Сметное дело
Руководство пользователя
Транспортные затраты: нарушение или условие переговоров?
Опубликовано: 28.10.2015 00:00
Обновлено: 28.10.2015 00:00

Подрядной организацией осуществляется выполнение отделочных работ на возводимых объектах крупнопанельного домостроения. Заказчик осуществляет финансирование объектов за счет собственных средств. Сметная документация по данному объекту составлена на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Цена договора рассчитана с учетом прогнозных индексов и является приблизительной.

Для выполнения работ по установке столярных изделий на объекте (окна, двери) подрядчиком в соответствии с действующим законодательством были проведены торги по выбору изготовителя и поставщика столярных изделий. Договором поставки предусмотрена доставка готовых изделий на объект изготовителем.

После выполнения работ подрядной организацией заказчику были предоставлены акт формы С-2а и справка формы С-3а, подписанные заказчиком в установленном порядке. Также была представлена справка о фактической стоимости материалов с подтверждающими документами (товарно-транспортные накладные), проанализировав которую, заказчик потребовал пересчета транспортных затрат (т.е. исключения сметного транспорта на изделия, поставленные фирмой-изготовителем). 

Имеет ли право заказчик требовать пересчета транспортных затрат?

Имеет ли право заказчик требовать предоставления ему копии заключенного договора поставки, подписанного по результатам проведения торгов (переговоров)?

В каких случаях корректируются транспортные затраты при расчетах за выполненные работы? 

Цены (тарифы) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), регулирует Минстройархитектуры. Это установлено Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», в редакции от 04.06.2015 № 228.

Транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, при составлении сметной документации определяются от стоимости материалов по процентной норме согласно п. 8.3 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, в редакции от 29.09.2014 № 44. При этом транспортные затраты являются отдельной статьей затрат и при актировании выполненных работ даже в случае изменения стоимости материалов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной (договорной) контрактной цене (далее – неизменная цена), не подлежат корректировке. Такое разъяснение дано в письме Минстройархитектуры от 20.03.2013 № 10-02/2396 «О расчетах за выполненные работы». 

В рассматриваемой ситуации договор строительного подряда предусматривает корректировку неизменной цены в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене.

В договоры на строительство объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств, заключаемые после 01.01.2015, такое условие не может быть включено.

В таком случае в договорах подряда, как правило, предусматривается обязанность подрядчика предоставить заказчику документы, подтверждающие стоимость материалов, использованных при строительстве объекта. При анализе представленных документов заказчик пришел к выводу, что в стоимость материалов включены транспортные затраты по доставке материалов на объект, т.е. данные затраты он оплатил подрядчику дважды: в стоимости столярных изделий (по договору поставки) и в актах выполненных работ (по статье «транспортные затраты» согласно сметной документации). 

Поскольку договором подряда предусмотрено, что транспортные затраты заказчик компенсирует подрядчику в размере, предусмотренном сметной документацией, предъявление подрядчиком транспортных затрат дважды (в случае, если в стоимость материалов действительно включены также транспортные затраты на доставку материалов на объект) неправомерно. Следовательно, заказчик прав, требуя пересчета транспортных затрат. 

Гражданским кодексом Республики Беларусь определено, что заказчик не имеет права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, поэтому заказчик не может требовать у подрядной организации договор поставки. Однако в данной ситуации, по мнению автора, для устранения недоразумений в отношении заказчика и подрядчика будет целесообразно удовлетворить просьбу заказчика. 

Следует отметить, опыт работы с проверяющими органами показывает, что данные ситуации считаются завышением стоимости строительства (как правило, проверки осуществляются на объектах, финансируемых из средств бюджета и приравненных к ним). 

Если в рассматриваемой ситуации транспортные затраты действительно предъявлены к оплате дважды, то сумма транспортных затрат, включенная в стоимость материалов, является завышением стоимости строительства согласно постановлению Минстройархитектуры от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства». 

В соответствии со ст. 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат влечет наложение штрафа.

Размер штрафа составляет от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) – до 150 % от суммы завышения. 

Светлана Филоненко, ведущий инженер проектно-сметной документации

Другие материалы по теме
В помощь сметчику
Вопросы и ответы