ на благоприятный период, следовательно, у подрядчика не возникает ответственности за срыв сроков по договору строительного подряда.
Внесение изменений в проектную, в т.ч. сметную, документацию, при необходимости, осуществляется проектной организацией по заданию заказчика в соответствии с условиями договора на выполнение проектных работ, заключенного с соблюдением Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совмина от 01.04.2014 № 297.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона от 05.07.2004 № 300-3 «Об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь», в редакции от 18.07.2016 № 402-З, срок действия разрешения на производство строительно-монтажных работ, выданного инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта, ограничивается проектной продолжительностью строительства. В дальнейшем этот срок может быть продлен на основании письменного уведомления, поданного заказчиком в территориальную инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта (п. 6 Положения о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденного постановлением Совмина от 08.05.2018 № 343).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что обстоятельства, возникшие не по вине подрядчика, которые привели к переносу выполнения работ на благоприятный период года по согласованию с заказчиком, проектировщиком и органами государственного строительного надзора, не требуют взыскания с подрядчика штрафных санкций, оговоренных в п. 85 Правил № 1450.
Согласно п. 85 Правил № 1450 за превышение по своей вине установленных договором сроков сдачи объекта в эксплуатацию (передачи результата строительных работ) подрядчик несет ответственность и уплачивает неустойку (пеню) заказчику в следующих случаях и размерах:
- 0,15 % стоимости объекта за каждый день просрочки, но не более 10 % стоимости объекта (результата строительных работ);
- за нарушение установленных в договоре (графике строительства (производства работ)) сроков выполнения строительных работ, включая оформление документов, подтверждающих их выполнение, – 0,2 % стоимости невыполненных строительных работ за каждый день просрочки, но не более 20 % их стоимости.
Однако в случае нарушения подрядчиком условий договора строительного подряда, например, несвоевременного завершения перенесенных на благоприятный период работ на объекте, приведшего к срыву приемки в эксплуатацию перенесенных работ, заказчик вправе требовать взыскания штрафных санкций и понесенных им убытков, обусловленных данным нарушением, с подрядчика (п. 25 Правил № 1450).
Ответственность за нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства
Ответственность, возникшая в результате нарушения порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства или приемки строительных, специальных, монтажных работ, устанавливается ст. 22.5 КоАП, которая предусматривает наложение административных штрафов на председателя и членов приемочной комиссии, подрядные организации, заказчика, эксплуатирующие организации, представителя организации государственного надзора в зависимости от возникших правонарушений.
Нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой ст. 22.5 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусматривает штраф в размере от 6 до 15 базовых величин (части первая, вторая ст. 22.5 КоАП).
Эксплуатация или передача в эксплуатацию объекта строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением порядка приемки влекут наложение штрафа на юридическое лицо – до 200 базовых величин (часть третья ст. 22.5 КоАП).
Нарушение установленных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, выполнение которых было перенесено при приемке объектов (очереди строительства, пускового комплекса) в эксплуатацию, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин, а на юридическое лицо – до 200 базовых величин (часть четвертая ст. 22.5 КоАП).
Подписание должностным лицом заказчика, застройщика, подрядчика акта приемки объекта строительства в эксплуатацию с нарушениями требований проектной документации, технических нормативных правовых актов влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин (часть пятая ст. 22.6 КоАП).
На основании вышеизложенного важно отметить, что взыскание штрафных санкций с подрядчика правомерно в случаях нарушения им сроков выполнения работ в рамках договора строительного подряда по зависящим от него причинам, таким, например, как отсутствие у него необходимой для выполнения работ техники, несвоевременная закупка материалов и др.