С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках (далее – госзакупки) – Законом от 13.07.2012 № 419-З "О государственных закупках товаров (работ, услуг)", в редакции от 18.12.2019 № 275-З (далее – Закон № 419-З). МАРТ по согласованию с Минстройархитектуры в письме № 14-01-10/1598 К "О закупках для строительства" (далее – письмо № 14-01-10/1598 К) разъясняет отдельные нюансы при проведении госзакупок.
Вначале следует отметить, что именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в госзакупках и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств в соответствии с требованиями Закона № 419-З. В то время как денежные средства, получаемые генеральным подрядчиком (далее – генподрядчик) в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам процедуры госзакупки, становятся его собственными, и, следовательно, руководствоваться законодательством о госзакупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генподрядчику не требуется.
При необходимости порядок привлечения субподрядчиков, а также приобретения товаров генподрядчиком может быть определен в договоре, заключенном заказчиком с генподрядчиком.
Также требуется обозначить, что в случае невнесения изменений в законодательство закупки товаров (работ, услуг) при строительстве за счет иных источников финансирования регулироваться не будут. Порядок осуществления таких закупок организация определяет с учетом требований Декрета от 23.11.2017 № 7 "О развитии предпринимательства", в редакции от 26.02.2021 № 58.
Применение законодательства при осуществлении закупок для строительства в переходный период
Если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 01.07.2021, то на такие закупки не распространяется действие Закона № 419-З. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.07.2021, т. е. в соответствии с Указом от 07.06.2019 № 223 "О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве" (далее – Указ № 223).
Для целей переходного периода днем принятия решения о проведении процедуры закупки при строительстве с соблюдением норм Указа № 223 необходимо считать день утверждения документации для предварительного квалификационного отбора участников для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) и конкурсной документации для проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), документации для переговоров.
Также в письме № 14-01-10/1598 К разъясняется, что в случае расторжения договоров, заключенных по результатам процедур закупок при строительстве в соответствии с Указом № 223, в связи с их неисполнением либо ненадлежащим исполнением представлять информацию в МАРТ о включении соответствующих поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, не требуется.
Определение товаров (работ, услуг) для строительства
Работы и услуги в области строительства содержит перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденный постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 17. Данный перечень распространяет свое действие на объекты строительства. Кроме того, в письме № 14-01-10/1598 К указано, что при отнесении определенных видов работ и услуг к строительной деятельности в Республике Беларусь можно руководствоваться ТНПА в сфере строительства, а также ОКРБ 007-2012 "Классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденным постановлением Госстандарта от 28.12.2012 № 83, в редакции от 16.12.2020 № 96 (далее – ОКРБ 007-2012):
- секция F "Здания и сооружения; работы общестроительные по возведению зданий и сооружений":
- раздел 41 "Здания; работы общестроительные по возведению зданий";
- раздел 42 "Объекты гражданского строительства; работы строительные по сооружению объектов гражданского строительства";
- раздел 43 "Работы строительные специализированные";
- секция M "Услуги профессиональные, научные и технические":
- ○ раздел 71 "Услуги в области архитектурной деятельности, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа".
МАРТ поясняет, что потребность в товарах (работах, услугах) при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте, благоустройстве объекта, его сносе определяется на основании проектной документации, а для выполнения СМР по текущему ремонту требуется дефектный акт и смета.
Формирование годового плана госзакупок
В письме № 14-01-10/1598 К МАРТ информирует, что до начала осуществления госзакупки обязательно включение необходимого товара (работы, услуги) в годовой план госзакупок.
Годовой план должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году (исключение: в случае, если срок осуществления госзакупки превышает срок, на который утверждается годовой план, в него включаются ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость).
В годовой план на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры госзакупки согласно Закону № 419-З с 01.07.2021. При этом МАРТ обращает внимание на то, что при формировании годового плана товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.
Это означает, что если одни и те же товары (работы, услуги) приобретаются заказчиком, например, для 3 объектов строительства, то они будут отражены в годовом плане 3 раза для каждого объекта с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью. Одновременно необходимо отметить, что фактически формирование годового плана зависит от того, что будет приобретаться заказчиком – в годовом плане могут быть перечислены все виды строительных работ по объекту строительства либо указано их общее название.
При формировании годового плана и предмета госзакупки важно определить, как и кем будут приобретаться материалы для объекта строительства:
- подрядчик выполняет работы с использованием своего материала – в годовом плане отражаются только планируемые к приобретению работы (услуги), нужды дополнительного включения в годовой план товаров, необходимых для выполнения соответствующих работ, нет;
- заказчиком может быть предусмотрено, что материалы для выполнения работ (оказания услуг) будут приобретаться им отдельно и предоставляться подрядчику – в такой ситуации в годовой план госзакупок отдельными позициями включаются и соответствующие работы (услуги), и необходимые для строительства товары.
В письме № 14-01-10/1598 К приведены примеры того, как может выглядеть годовой план в зависимости от различных потребностей заказчика.
Формирование предмета госзакупки
По общему правилу предметом госзакупки могут выступать только однородные товары (работы, услуги), т. е. товары (работы, услуги), у которых 8 первых цифр кода ОКРБ 007-2012 совпадают. Неоднородные товары (работы, услуги) могут объединяться в предмете госзакупки и (или) его части (лоте), только если они технологически и функционально связаны друг с другом. Обоснование такой связи в каждом конкретном случае относится к компетенции заказчика.
При необходимости определения кода согласно ОКРБ 007-2012 возможно обратиться за разъяснением в научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации".
Пунктом 4 ст. 21 Закона № 419-З установлены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании предмета госзакупки.
Требуется подчеркнуть, что описание предмета госзакупки должно позволять участнику сформировать предложение, в т. ч. его цену. Соответственно, в документы, представляемые для подготовки предложения и размещаемые на электронной торговой площадке, необходимо включать всю информацию, касающуюся объекта строительства (проектная, предпроектная (предынвестиционная) документация, дефектный акт и смета). Возможности передачи части документов отдельным участникам по их заявкам законодательство о госзакупках не предусматривает.
Выбор вида процедуры госзакупки
Вид процедуры госзакупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане госзакупок. При этом МАРТ разъясняет, что выбор вида процедуры госзакупки в случае отдельного приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства определенного объекта, будет определяться исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах) по соответствующему объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам), необходимым для строительства всех объектов.
Для выбора вида процедуры госзакупки товаров (работ, услуг) для строительства объектов в 2021 г. не учитываются товары (работы, услуги), процедуры закупок которых начаты или договоры на поставку которых заключены до 01.07.2021.
Определение ориентировочной стоимости предмета госзакупки
Правила определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки утверждены постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 "О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки", в котором предусмотрено применение таких способов, как:
- изучение конъюнктуры рынка – является приоритетным для определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки;
- проектно-сметный – применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), при этом обязанности дополнительного изучения конъюнктуры рынка нет;
- затратный – применяется в случае невозможности применения предыдущих способов или в дополнение к ним.
Изменения условий договора госзакупки
Допустимо изменение объема (количества) товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения. При этом МАРТ отмечает, что речь идет лишь о возможности изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора госзакупок. Включение в заключенный договор госзакупки товаров (работ, услуг), не предусмотренных таким договором (дополнительных (скрытых) работ), недопустимо. Также в письме № 14-01-10/1598 К отмечено, что в данном случае имеется в виду как увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг), так и их уменьшение.
Соответственно, для приобретения товаров (работ, услуг), не предусмотренных договором госзакупки (например, при выявлении дополнительных работ), или при изменении объема (количества) товаров (работ, услуг) свыше 10 % необходимо проводить новую процедуру госзакупки. В случае же, если утрачена потребность в более чем 10 % товаров (работ, услуг), договор госзакупки может быть расторгнут по соглашению сторон.
Сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) можно менять в двух случаях:
- по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки;
- в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует Белорусская торгово-промышленная палата либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель).
МАРТ отмечает, что уменьшить цену договора госзакупки без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в т. ч. их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик, можно без каких-либо специальных оснований.
Увеличить цену договора госзакупки без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) можно только в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов).
Например, по причине изменения законодательства могут применяться основания, предусмотренные п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 23.04.2020 № 253, согласно которым при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств, неизменная цена корректируется в случаях изменения:
- налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
- прогнозных индексов цен в строительстве;
- НПА, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве.
Закупки в случае аварийно-восстановительного ремонта
В случае возникновения потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в т. ч. чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, госзакупки осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника.
При этом МАРТ в письме № 14-01-10/1598 К приводит информацию о том, что проведение процедуры закупки из одного источника возможно без предварительного включения потребности в годовой план госзакупок. В последующем до размещения справки о процедуре закупки из одного источника на электронной торговой площадке необходимо будет внести соответствующую позицию в годовой план госзакупок и разместить изменения на электронной торговой площадке